Современный человек ежедневно сталкивается с огромным объемом различной информации, включая научную информацию. В таких условиях общество ставит перед человеком новые требования, ключевые из которых – способность к активному творческому овладению знаниями, умение быстро и правильно реагировать на изменение обстановки и прогнозировать развитие событий.
По этой причине образование должно давать человеку не только какой-то определенный объем базовых знаний, но и набор полезных и необходимых навыков деятельности. Также перед системой образования стоит задача научить подрастающее поколение самостоятельно воспринимать и осваивать новое, включая новые знания, виды и формы трудовой деятельности, новые культурные и эстетические ценности, приемы организации и управления.
Традиционное обучение отдает предпочтение предметному знанию, в котором в основе образовательного процесса лежат научные положения. Однако в современных условиях уже недостаточно передать обучающемуся определенный набор знаний, так как требуется формировать способность к творчеству, умение превращать творчество в норму и инструмент свершений в различных сферах человеческой деятельности (в науке, труде, искусстве, политике, культуре, управлении).
Для достижения этой цели современный педагог должен научить детей самостоятельной работе по добыванию знаний. В рамках образования самостоятельная работа является целостной взаимосвязанной системой деятельности педагога и обучающегося как субъектов образовательного процесса. Цель данной деятельности – повышение мотивации ученика к обучению и формирование у него таких качеств, как самоактивация, самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль. Именно данные качества должны в последующем позволить обучающемуся самостоятельно получать новые знания и осваивать новые виды деятельности
В соответствии с положениями теории личностно развивающего образования, педагоги должны стремиться к развитию у обучающихся мышления, познавательных интересов, умений самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, а также самостоятельно решать учебные и возникающие жизненные ситуации.
Задача по формированию самостоятельности обучающихся как ключевого элемента учебной деятельности и как одной из основных функций личности в современных условиях имеет важное значение в рамках образовательного учреждения.
В современных условиях активизация учебной работы по всем направлениям рассматривается как направление по массовому воспитанию самостоятельности и инициативности обучающихся. Благодаря самостоятельной деятельности обучающегося удается решить следующие задачи:
обучение ребенка элементарным навыкам и умениям исследовательской работы;
более глубокое освоение материала за счет того, что обучающийся будет изучать первоисточники и осваивать новую информацию практическим путем.
Современный человек ежедневно сталкивается с большим объемом различной информации, включая научную информацию.
Требования, которые общество ставит перед человеком:
способность к активному творческому овладению знаниями;
умение быстро и правильно реагировать на изменение обстановки;
умение прогнозировать развитие событий.
ЗАДАЧИ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
давать человеку определенный объем базовых знаний
давать человеку набор полезных и необходимых навыков деятельности
научить подрастающее поколение самостоятельно воспринимать и осваивать новое
научить подрастающее поколение самостоятельно осваивать новые культурные и эстетические ценности
В рамках школьного обучения
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА –целостная
взаимосвязанная система деятельности педагога и обучающегося как субъектов образовательного процесса
ЦЕЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
повышение мотивации ученика к обучению;
формирование у ребенка качеств самоактивации, самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля.
Задачи, которые решаются путем самостоятельной деятельности обучающегося
обучение ребенка элементарным навыкам и умениям исследовательской работы;
более глубокое освоение материала за счет того, что обучающийся:
будет изучать первоисточники;
будет осваивать новую информацию практическим путем.
Важное значение в рамках образовательного учреждения в современных условиях имеет
задача по формированию самостоятельности обучающихся:
как ключевого элемента учебной деятельности;
как одной из основных функций личности.
Основные требования к организации самостоятельных работ
соответствие содержания самостоятельных работ требованиям, которые содержатся в учебных программах;
соблюдение принципа сознательности при выполнении самостоятельных работ;
посильность предлагаемых работ для обучающихся –способность их самостоятельного выполнения;
организация самостоятельных работ по определенной системе;
проведение подготовки обучающихся к выполнению самостоятельных работ – детей необходимо точно и ясно проинструктировать, какого результата они должны добиться при выполнении предлагаемых заданий.
Дидактические направления, которые способствуют совершенствованию знаний обучающихся
обоснование принципа значимости самостоятельной работы учеников;
разработка педагогических средств вовлечения обучающихся в выполнение самостоятельной работы с одновременным определением характера и степени организации руководства данным процессом;
определение сущности самостоятельной работы обучающегося и выявление ее места в учебном процессе.
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
развивает и формирует личностные качества обучающихся
формирует опыт осуществления различных видов деятельности
Реализация деятельностного подхода требует сосредоточения внимания на самостоятельной работе обучающихся
Этапы деятельности обучающихся:
этап фиксации понятий, которые выражают те или иные знания;
этап трактовки понятий, их понимание и объяснение.
Во время данных этапов содержание деятельности обучающихся состоит в накоплении ими определенного набора понятий с дальнейшим их приведением в определенную систему.
Типы самостоятельных работ
ОСОБЕННОСТЬ:
выполнение заданий обучающимся на основе предложенного образца или инструкции;
все данные для получения нужного результата, включая идею решения задачи, представляются в готовом виде в самом тексте задачи.
УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА:
остается в рамках воспроизводящей деятельности:
заключается в узнавании, запоминании, осмысливании и текстуальном воспроизведении нового факта, события или его подведение под уже известное обучающемуся понятие.
Самостоятельная работа по образцу
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
работа по тексту учебника;
работа по тексту художественного или научно-популярного произведения;
выполнение практических работ на местности;
заполнение обучающимися различных таблиц и схем после изложения педагогом нового материала.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ:
текстовые;
производственно-трудовые;
иллюстрированные;
опытнические.
Самостоятельная работа по образцу
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ:
предполагает только повторение задания, предложенного педагогом.
ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТЫ ПО ОБРАЗЦУ:
содействие накоплению ребенком опорных фактов и способов деятельности;
содействие прочному закреплению фактов;
создание условий для перехода ребенка к выполнению более трудных заданий.
Творческие самостоятельные работы
СУТЬ РАБОТЫ:
непосредственное участие ребенка в производстве новых для него знаний.
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ:
постановка проблемы учителем;
предъявление условий, при анализе которых ребенок должен самостоятельно понять и сформулировать проблемы, содержащиеся в этих условиях;
постановка задачи, при решении которой обучающийся должен самостоятельно обнаружить новую проблему;
постановка проблемы, решение которой предполагает выполнение логических действий для выявления новой дополнительной проблемы.
При выполнении творческих заданий предполагается решение проблемных ситуаций, которые могут быть созданы следующими способами:
постановка проблемы учителем;
предъявление таких условий, при анализе которых ученик должен самостоятельно понять и сформулировать проблемы, содержащиеся в этих условиях;
постановка такой задачи, при решении которой обучающийся должен самостоятельно обнаружить новую проблему;
постановка более или менее четко обозначенной проблемы, решение которой предполагает выполнения каких-то логических действий для выявления новой дополнительной проблемы.
При выполнении творческих работ от обучающегося требуется, чтобы он приобрел умения по самостоятельному поиску и формулированию проблемы в определенной ситуации. К задачам такого вида можно отнести те, которые предполагают поиск недостающих данных, а также написание докладов, рецензий, рефератов по литературным источникам и выполнение самостоятельных исследований.
Вне зависимости от вида самостоятельной работы творческого характера их объединяет наличие ситуации, которая направляет обучающегося осуществлять творческие поиски. Кроме того, единым является и характер деятельности ученика, так как при выполнении творческих работ ученики ищут наиболее рациональный способ деятельности и определяют характер новых знаний, которые они должны приобрести в процессе решения задачи.
Список литературы
Боровицкий П.И. Методика преподавания естествознания Лениздат 1955. – 44 с.
Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 1984. 64 с.
Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. – Л.ЛГПИ, 1986. – 79 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с.
Коротяев Б.И., Пидкасистый П.И. Организация деятельности ученика на уроке. – М.6 Знание, 1985. – 80 с.
Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М., 1972.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.