Доклад на школьном вебинаре "Активизация познавательной деятельности обучающихся-осуждённых на уроках физики"
Оценка 4.7

Доклад на школьном вебинаре "Активизация познавательной деятельности обучающихся-осуждённых на уроках физики"

Оценка 4.7
docx
15.11.2022
Доклад на школьном вебинаре "Активизация познавательной деятельности обучающихся-осуждённых  на  уроках физики"
Активизация.docx

                       Активизация  познавательной  деятельности  

                      обучающихся-осуждённых  на  уроках  физики.

                                                                                                                                                          

 

                                                                                                                                Матвеев Е.А.,

                                                                                                                  учитель физики СОШ

                                                                                                                   при ИК-22 г. Кемерово.

 

          Работая в школе при исправительной  колонии, необходимо  понимать, что контингент обучающихся  здесь  имеет  свои  особенности. На  уроки  приходят  взрослые  люди,  осуждённые  на  длительные  сроки  лишения  свободы. В  большинстве  они  имеют  за  плечами  отрицательный  опыт  общения  с  образовательными  учреждениями, пробелы  в  знаниях, низкую  мотивацию  к  обучению.

        Следующая  особенность заключается  в  том,  что в  одном  классе  могут  оказаться  осуждённые,  имеющие  в  колонии  разный  статус. Есть  те,  кто   проверяется  средой  через  жестокие  и  примитивные  ритуалы,  кто  стоит  перед  выбором,  принять  или  не  принять  статус, навязываемый  ему. Эти  испытания  приводят  к  тому,  что  ученик  не  включается  в  учебный  процесс. Он  занят  поиском  возможностей  для   выживания. Другие  находятся  в  стадии  ценностной  переориентации. Третьи  уже  приняли  законы  и  ценности  этой  среды.  Они  активны,  заинтересованы  в  повышении  качества  знаний,  демонстрации  своих  достижений. И у них  на  смену  равнодушию  приходит  сначала  пассивный  интерес,  затем активность  в  образовательном  процессе.  Эти  особенности  приходится  учитывать  как  при  организации  образовательного  процесса  в  целом,  так  и  в  работе  с  каждым  обучающимся  индивидуально.

          На  начальном  этапе  работы   необходимо  разделить  учащихся  на  три  основные  категории.  Первая – это  ученики,  обладающие  достаточно  высоким  уровнем  интеллекта,  позволяющим им  усваивать  программный  материал.  Они,  как  правило,  позитивно  настроены  к учёбе. К  сожалению,  эта  категория  составляет  меньшинство.  Вторая  категория –  ученики,  которые  учатся  с  неохотой,  но  в  целом  процесс  обучения  воспринимают  положительно.  Третья  категория  обучающихся –  это  те,  кто  категорически  не  хотят  учиться,  но,  как  показывает  практика,  именно  они  и  составляют  абсолютное  большинство коллективов  классов. Поэтому  на  уроках  физики  я  применяю  методы  дифференцированного  и  личностно-ориентированного  подходов  к  работе  с  обучающимися.

         Не  секрет,  что  в  работе  учителя   главное  значение  имеет  успех  в  усвоении  нового  материала  классом.  Но  это  может  произойти  только,  если  ученики  хорошо  усвоили  предыдущий  материал. Таким  образом  первостепенное  значение на  уроках  физики  имеет  создание  опорных  знаний.  Можно  сказать,  что  это  проблема  психологического  характера,  так  как  все  обучающиеся  имеют  большие  перерывы  в  учёбе.  И  это  также  является  спецификой  школы  при  ИК.

        В  процессе  создания  опорных  знаний,  учителю школы  при  ИК часто  приходится  прибегать  к  адаптации  учебного  текста,  дидактических  материалов,  типов  учебного  диалога,  форм  контроля  и т.д.  Это  способствует  формированию  знаний,  умений,  навыков,  которые    приведут  обучающегося  к  успеху.

         Многие  ученики  считают, что  физика  как  предмет  имеет  черты  занимательности. Изучая  физику  в  школе,  ученики  постигают  знания  о  мире,  о  природных  явлениях,  узнают  немало  о  бытовых  явлениях,  словом, приобретают необходимые  в  жизни  опыт  и  знания.  То  есть  изучение  физики  способствует  развитию  творческой  личности  в  обучающихся,  формирует  их  мировоззрение,  убеждения, способствует  воспитанию  высоконравственной  личности.

        Поскольку сам по себе  предмет  очень интересный,   я  вижу  свою  задачу  в  том,  чтобы  пробудить  интерес  к  предмету,  пробудить  желание  стать  успешными  в  обучающихся. Поэтому  чем  занимательнее  и  удивительнее  будет  рассказ  учителя,  тем  больше  он  вызовет  любопытства.  А  от  любопытства  и  удивления,  как  известно,  недалеко  и  до  стремления   добыть  знания  самому.  А  ведь  именно  эти  знания  и  являются  самыми  прочными.  Поэтому  нам  необходимо  вызвать  в  своих  учениках любопытство.

        В  последующем  у  обучающихся  возникает  ситуативный  интерес,   проявляющийся  при  демонстрации  эффектного  опыта,  слушания  рассказа  об  интересном  случае  из  истории  физики.  По  мере   обогащения  запаса  знаний  по  физике,  осознания  ряда  фактов, явлений,  законов,  происходит  всё  большая  объективизация  интереса:  ученик  все  возрастающее значение  придаёт  реальному  содержанию  объекта  своего  интереса.

         Когда  учитель поддерживает  учеников  в  стремлении  познать  новое,  они  приходят  к  ощущению  радости  от  процесса  познания.  В  процессе  постижения  знаний  объект  интереса  учащихся  изменяется.  Вначале  это  факты,  процессы,  явления;  затем – возможность  их  объяснения;  затем – теоретическое  обобщение,  приводящее  к  пониманию  физической  картины  мира.  

       

         Успех  в  возникновении  интереса  к  предмету  вижу  в  сочетании  использования типов  уроков  и  методов,  позволяющих  активизировать  познавательную  деятельность  обучающихся-осуждённых  на  уроках  физики. 

    Уроки  контроля.

                      В  начале  каждого  учебного  года  провожу  проверочные  работы с целью  определения  уровня  знаний  по  физике  моих  учеников. На  основании  результатов  контрольных  срезов  организую  повторение  конкретных  разделов,  разъяснение  трудных  тем,  не  усвоенных  в  предыдущие  годы  обучения. В  процессе  такого  повторения,  погружения  в  материал  предмета,  стараюсь  заинтересовать  обучающихся,  пробудить  стремление  к  учёбе,  интерес к  процессу  освоения  учебного  материала,  уверенность  в  своих  силах,  создать на  занятиях  атмосферу  успеха.   Здесь  важно  поддержать  обучающегося,  сделавшего  первые  пути  к  самостоятельному  освоению  знаний, так  организовать  процесс,  чтобы  его  успех  был  заметен. Конечно, процесс  освоения  знаний  осуждёнными  становится  эффективен только тогда, когда  у  обучающихся  появляется  желание  учиться.  Самостоятельный поиск  информации позволяет  учащимся  обрести  новые  знания,  получить  новый  опыт. А  это  уже  выводит  обучающихся  на  новый,  более  высокий  уровень  развития. 

                  Уроки  изучения  нового  материала.

         В  силу  специфики  предмета  невозможно  сформировать  глубокий  интерес  к  физике  у  всех  обучающихся.  Поэтому  своей  целью  ставлю  привлечение  внимания  всех  обучающихся  класса  к  теме  урока.  Использование  на  уроках  занимательных  материалов  активизирует  внимание,  повышает  интерес  к  предмету.  Поэтому  привлекаю  различные  ресурсы  мультимедиа,  показываю небольшие видеоролики,  которые  создают  атмосферу научного   поиска,  ярко  очерчивают  проблему  урока. Применение видеоматериалов является эффективным средством обучения. Небольшую видеозапись использую в качестве эпиграфа урока, обеспечивающего положительную эмоциональную мотивацию изучения нового материала. Материал для такой записи подбираю из телепередач, научно-популярных и художественных кинофильмов. Использование видеофильмов при объяснении или закреплении нового материала эффективно лишь при условии его активного восприятия учащимися. Для этого следует в процессе показа видеофильма давать при необходимости разъяснения и уточнения, повторяя фрагмент, задавая уточняющие вопросы.

 

На  этапе  повторения,  закрепления  нового  материала,  использую   ребусы,  кроссворды,  кроссворды  «наоборот». 

Результативность: Такие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, учащиеся с математическими способностями чаще работают со схемами или таблицами, динамическими пособиями.  “Гуманитарии” выбирают более творческую работу со словом и цветом.

          Также  использую  вопросы-шутки  с  привлечением  примеров  из  художественной  литературы.  Например:

           «Шерлок Холмс»

«Блины, вкусные тогда, когда они горячие», - сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Чтобы они больше оставались горячими, продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетеный из проволоки поднос. Прошу вас». «Лучше их ставить на деревянную подставку», - посоветовал Холмс. На чем основан этот совет?

Использование фрагментов из художественных произведений разных народов не только обогащает учебный процесс, (он становится интересным, наглядно-образным, впечатляющим), но и расширяет кругозор учащихся, дает им представление о культуре и самобытности людей разных национальностей, а значит, способствует развитию интернациональных чувств у школьников.

 

Результативность:  Эта  методика  позволяет  раскрепостить  мышление  ученика.  Усвоение  учебного  материала  происходит  легче,  каждый  обучающийся  включается  в  работу  на  уроке.  Обратная  связь  с  учениками  улучшается.

      

         Закрепление  пройденного  материала  осуществляется  в  форме  практикума  по  решению  задач. Это  является важным аспектом развития творческих способностей  обучающихся.  Содержание экспериментальных задач стараюсь максимально приблизить к реальным ситуациям.

Например:

Используется ли полная мощность двигателя автомобиля «Жигули» (50 кВт),

при его движении со скоростью 72 км/ч расходуется 8 л бензина на

100 км пути? КПД двигателя принять равным 0,3

( За время t = s/v = 100 км/ 72 км/ч = 100000 м /20 м/с = 5000 с (1,4ч)

при сгорании 8 л бензина в цилиндрах двигателя выделяется энергия

Q = q·m= q·ρ·v = 4,6 · 107 Дж/кг · 710 кг/ м3 · 0,008 м= 26· 10Дж

При этом мощность двигателя составляет N =( А / t )· КПД = (26· 107· 0,3)

5000 с = 15600 Вт = 15,6 кВт. Используется лишь частично).

      Урок  обобщения  и  систематизации

На  уроке  данного  типа  естественно  применение  такого  метода  как  фронтальный  опрос.

Вопросы  по  изученной  теме  носят  увлекательный  жизненный  характер.

Например:

* Зимой ветровое стекло автомобиля с помощью специального вентилятора обдувается воздухом. Какое это имеет значение?

(Обдуваемый воздух испаряет кристаллики льда, образующиеся на стекле)

* Изменится ли температура воздуха в помещении, где начнет действовать холодильник? Почему?

(Приведет к некоторому повышению температуры в помещении, т.к. сжатые пары хладагента (фреона) охлаждаются в радиаторе (конденсаторе) потоком комнатного воздуха)

* Углекислотные огнетушители заряжают сжиженным углекислым газом. Почему при действии огнетушителя из него выходит не струя жидкости, а «углекислый снег» - плотное беловатое облако газа? На чем основано тушение пожара таким огнетушителем?

(При испарении сжиженного углекислого газа энергия поглощается, пары газа и водяные пары, содержащиеся в воздухе, образуют кристаллики «снега». Углекислый газ понижает температуру и препятствует доступу кислорода в зону горения.)

         Также  один  из  методов  активизации  познавательной  деятельности обучающихся  на  уроках  физики – использование  компьютера. Компьютеры могут быть использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процессе обучения, оживляют урок, формируют положительное отношение к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворение результатами обучения. Компьютерные модели позволяют получать в динамике наглядные запоминающиеся иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизвести их тонкие детали, которые могут ускользать при наблюдении реальных экспериментов.

Результативность: Практика использования информационных технологий подтвердила, что ИТ способствуют:

·         развитию аналитических способностей (анализ информационных моделей, сравнение, обобщение);

·         развитию проекционных и конструкторских способностей;

·         развитию психических функций (логическое мышление, память, внимание, воображение, восприятие, др.);

·         формированию коммуникативных навыков;

·         развитию умения строить информационные модели изучаемых процессов;

·         развитию умения предвидеть последствия принимаемых решений и делать правильные выводы;

·         выявлению адекватности и применяемости способа к условию задачи;

·         готовности к самостоятельной работе.

С использованием информационных технологий обучения повысился интерес у ребят к предмету, обеспечена объективность в оценке знаний учащихся, снижена трудоемкость процесса составления контрольных работ и экзаменационных материалов.

 

        Таким образом, активизация  познавательной  деятельности  обучающихся-осуждённых  на  уроках  физики  достигается   применением  различных  методов  и  приёмов,  подобранных  учителем   для  достижения  этой  цели.  Также  разнообразные  формы  уроков,  определяемые  для  изучения  той  или  иной  темы,  позволяют успешно  решать   задачу   формирования  у  обучающихся-осуждённых  стойкого  интереса  к  моему  предмету,  достижения  успешности,  сохранения  прочных  знаний   по  физике,  воспитания  творческой  личности,  формирования  мировоззрения  обучающегося.

         Методы,  приёмы,  формы  и  способы  достижения  этой  цели  очень  многообразны.  Они  не  исчерпываются  рамками  моего  доклада.  Я  считаю,  что  нахожусь  лишь  на  пути  к  решению  этой  актуальной  проблемы.  В  дальнейшей  работе  я  буду  осуществлять  поиски  новых  средств,  применять  их  в  работе,  изыскивать  наиболее  эффективные  из  них.  

 

 

 

 

 

 

Список  используемой  литературы

 

 

1. Аверкин, В. Н. Мотивационное управление в образовании // Народное образование. – 2012. – № 8.

 2.Ермолаева, М. Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности : учебно-методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2011. – 160 с. 3.Индивидуальные учебные траектории: как обеспечить системность знаний учащихся // Народное образование. – 2014. – № 3

4. Лукьянова, М. И. Современный урок и требования ФГОС // Народное образование. – 2012. – № 8.

5. Поташник, М. М. Как помочь учителю в освоении федеральных государственных образовательных стандартов / М. М. Поташник, М. В. Левит. – М. : Педагогическое общество России, 2014

 6. Проектная деятельность в основной и старшей школе / Под ред. А. Б. Воронцова. М. : Просвещение, 2012.

7. Чернобай, Е. В. Технология подготовки урока в современной образовательной среде. – М. : Просвещение, 2012.

 


 

Активизация познавательной деятельности обучающихся-осуждённых на уроках физики

Активизация познавательной деятельности обучающихся-осуждённых на уроках физики

Поскольку сам по себе предмет очень интересный, я вижу свою задачу в том, чтобы пробудить интерес к предмету, пробудить желание стать успешными в обучающихся

Поскольку сам по себе предмет очень интересный, я вижу свою задачу в том, чтобы пробудить интерес к предмету, пробудить желание стать успешными в обучающихся

На этапе повторения, закрепления нового материала, использую ребусы, кроссворды, кроссворды «наоборот»

На этапе повторения, закрепления нового материала, использую ребусы, кроссворды, кроссворды «наоборот»

Углекислотные огнетушители заряжают сжиженным углекислым газом

Углекислотные огнетушители заряжают сжиженным углекислым газом

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2022