Доклад на педсовете на тему:
«Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности»
(«Дорогами войны», «Юные друзья пожарных»).
Формирование духовно-нравственных ценностей является первостепенной задачей государственной образовательной политики в условиях введения ФГОС и современных реалий нашей жизни. Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако, наиболее важным для развития является младший школьный возраст.
Я как классный руководитель начальных классов считаю, что воспитание духовно- нравственных качеств личности должно начинаться у детей с младшего школьного возраста. Опираясь на вышеизложенное скажу, что мне помогли это осуществить курсы внеурочной деятельности «Дорогами войны», «Юные друзья пожарных», которые я проводила много лет, начиная с первых классов.
Цель курса «Дорогами войны»: формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников.
Задачи: познакомить обучающихся с героическим прошлым нашего Отечества,
воспитывать чувство патриотизма, готовности защищать Родину,
вызывать чувство гордости за соотечественник, живших и живущих среди нас, их доблесть, мужество, героизм,
воспитывать уважение к старшему поколению.
При проведении курса «Дорогами войны» я использовала различные приёмы и формы работы. Дети с удовольствием слушали рассказы о Великой Отечественной войне Сергея Алексеева о бессмертном подвиге в ВОВ советского народа. В книгу вошли рассказы о доблестной Московской битве, о колоссальных сражениях на берегу Волги, и на Курской дуге, об обороне Севастополя, о блокаде Ленинграда, о штурме Берлина. При последующих обсуждениях по содержанию рассказов, они делали выводы (с помощью учителя), что эта книга о героях — людях, которые не мечтали о славе и подвигах, а совершали их, защищая нашу Родину порой ценой собственной жизни. Произведение учит, что Родину нужно любить, беречь и защищать её.
Итог работы над рассказами С.П. Алексеева была выставка детских рисунков «Герои войны».
В своей работе я использовала экскурсии.
Каждую экскурсию предваряла беседа, например «Никто не забыт и ничто не забыто», перед посещением мемориального Скорбященского комплекса и возложением цветов к вечному огню. Беседа «Александр Фирсов, повторивший подвиг Александра Матросова» перед посещением памятного места Рязани улицы Александра Фирсова к мемориальной доске. Беседа «Полководец Михаил Скобелев» перед экскурсией на улицу Новосёлов к бюсту русского генерала Михаила Дмитриевича Скобелева. Детям было радостно и гордостно узнать, что родовое имение М.Д. Скобелева герое Русско - турецкой войны 1877-78гг., освободителе Болгарии находилось в Рязанской губернии.
А если и дальше глядеть вглубь веков, то можно вспомнить много героических страниц из истории нашего государства, когда оно называлось Святой Русью. Надо было видеть с каким интересом слушали ребята мой рассказ о подвигах святого благоверного князя Александра Невского. Из внеурочного курса дети узнали, что князь Александр был великим полководцем, любил русскую землю, защищал её. Сражался с немецко – шведскими завоевателями и всегда одерживал победы. Детей поразило мужество совсем ещё молодого князя, его богатырское телосложение, доспехи русских воинов, их мечи, шлемы. Один случай просто умилил меня, это произошло после моего рассказа и посещения храма в честь святого Александра Невского. Дети решили поиграть в русских воинов. Они смастерили из бумаги шлемы, «кольчуги», взяли пластмассовые мечи и «сражались против ливонского ордена». Самое главное они «помолись» перед «боем», как это делал князь Александр, склонив головы, припав на одно колено. Я поняла, что моя беседа и экскурсия не прошли для детей даром, раз ребята берут пример с русских воинов.
А ещё мы с ребятами были на экскурсии в музее ВДВ. Они сами пока ещё не могут защитить Родину, но мечтают об этом. Ребята любят слушать рассказы о войне, о наших смелых десантниках, о их подвигах. Ветеран ВДВ рассказал детям об истории создания воздушно-десантных войск, об участии их в Великой Отечественной войне, в Афганистане, Чечне. Наши ребята гордятся тем, что прославленное десантное училище находится в нашем городе Рязани. Дети с восторгом восприняли новость о том, что на праздник «Строя и песни» будут приглашены курсанты Рязанского десантного военного училища и с успехом выступили в этом празднике, где задорно звучала их песня о десантниках. Песенная тема была включена в программу внеурочного курса «Дорогами войны». Ребята познакомились с творчеством А.В. Александрова (нашего земляка), автором Гимна Советского Союза, песни Священная война и других военных песен.
Ярче и задушевнее нет
Песен далёких военных лет.
Ребята любят слушать военные песни нашей страны и часто поют их в классе. Эти песни вызывают у них гордость за нашу Российскую армию, за наш народ. На Фестивале военной песни дети инсценировали песню «Огонёк» и заняли второе место.
Каждый патриот должен знать и любить культуру своей страны, своего города. Со своими детьми я ходила на экскурсию в Краеведческий музей (в рамках внеурочной деятельности). Ребята увидели много нового и интересного. Они узнали о богатых традициях русского народа. Им понравилась старинная русская одежда, предметы быта. Особенно их удивили высокие воротники, кованые сундуки, а вместо ручек гусиные перья.
А ещё дети с удовольствием посещали Центр «Рязанский оберег», где их знакомили с народными промыслами Рязанского края. Учили трудиться, сохранять уважение к старшим, к Родине, лепить современную глиняную игрушку.
А ещё дети любят лепить поделки из пластилина, поэтому в программу внеурочного курса были включены темы «Военная техника», «Наши славные танкисты», «Солдат», «Красные звёзды на крыльях».
Выполнены аппликации «Наши доблестные войска», «Флаги Победы», рисунки «Защитники отечества», «9 мая», «Салют, Победа!»
Но чтобы любить Родину, её традиции, надо сначала научиться уважать каждого человека, любой национальности. О дружбе, взаимоуважении мы постоянно говорим на уроках, классных часах, на внеурочных занятиях, на школьной конференции, где дети выступили с проектом «Вместе учимся, играем, танцуем, поём – дружно живём».
Ребята постоянно должны чувствовать на себе заботу и внимание со стороны взрослых, видеть положительный пример, чтобы им самим хотелось сделать что-то хорошее для школы, города, для страны. Но пока их дело - хорошо учиться, хорошо себя вести и участвовать в различных мероприятиях, например в фестивале «Родничок». Хотя участие в фестивале не входит в планы внеурочки, но своим отличным выступлением они поддержали престиж класса, школы, показали свою высокую жизненную активность. Итогом внеурочного курса «Дорогами войны» было выступление ребят на школьной конференции с проектом «Мы – патриоты».
Внеурочный курс «Дорогами войны от части перекликается с другим курсом «Юные друзья пожарных».
Целью этого курса было изучение причин возникновения пожара,
изучение правил пожарной безопасности и действий на случай возникновения пожара,
воспитания чувства ответственности за своё поведение,
бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих, окружающей среде,
воспитание доброты, милосердия, уважения к героическому труду пожарных.
Прохождение курса «Юные друзья пожарных» началось с экскурсии в пожарную часть №2 на ул.Горького. Ребят познакомили с распорядком дня. Показали помещения, где пожарные изучают теорию, анализируют выезды на объекты, проверяют технику, занимаются в тренажёрном зале, отдыхают. День у пожарных рассчитан по минутам. В части, похожей на воинское подразделение, царит строжайшая дисциплина.
На следующем занятии дети выполнили аппликацию «Пожарная часть», где отразили свои впечатления: кто изобразил фигурку пожарного, кто пожарную машину, кто шлем, кто лестницу. А самое главное дети прониклись уважением к пожарным таким серьёзным, сильным, спортивным, но такие добрым, которые и в машине разрешили посидеть и шлемы примерить и стволы подержать, да и рассказывали про свою службу интересно.
Аппликации ребята выполняли на протяжении прохождения всего курса на темы «Пожарные знаки», «Огнетушитель», «Противопожарное оборудование», «Пусть не затихнет птичий гомон».
Рисовали на темы «Спички не тронь – в спичках огонь», «Средства пожаротушения в доме», «Огонь добрый и огонь злой», «Новогодний миниплакат».
Были и другие виды работы, позволяющие реализовать цели и задачи курса.
Это оформление альбома «Пожарный – профессия героическая».
Чтение и беседы по содержанию рассказов Б.Житкова «Что я видел», «Пожар», чтение сказки С. Маршака «Кошкин дом» с элементами драматизации .
Игры – практикумы «Твои действия при пожаре», «А у нас в квартире газ».
Дидактическая игра «Угадай профессию».
Викторина «Юный пожарный».
Проведены беседы «Беда из коробка», «Огонь и человек», «Профилактика опасных ситуаций», «Причина возникновения пожаров в доме»,
«Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме», «Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения», «Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению».
Просмотр тематических презентаций «Героическая профессия пожарного», «Опасная ситуация», «Электробытовые приборы», «Новый год. Как не испортить праздник», «Береги лес!», «Помощь при ожогах», «Дым и опасность».
Ролевые диалоги с диспетчером 01, МЧС 112.
Моделирование опасных ситуаций «Эвакуация из помещения во время пожара».
Тренинги. Заучивание своего домашнего адреса. Тренировка вызова пожарной службы обучающимися.
Экскурсии по школе к местам нахождения противопожарного оборудования.
Заключительная экскурсия в пожарную часть №1 на ул. Соборной и посещение Музея МЧС города Рязани. Где ребята узнали о создания пожарной службы в Рязани, как менялось пожарное оборудование за 100 лет существования пожарной службы.
О главных причинах возникновения пожара.
Повторили правила противопожарной безопасности.
Экскурсовод Королёв Андрей Александрович рассказал об истории создания музея МЧС в Рязани, коснулся каждого экспоната, рассказал о героизме рязанских пожарных, которые погибали во время тушения пожаров, спасая других людей на Рязанском Нефтезаводе, в Чернобыле, а особо он остановился на экспозиции, посвящённой пожарным, которые спасали города от военных пожаров Великой отечественной войны. Это герои Советского Союза Иван Зайцев и Александр Полин. Имена этих рязанцев навсегда останутся в памяти наших ребят.
Итогом курса стал проект «Огнеборцы» на ученической конференции.
В заключении хочу сказать, что ребятам было интересно на занятиях по внеурочной деятельности, это можно было видеть по их рисункам, поделкам, ответам. А от себя скажу, что это мои любимые темы и мне нравилось проводить эти занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.