Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на муниципальном методическом объединении
классных руководителей
«Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины»
Учитель русского языка и литературы
Суханова Инна Александровна
Обоянь 2025
СЛАЙД 2
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Это важно, это современно. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества. Это всё взаимосвязано.
СЛАЙД 3
В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
Тема патриотизма одинаково важна как для
молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Но патриотическое
воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и
юность - самая благоприятная пора для привития чувства любви к Родине.
Без патриотического воспитания мы можем потерять
страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования,
связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В
моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное
чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по
словам, а по делам человека.
Наше общество испытывает духовно-нравственный
кризис. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. В
общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету ценности,
вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Современная молодежь имеет
доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно
ориентироваться. Появилась необходимость в правильно организованном
воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма.
Сегодня много говорят о возрождении патриотического
воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и
уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой
своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином,
способным взять на себя груз ответственности за Россию. Ребенок должен знать
героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей,
что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь
к Родине.
Поэтому роль учителя и классного руководителя в
воспитании подрастающего поколения огромна.
Хочу поделиться опытом работы по обучению и воспитанию детей, обучающихся на дому.
Мы понимаем, что дети, обучающиеся на дому лишены проникновения в воспитательный процесс в школе. Тематические классные часы, беседы и мероприятия на патриотические темы учащиеся, по состоянию здоровья не всегда могут посетить, поэтому основная роль в воспитании патриотизма отводится учителям, работающим с данной категорией детей. Я работаю третий год с одним учащимся Бобровым Святославом.
Обучение на дому предполагает тесное сотрудничество с родителями и членами семьи. В семье Святослава мама, 2 брата и 2 сестры. Надо сказать, что мама принимают активное участие в образовательном и воспитательном процессе своего ребенка.
Благодаря активной позиции родителей их дети достигают определённых высот. Особенно мамы подталкивают своих детей к участию во многих конкурсах и мероприятиях, как на уровне школы, так и на уровне района и региона.
Работа по патриотическому воспитанию мной ведётся круглый год.
СЛАЙД 4
Я применяю в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.
СЛАЙД 5
Наиболее часто использую традиционные формы работы:
классные часы с использованием презентаций, беседы,
викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на
патриотическую тему.
СЛАЙД 6
Инновационные формы работы: поисковая работа, участие в социальных проектах, встреча с интересными людьми, просмотр видеофильмов.
СЛАЙД 7-10
экскурсионная деятельность с посещением музеев, и по патриотическим местам
СЛАЙД 11
Все перечисленные формы работы направлены на формирование следующих качеств личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу
своей семьи, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и
готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и
общественная ответственность;
Воспитание патриотических чувств происходит на уроках географии, литературы, истории через:
- изучение истории своего рода через составление
генеалогических древ;
- создание библиографических альбомов о
земляках, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны;
- написание сочинений – рассуждений;
- проведение конкурсов рисунков, «Пусть всегда будет мама» и
др.;
Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
Опыт работы показывает, что патриотическое воспитание способствует духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, стремления сделать хорошее для старшего поколения.
Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего проходит через мероприятия, направленные на познание историко - культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном районе.
По данному направлению проводятся следующие
мероприятия:
- изучение истории возникновения нашего района и
области;
- проведение уроков – путешествий «Заповедные места родного
края»;
- конкурс рисунков «Красоты моего края»;
- проведение классного часа «Край родной»;
- классные часы «День Конституции»,
- внеклассные мероприятия «День народного
единства»;
- уход за памятником
- проведение митингов у памятников.
СЛАЙД 12
Работая в направлении «Воспитание
патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его
прошлого, настоящего и будущего», стараюсь воспитывать в детях
любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом
направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны. Считаю, что
проведение мероприятий ко Дню Победы в Великой Отечественной войне это
идеальные условия для развития патриотических ценностей у детей.
По данному направлению провожу следующие мероприятия:
- ежегодно 3 декабря отмечается праздник – День
Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в
боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами;
- 9 декабря проводятся мероприятия ко Дню Героев Отечества;
- проведение уроков мужества «Не забудется Афган»,
посвящённый выводу советских войск из Афганистана, дню
воинов-интернационалистов;
СЛАЙД 13
- Акция «Крокус Памяти»
- мастер – класс к празднику День защитника
Отечества
СЛАЙД 14
- участие в акциях: «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Сад памяти», «Окна Победы».
СЛАЙД 15
- в конкурсах рисунков, поделок, посвященных Дню
Победы;
- возложение венков и цветов к обелиску воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны;
- проведение классных часов, посвященных снятию блокады
Ленинграда, Сталинградской битве;
- участвуем в акции «Свеча памяти в День памяти и скорби 22 июня.
На всех патриотических мероприятиях чтим память славных
воинов минутой молчания.
СЛАЙД 16
В течении 3 – х лет, провожу мероприятия, посвященные специальной военной операции. Это: различные беседы, информационные часы, на которых знакомимся с нашими современными героями, которые выполняя свой долг, оказываются в ситуациях между жизнью и смертью – ситуациях, требующих от человека проявления мужества, а иногда и настоящей воинской доблести.
Мы должны сделать всё, чтобы об их подвиге помнили. Их подвиг стоит целой жизни и вечной памяти в наших сердцах. Сейчас этот вопрос крайне актуален. У нас в селе, также как и многих других, есть свои герои, которые погибли в ходе специальной военной операции. В их честь, на Братской могиле села, прошло торжественное открытие мемориальных досок, на котором присутствовали обучающиеся, педагоги, администрация сельского совета, сельские жители и конечно родственники героев.
Также, мы всегда принимаем участие в Акциях для военнослужащих, участвующих в СВО, это: «Письмо солдату», «Акции «Гуманитарная помощь» и «Окопные свечи».
СЛАЙД 17-18
Каждый год мы участвуем в различных муниципальных и региональных конкурсах. Среди них есть патриотические конкурсы, в которых мы занимаем призовые места.
1. Районный конкурс на лучший видеоролик (флешмоб) «В поддержку Русской Армии» 1 место;
2. Региональный конкурс ко Дню Героев Отечества «Гордимся Героями Отечества» Сертификат участника от Р. Старовойта
3. Региональный творческий конкурс «Есть такая профессия – Родину защищать!» Лауреат
4. Региональная открытая научно-практическая конференция – конкурс «Признана, Любима, Хранима Курской землей» Победитель
5. Муниципальный конкурс рисунков «Великая Победа – 79» Победитель
6. Муниципальный конкурс «Добрые рассказы о главном» Победитель
7. Муниципальный конкурс «Герои моего края» Победитель
8. Муниципальный конкурс рисунков «Армия глазами детей» Победитель
9. Муниципальное массовое мероприятие, приуроченное к Году Семьи, Призер
10. Сетевой проект «Курская битва глазами детей» Победитель
СЛАЙД 19
А сейчас посмотрите Видеоролик «День Героев Отечества»
СЛАЙД 20
Видеоролик «Сетевой проект «Курская битва глазами детей»
Каждое мероприятие – это результат сотрудничества учителя, родителей и детей.
В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача.
СЛАЙД 21
Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе.
СЛАЙД 22
И свое выступление, мне хочется закончить словами Николая Михайловича Карамзина: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота».
СЛАЙД 23
Спасибо за внимание
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.