Доклад на педсовет
Оценка 4.9

Доклад на педсовет

Оценка 4.9
doc
21.07.2022
Доклад на педсовет
Деятельностный подхо на уроках географии.doc

Организация деятельностного подхода на уроках географии

     В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

     В основе реализации ФГОС лежит системно – деятельностный подход, использование которого в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.

   Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направ­ленной на «открытие нового знания».

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.    

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.  

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Модель обучения можно представить в виде следующей схемы:

а) восприятие информации;

б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

в) запоминание (создание образа);

г) самооценка. 

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Метапредметные результаты будут только тогда достигнуты, если дети увидят, как можно использовать определенные умения, действия на уроках по разным предметам.

На своих уроках я использую следующие технологии или их элементы:

1. Технология исследовательского обучения;

2. Технология продуктивного, смыслового чтения;

3. Коллективные способы обучения (КСО);

4. Технология развития критического мышления;

5. Информационно-коммуникационные технологии;

6. Технология проектного обучения;

7. Технология игрового обучения.

Чтобы урок проходил эффективно, я подбираю творческие задания или вопросы. На эти вопросы в тексте учебника нет ответа, а есть лишь подсказка. Ученик, выполняя такое задание или отвечая на такие вопросы, должен выйти за пределы привычного для него алгоритма действий и осуществить умственное усилие по проектированию новых способов действий. Эти способы действий можно перенести на другой предмет и ими можно воспользоваться в любой ситуации. Именно в этом случае происходит развитие личности учащегося – познавательное, эмоциональное, нравственное.

Работа в малых группах. Учащиеся, используя карты атласа, текст учебника, статистические данные изучают отрасли специализации экономического района. И  дают  характеристику отрасли  по плану: Например,    9 класс  Отрасли специализации Европейского Севера: Лесная Рыбная Горнодобывающая Металлургия (черная и цветная) Топливная  Характеристика отрасли  по плану:

Природоресурсная  база отрасли

Состав отрасли

Размещение на территории района

Центры

Проблемы отрасли

Деятельностный метод при формировании познавательных умений. проверяет умение самостоятельно пользоваться географической картой, анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать.

Тема урока: Географическое положение России

1.      Мотивация. Используя карту атласа, сформулируйте аргументы в пользу тезисов:

         Россия – северная страна;

         Россия – морская держава;

         Россия – сухопутная страна.

2. Актуализация знаний и имеющегося опыта в ходе беседы (площадь, размеры территории, крайние точки, протяженность, страны-соседи, понятие «географическое положение» и его виды)

3. Определение задач урока: выявить особенности географического положения России и оценить его влияние на природу и хозяйственную деятельность человека

Задание: Выберите признаки, по которым можно сгруппировать страны Южной Америки. Объедините их в группы. Покажите на карте примеры стран каждой группы.

Деятельностный метод при формировании умения давать определение понятиям.

Усвоение основ науки означает, прежде всего, овладение понятийным аппаратом этой науки. Понятия определяют следующим образом:

-это обобщенное знание о действительности

- сочетание в единое целое признаков

Предлагаю несколько определений и путем рассуждений выбираем верное. Оно должно быть емким, не должно быть отрицательным (меридиан это линия с помощью которой нельзя определить широту и долготу местности), должно быть ясным и понятным.

Деятельностный метод при формировании регулятивных действий.

- Например, после изучения двух экономических районов (9 кл.) Дать сравнительную характеристику экономических районов:

 1. вариант – географического положения и          природных условий

 2. вариант – экономического развития и отраслей специализации.

Сделать вывод  о сходстве и различии территорий.

- Представьте себя жителями, например ЮАР, которые выбирая маршрут  для туристической поездки, увидели презентацию о стране с незнакомым названием Россия:

          Как велика моя страна,

          Как широки её просторы!

          Озёра, реки и поля

          Леса, и степь, и горы…

          Раскинулась моя страна

         От севера до юга.

         Когда в одном краю весна,

         В другом – снега и вьюга.

         В Москве ложатся спать сейчас,

        Луна   глядит в оконце.

        Дальневосточник в тот же час

Что могло  удивить вас – жителей Южной Африки, -  в  стихотворении о нашей стране?

Мнения…

            А какими ещё  природными особенностями, рекордами и  чудесами  мы – россияне  можем  заинтересовать  иностранных туристов?

Мнения ….

-- Почему вода в бессточном озере Чад пресная?

        На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе. Они знают, что все сточные озёра, как правило, пресные. Отсутствие стока ведёт к засолению озера. Так учащиеся выявляют противоречие. Оно может быть разрещено с помощью гипотезы: отсутствие поверхностного стока в озере должно было привести к засолению его вод, но этого не произошло. Видимо, сток всё же существует. Далее следуют доказательства гипотезы. Конечно, доказательства обучающихся должны быть дополнены учителем, т.к. у школьников недостаточно знаний для полного ответа.

 

- Используя карты атласа и учебник, составь картографическую модель Канады. Самостоятельно определи цель своей практической работы.

- Используя карты атласа, спланируй маршрут заочного путешествия по странам Центральной Азии. Сформулируй цель путешествия, проведи отбор иллюстраций и фото, отражающих особенности маршрута. Подготовься к презентации маршрута. Оцени результат своей деятельности.

Деятельностный подход на уроках проявляется:

а) в организации работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи - к ее решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретенных знаний;

б) в целенаправленной организации речевой деятельности учащихся применительно к различным речевым ситуациям.

И очень важный фактор в реализации деятельностного подхода - использование новых технических средств обучения. Они дают колоссальные возможности для повышения качества обучения и развития учащихся. Широкие функциональные возможности электронных карт и электронных технологий позволяют мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие картографические умения.     Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады, – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. И во внеурочной деятельности ребенок может максимально раскрыть свои способности и талант, то есть проявить свою одаренность. Преимущества деятельностного подхода в преподавании географии:

·         изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию;

·         сокращается время, необходимое для изучения материала;

·         развивается мотивационно-ценностная сфера личности;

·         формируется осознанная познавательная мотивация;

·         реализуются развивающие цели урока.

.  Итак, деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела. И эта философия помогает мне и моим обучающимся быть активными.

 

 

 

 

 


Организация деятельностного подхода на уроках географии

Организация деятельностного подхода на уроках географии

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов…

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов…

Россия – сухопутная страна. 2

Россия – сухопутная страна. 2

Так учащиеся выявляют противоречие

Так учащиеся выявляют противоречие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2022