Педагогические чтения 2022
Доклад
СЛАЙД Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий в формировании у детей старшего дошкольного возраста знаний и навыков по безопасности жизнедеятельности».
СЛАЙД Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать детей, но и в том, чтобы подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Поэтому необходимо сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, которая позволяет действовать адекватно в конкретно сложившейся ситуации. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.
СЛАЙД Цель моей работы: формирование устойчивых навыков безопасного поведения воспитанников.
СЛАЙД Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи в работе с детьми:
1. дать детям необходимый запас знаний общепринятых человеком норм безопасного поведения;
2. научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке;
3. воспитать у дошкольников самостоятельность и формировать ответственность.
СЛАЙД Мой опыт работы создан на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», дополнительных методических пособий и моих собственных наблюдений, опыта работы с дошкольниками.
Модернизация дошкольного образования и введение ФГОС ДО нацеливает нас на формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме, природе с использованием современных инновационных технологий.
СЛАЙД Я в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста использую следующие современные образовательные технологии:
- технология проектирования;
- кейс-технология;
- интервьюирование;
- ИКТ-технология;
- проблемная ситуация.
Эти формы работы помогают сделать образовательную деятельность более привлекательной для современных детей, привести ее в соответствие с ФГОС.
СЛАЙД В рамках проекта «Зеленый огонек» в сюжетно-ролевых играх, беседах и продуктивной деятельности закреплялись и углублялись знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, их классификации и назначении.
СЛАЙД Помогают лучше усвоить правила дорожного движения и дидактические игры, такие, как «Светофор», «Собери знак», «Дорожные знаки», «Знак заблудился».
СЛАЙД В своей работе активно использую кейс-технологию. Создано 3 «кейса»:
СЛАЙД в кейсе - сказка-загадка «Волшебная тропинка» - дети закрепляли правила безопасности на железной дороге;
СЛАЙД в кейсе сюжетные картинки «Правила безопасности при бытовых пожарах» дети получили знания о бытовых пожарах, от чего они случаются и как должен вести себя ребенок, если в доме случился пожар;
СЛАЙД и в кейсе - проблемная ситуация «Опасности в быту» закреплялись представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми дети встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.
СЛАЙД В старшем дошкольном возрасте возрастает необходимость обогащения детей знаниями о мире профессий. Таким образом, был проведен краткосрочный образовательный проект «Безопасность в мире профессий». Технологию интервьюирования реализовала в рамках этого проекта. Дети расширяли знания об особенностях профессий своих родителей. Одно из заданий для детей и родителей было – взять интервью у мамы или папы и записать видео - ролик на тему: «Безопасность на рабочем месте». Пробуя себя в роли журналистов, ребята получили массу положительных эмоций. В результате данной работы был создан видео-фильм «Безопасность в мире профессий». ВКЛЮЧИТЬ ФИЛЬМ – НАЖАТЬ НА СЕРЕДИНУ КАРТИНКИ!
Использование ИКТ, является и остается одним из эффективных способов обучения детей, развития у них творческих способностей. Разработаны презентации по теме безопасности, виртуальные экскурсии.
СЛАЙД Провожу беседы, где использую технологию проблемной ситуации: дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
СЛАЙД В рамках реализации программы «Азбука безопасности» была проведена встреча со старшим инспектором ПЧ ФКУ ИК-6, в ходе которой дети закрепили знания о профессии пожарного, о правилах эвакуации из здания детского сада, о правилах пожарной безопасности дома, а также выполнили аппликацию «Телефон экстренной помощи».
СЛАЙД С работой пожарного инспектора мои воспитанники знакомятся и во время экскурсий в пожарную часть.
СЛАЙД Так как по совместительству я являюсь педагогом дополнительного образования «Точка Роста», свою тему самообразования я реализую на кружке «Первые шаги в мире информатики» для детей с 6-10 лет. Используя графический редактор Paint, дети учатся рисовать памятки на темы: «Пожарная безопасность», «Безопасность на льду».
СЛАЙД Таким образом, систематическая работа по формированию основ безопасности и созданная развивающая предметно-пространственная среда способствуют лучшему усвоению правил безопасности ребёнком.
СЛАЙД И это подтверждают слова К.Д. Ушинского, который писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни».
СЛАЙД Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.