Доклад на педсовет: «Проблемы духовно-нравственного воспитания в современных условиях школы-интерната»
Оценка 4.8

Доклад на педсовет: «Проблемы духовно-нравственного воспитания в современных условиях школы-интерната»

Оценка 4.8
docx
21.04.2024
Доклад на педсовет: «Проблемы духовно-нравственного воспитания в современных условиях школы-интерната»
Доклад на педсовет 1.docx

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

 

 

 

 

Доклад на педсовет по теме:

 

«Проблемы духовно-нравственного воспитания в современных условиях школы-интерната»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

Косинова В.А.

 

 

 

 

г. Бутурлиновка 2024 г.

 

Василий Александрович Сухомлинский писал:

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным.

Время поставило перед школой необходимость скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить и возродить в нашей школе-интернате то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы.

Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.                                                                                                                Вспомним принципы воспитания:

ü Принцип гуманистической направленности

ü Принцип природосообразности

ü Принцип культуросообразности

ü Принцип эффективности социального взаимодействия

ü Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции.

Главной целью воспитательной деятельности обучающихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи,  общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность духовно - нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Оно эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.

Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора нашего общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Таким образом, целью духовно - нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности.

      Общечеловеческие ценности                                                                

·        Любовь к матери

§ Патриотизм.

§ Любовь к Родине

§ Свобода воли

§ Добро и зло

§ Самовоспитание

§ Добродетель

§ Совесть

§ Надежда                                                                                                                                     

Система духовно-нравственного воспитания включает в себя:

•  Во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

•  Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

•  В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.                                                                                                                                          

Выделяется группа качеств личности педагога, влияющих на нравственное воспитание:

      Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

      Профессионально-педагогические

      Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)

      Эмоциональная отзывчивость

      Волевые качества

      Особенности темперамента

      Состояние здоровья

      Творческое мышление

      Диалоговое общение

      «Преобразовательные» способности

      Педагогическая рефлексия

      Положительные этические качества (добродетели)

      Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям).

 

 

Важно, чтобы обучающиеся получали представление о всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее многообразии и национальном единстве. Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее -  наука о том, как стать человеком, т.е. как быть благородным и добросердечным.

Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай.

Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

Включение обучающихся в определенный вид деятельности всегда имеет конкретную цель. Озеленяя и благоустраивая школьный участок, работая в ученических производственных бригадах, подростки приобретают трудовой опыт. Участвуя в различных акциях, школьники учатся оценивать явления общественной жизни, у них развивается способность видеть смысл в общественно значимых делах, поступать в соответствии с целями и интересами нашего общества. Участвуя в школьных делах, они приучаются оценивать поведение товарищей и свое собственное в соответствии с нравственными критериями.

 Таким образом, духовно-нравственное воспитание в нашей школе-интернате сопряжено на практике со всеми направлениями воспитания и является самым главным и сложным направлением, потому что духовность – высшая форма развития человека.

Интернат – это особая школа жизни. И именно педагоги создают в интернате для детей семью, школу, как единство жизни. (Цитата на слайде)

 

 


 

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга,…

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга,…

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни

Во-вторых , правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах

Во-вторых , правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах

Важно, чтобы обучающиеся получали представление о всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее многообразии и национальном…

Важно, чтобы обучающиеся получали представление о всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее многообразии и национальном…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2024