Доклад на тему:
« Коррекционная работа учителя –логопеда по диспраксической дисграфии »
подготовила: учитель-логопед
Куриленко О.А
МАОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Нарушение навыка письма в логопедии принято называть дисграфией. Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в наличии стойких специфических ошибок.
С каждым годом увеличивается количество детей, страдающих разными видами дисграфий: оптическая, аграмматическая, артикуляторно-акустическая, дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, диспраксическая дисграфия, а порою, у одного ребёнка обнаруживаются сразу несколько видов дисграфий.
Подробнее остановлюсь на диспраксической дисграфии. Диспраксическая дисграфия- это нарушение формирования моторного компонента письма, при котором отмечаются неровный неразборчивый почерк, замедленный темп письма, трудности автоматизации графо-моторных навыков, а также в неспособности овладеть графическим образом букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы (л-м, и-у, п-т, б-д, х-ж, и-ш). В других случаях не дописываются элементы букв. Чаще это происходит, если соседние буквы имеют одинаковый элемент. В ряде случаев смешивается сходство печатных и письменных букв. В таких ошибках смешиваются кинестетические образы и двигательные «формулы» (кинемы), а не оптические образы (графемы). Причины возникновения подобных ошибок- недостаточно сформированные графо-моторным навыки письма.
Примеры смешения букв в письме по кинетическому сходству:
о-а: (в ударной позиции) - "бонт", "куполся,", "ураки,";
"глозки", "страйка", "лондыш", "сенокас", "тетродь", "журовль", "на гарку";
б-д: "людит", "рыдоловы", "убача", "дольшой";
и-у: "прурода", "села миха","на береги, "кукишка";
т-п: "стасли(спасли)", спанция(станция)", "стисывать(списывать)";
х-ж: "поймал еха", "можнатые", "дорохки", "нажотка;
л-я: "февраяь", "кяюч ", "весеяо;
Г-Р: "Гечка", "Габота, "Ролова,", "Ролод", "Гаки", "Гастаял", "Гыбаки".
У младших школьников с несформированным графо-моторным навыком крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы (кинема). Изображение каждой буквы происходит неавтоматизированно, требует отдельного сознательного контроля. При безотрывном письме качество букв резко ухудшается, теряются или «размываются» их дифференцированные признаки. Поэтому дети, чтобы писать по возможности разборчиво, каждую букву изображают отдельно. Во всех случаях отмечается крайне неровный, «корявый», нестабильный почерк. Буквы разного размера и разного наклона. В ряде случаев усваивается неверный ход движения руки при изображении букв, что делает невозможным безотрывное письмо. В такой ситуации учащиеся не могут самостоятельно сформировать графо-моторный навык письма.
Графо-моторные движения при письме совершаются с большим напряжением, скованно. В результате рука у ребенка быстро устает. Письмо становится медленным по темпу. Характерно, что в первом классе почерк у таких детей сравнительно лучше и буквы разборчивее, чем в более старших классах. Это связано с тем, что в 1-м классе ребенок имеет достаточно времени, чтобы вырисовывать каждую букву отдельно. Уже в 3-м классе требуемая скорость письма такова, что делает это невозможным. Так как автоматизированный навык не вырабатывается, то ускорение письма резко ухудшает его качество.
Особенности формирования графо-моторного навыка говорят о необходимости коррекционного воздействия для устранения этих нарушений и развития графо-моторной координации у младших школьников с кинетическими ошибками т.е. диспраксической дисграфией. Данный вид коррекционной работы очень важен, так как задержка формирования графо-моторной координации резко повышает вероятность возникновения у этих детей трудностей формирования навыка письма, что ведёт к неуспеваемости по русскому языку.
Логопед должен постоянно помнить, что у детей с любой формой
недоразвития речи всегда недостаточно сформирована психическая база
речи, лежащая в основе успешной работы по коррекции устной и
письменной речи ребенка. И развивать психологические предпосылки речи
необходимо с первых же занятий.
Логопед должен постоянно помнить, что у детей с любой формой
недоразвития речи всегда недостаточно сформирована психическая база
речи, лежащая в основе успешной работы по коррекции устной и
письменной речи ребенка. И развивать психологические предпосылки речи
необходимо с первых же занятий.
Учитывая, что у детей с любой формой дисграфии недостаточно сформирована и развита психическая база, лежащая в основе успешной работы по коррекции устной и письменной речи ребенка
Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и костно-мышечным ощущениям (кинестезии).Поэтому первым этапом коррекционной работы формирование зрительного гнозиса
1-й этап. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)
Примерные виды задания:
1. Назвать контурные изображения предмета.
2. Назвать недорисованные контурные изображения предметов.
3. Назвать перечеркнутые контурные изображения.
4. Определить, что неправильно нарисовано.
5. Выделить контурные изображения, положенные друг на друга.
6. Распределить предметы, изображенные на картинке, по величине.
7. Подбор картинок по определенному цветовому фону.
8. Игра “Геометрическое лото”. (На что похож предмет?)
9. Подбор одинаковых полосок (полоски двух цветов) по цвету и по величине (длина).
10. Определение правой и левой сторон
разноцветных полосок:
а) покажи полоску, на которой имеется синий цвет;
б) назови цвет правой полоски;
в) найди, где слева красный, а справа зеленый.
11. Подбор разных картинок с геометрическими фигурами (найди пару).
12. Нахождение адекватных изображений из треугольников и линий (найди такое же)
13. Срисовывание изображений из треугольников и линий.
14. Срисовывание серии изображений из полуовалов и линий.
15. Срисовывание линий по представлению (после кратковременного показа).
16. Узнавание серии сходных изображении.
17. Найти заданную фигуру из двух предъявленных в зеркальном отображении.
18. Дорисовывание геометрических фигур.
19. Дорисовывание (складывание) симметричных изображений.
20. Составление разрезных картинок (из 2–7) частей.
21. Ориентировка на листе бумаги (паучок).
22. Открывание “окошек” – найти, где сидит кошка (правое, верхнее, левое, нижнее – всего 4 окошка)
23. Дополнить рисунок.
24. Конструирование фигур из палочек (спичек) по образцу и по памяти.
25. Нахождение сходства и различия по предъявляемым рисункам.
26. Выполнение тестов Равена (подобрать вырезанную вставку “Почтовый Ящик”
2-й этап. Развитие зрительной памяти.
Примерные виды задания:
1. Запомнить 4–5 картинок, затем отобрать их из 8–12.
2. То же, только буквы или цифры.
3. разложить картинки по просьбе в заданной последовательности (3–5–7).
4. То же: буквы, цифры, геометрические фигуры.
5. Игра “Чего не стало?”
6. Игра “Что изменилось?”
7. Игра “Что добавилось?”
3-й этап. Формирование пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа-синтеза.
1.
Ориентировка на собственном, дифференцирование правых и левых его частей.
2. Ориентировка в окружающем пространстве в определенной последовательности:
3. Четкая
дифференциация правых и левых частей тела (пробы Херда).
4. Дифференциация правых и левых частей букв, элементов других графических
изображений.
5. Параллельно проводится работа с предлогами, обозначающими пространственные
отношения.
6. Далее проводится работа по развитию зрительного анализа графических
изображений и букв, составляющих их элементов; определение сходства и различия
между сходными графическими изображениями и буквами.
Практические упражнения на ориентировку в окружающем пространстве.
Последовательность:
1. Определение пространственного расположения предметного по отношению к самому себе .
2. То же, сбоку от ребенка.
3. Определение
пространственного соотношения между 2 – 3 предметами или изображениями:
а) возьми правовой рукой карандаш и положи около правовой руки (то же – левой)
б) положи карандаш справа от тетради. Скажи, где находится ручка по отношению к
тебе? Тетрадь? Аналогично с 3-мя предметами.
Далее прорабатываются пространственные отношения между фигурами, буквами. Зрительный образ обязательно подкрепляется тактильными ощущениями, ручным праксисом. Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, выделять сходное и отличное в написании букв и т.д.
Применение находят упражнения на трансформацию букв (превращение одних букв в другие). Подобные упражнения учат детей находить как графическое, пространственное сходство букв, так и определять разницу между ними. Проведение таких упражнений нужно сопровождать речью ребенка, это помогает запомнить букву надолго, т.е. поместить ее в долговременную память
4-й этап. Формирование буквенного гнозиса (дифференциация зрительных образов букв)
Практические упражнения:
1. Найти букву среди графически сходных.
2. Соотнести одинаковые буквы, написанные разным шрифтом.
3. Определить (назвать) буквы, выполненные в неправильном пространственном положении.
4. Найти, назвать, записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
5. Обвести, раскрасить, вырезать, вылепить буквы по заданному образцу.
6. Обвести буквы, выполненные пунктиром.
7. Докогнструировать (дописать) букву.
8. Найти и назвать буквы, наложенные друг на друга.
9. Найти правильно записанные буквы среди неправильных (найти правильные и неправильные буквы).
10. Найти буквы, написанные в зеркальном отображении.
11. Конструирование букв из элементов.
12. Реконструирование букв, например Р-В, Ж-К, добавляя и убирая элементы, изменяя их положение в пространстве (Н – И – П ).
13. Определение различия сходных букв, которые состот из одних элементов, но различного расположенных в пространстве (Н и П)
14. Использование игровых моментов (шуток, загадок, символов: О – обруч, д – дятел…)
Применение находят упражнения на трансформацию букв (превращение одних букв в другие). Подобные упражнения учат детей находить как графическое, пространственное сходство букв, так и определять разницу между ними. Проведение таких упражнений нужно сопровождать речью ребенка, это помогает запомнить букву надолго, т.е. поместить ее в долговременную память
5-й этап Развитие навыка соотнесения воспринятой фонемы на слух с графемой, т.е. слухового образа буквы с начертанием её на письме.
· Уточнение артикуляции. ((б) – звонкий согласный, взрывной; преграда – сомкнутые губы (губы). (д) – согласный звонкий, взрывной, преграда - кончик языка упирается в десны верхних резцов (д-десны)).
· Сопоставление звуков по артикуляции. (Общее: зв., взрывн., и т.д. Разное: место преграды: б-губы, д-десны).
· Соотнесение звука с буквой. (Например, сравнение буквы б с очертанием белки (картинки), либо просто начертание буквы с анализом ее особенностей изображения на письме).
· Письмо букв по воздуху.
6-ой этап Логопедические задания, направленные на развитие и формирование графомоторного навыка.
Особого внимания заслуживают графические движения. Детей, имеющих нарушения тонкокоординированных движений руки, нужно специально учить управлять своими движениями, планировать их, контролировать и корректировать в процессе выполнения графических заданий:
Обязательно различение смешиваемых букв проводить в следующей последователь-ности: дифференциация изолированных букв, слогов, слов, предложений.
Таким образом с целью преодоления диспраксических расстройств у обучающихся младшего школьного возраста с дисграфией проводится работа, направленная на развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, развитие кинестетической основы движения руки.
Выполнение предложенных заданий и упражнений в системе
логопедической работы позволяет преодолеть причины, а значит, предупредить и
устранить проявления диспраксической дисграфии
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.