Доклад на тему : " Компетентностный подход в преподавании родного языка"
Оценка 5

Доклад на тему : " Компетентностный подход в преподавании родного языка"

Оценка 5
docx
26.04.2024
Доклад на тему : " Компетентностный подход  в преподавании  родного языка"
+Доклад компетентностный подход в преподавании род.языка.docx

Мбоу сош26

Компетентностный  подход в преподавании родного

языка

Ключевые слова: языковая компетенция, лингвистическаякомпетенция, коммуникативная компетенция.Новые условия развития общества на современном этапеставят перед системой образования новые задачи формированиякачественно нового уровня совершенствованияпрофессиональной компетентности учителей, для их развития истановления как творческой личности, обладающейсобственным стилем мышления, способной самостоятельно итворчески решать стоящие перед ними задачи.Целенаправленное развитие и системное реформированиеобразования требует особой роли языкового образования, развития коммуникативной компетенции личности, способной  использовать родной  язык как инструмент общения.Современный мир стремительно развивается, изменяется ипрогрессирует. И это хорошо, потому что жизнь в этом случае  не стоит на месте.  Современное стремительноеразвитие жизни заставляет перейти школьное образование накачественно новый уровень, предъявляет высокие требования кобразовательным стандартам. Современная школа простообязана формировать у обучающихся жизненные навыки иключевые компетенции. И формироваться все это должно науроке, который должен быть непременно развивающим иличностно ориентированным. А самыми благодатными урокамидля воспитания и обучения новой социализированной личности  являются уроки по родной литературе и родному  языку,тем более, что образовательные полходы стали большеориентироваться на развитие таких жизненных навыков, которые интегрируют в себе умение, способности икомпетенции, относимые к разным сферам человеческого бытия.Уроки же по литературе и языку позволяют решить задачиадаптации и развития обучающихся в сфере духовности,нравственности, сформировать у детей социальные иповеденческие навыки в преодолении жизненных трудностей,психологических конфликтов, поиска своего личностного «Я» исвоего места в мире и среди людей.Одной из главных стратегических задач является задачавоспитания высококультурной языковой личности черезобучение языкам, которая выдвигает на первое место развитиеличности посредством образования. Гуманистическая тенденцияразвития общества неразрывно связана с идеей «развивающейсяличности в развивающемся мире». А решение данной проблемынапрямую зависит от уровня образования – важнейшегокомпонента человеческой культуры.Одним из важных и необходимых базовыхмеждународных требований является обязательное владениенесколькими языками.

Через язык можно приобщить личность куниверсальным глобальным ценностям, формировать умениеобщаться и взаимодействовать с представителями другихкультур в мировом пространстве.Решение этой задачи становится актуальной в нашеймногонациональной стране. Это обусловлено ориентациейсовременной методики преподавания родного  языка напрактическое овладение родным  языком, предусматривающеепереход от сознательного усвоения учащимися единиц языка купотреблению их в речевых ситуациях, приближающихся кситуациям естественного речевого общения в обществе. Подпрактическим владением языком понимается владениеличностью всеми видами речевой деятельности: слушанием,говорением, чтением, письмом — в наиболее важных сферахобщения. Другими словами, коммуникативная методикахарактеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшейцели обучения выдвигается формирование умений и навыковречевого общения или коммуникации.

Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений инавыков определяются через разного рода компетенции. Подкомпетенцией понимается совокупность тех знаний и умений,которые формируются в процессе обучения языку испособствуют овладению им.

Овладениеразличного рода компетенциями становится основной целью ирезультатами процесса обучения.Компетенции и компетентностный подход занимаютцентральное место в системе управления качествомобразования. По существу, управление качеством образованияначинается с определения состава тех компетенций, которыедолжны быть освоены в учебном процессе в школе какобразовательные результаты. Тогда вся внутришкольнаясистема управления качеством образования строится такимобразом, чтобы на выходе каждый ученик в той или инойстепени владел бы требуемыми компетенциями.Перспективным компетентностное обучение является ещеи потому, что при таком подходе учебная деятельностьприобретает исследовательский и практико-ориентированныйхарактер и сама становится предметом усвоения.Рассмотрим те виды компетенции, которые имеютнепосредственное отношение к изучению татарского языка.Языковая компетенция представляет собой практическоеовладение материалом языковой системы. Лингвистическаякомпетенция включает в себя знание основ науки о родном языке, усвоение понятийной базы учебного курса иформирование учебно-языковых умений работы с языковымматериалом. Коммуникативная компетенция — это знания,умения и навыки, необходимые для понимания чужих ипорождения собственных программ речевого поведения,адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает всебя знание основных понятий лингвистики речи, умения инавыки анализа текста и собственно коммуникативные —умения и навыки речевого общения применительно к различнымсферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля речи.Формирование лингвистической и коммуникативнойкомпетенций являются одинаково важными задачамипреподавания родного  языка. При возрастающих требованияхк качеству подготовки специалистов, данные компетенциистановятся существенными квалификационнымихарактеристиками. Ведущей в данном списке компетенцийявляется коммуникативная, поскольку она представляет собой,прежде всего и компетенцию ключевую, определяющуюуровень владения языком.В понятие «коммуникативная компетенция» включаютсяследующие показатели: осведомленность в лингвистической теории, осознаниеее как системы правил и общих предписаний, регулирующихупотребление средств языка в речи; знание речеведческой теории, владение основнымивидами речевой деятельности;владение основными языковыми (опознавать,классифицировать и т. п.) и речевыми (выбирать,актуализировать и т. п.) умениями; способность анализировать речевую ситуацию и всоответствии с ней выбирать программу (вербальную иневербальную) речевого поведения.В теории и на практике лингвистический принцип какведущий принцип обучения сейчас уступает местокоммуникативному. Целью обучения обучающихся является  формирование у них коммуникативной компетентности, то естьнабора и реализации программ речевого поведения взависимости от способности человека ориентироваться вобстановке общения, в основе которой лежит принциппрофессионального общения, моделирующий условияпрофессиональных отношений. Направленность обучения наформирование компетентности разрешения проблем позволитпредупредить отрыв теории от практического использованияязыковых явлений в речи, поэтому это требует осмысленияязыковой теории.Конечная роль обучения языку обусловлена той ролью,которую он играет в жизни каждого человека и всего общества,являясь важнейшим средством общения и познанияокружающего мира. Обучающиеся нуждаются в родном языке и как в средстве получения знаний, современнойинформации, и как в средстве повышения своего общения. Действительно, родной   язык играет большую роль нетолько в квалифицированной подготовке выпускников, но и ввоспитании их духовного и нравственного развития. Обучениеродному  языку активизирует формированиекоммуникативной компетенции, воспитывает языковуюличность, способную к профессионально-деловоймежкультурной коммуникации, стремящуюся к саморазвитию исамообразованию, умеющую творчески мыслить


 

Мбоу сош26 Компетентностный подход в преподавании родного языка

Мбоу сош26 Компетентностный подход в преподавании родного языка

Через язык можно приобщить личность куниверсальным глобальным ценностям, формировать умениеобщаться и взаимодействовать с представителями другихкультур в мировом пространстве

Через язык можно приобщить личность куниверсальным глобальным ценностям, формировать умениеобщаться и взаимодействовать с представителями другихкультур в мировом пространстве

Формирование лингвистической и коммуникативнойкомпетенций являются одинаково важными задачамипреподавания родного языка

Формирование лингвистической и коммуникативнойкомпетенций являются одинаково важными задачамипреподавания родного языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2024