Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках родного языка и литературы»
Оценка 4.6

Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках родного языка и литературы»

Оценка 4.6
doc
24.05.2021
Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках родного языка и литературы»
doklad_nov.doc

МКОУ «СОШ№5 имени героя России Мусалаева Т.О.»

г.Хасавюрт, республики Дагестан

Доклад на тему:

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках родного языка и литературы»

 

Подготовила :

 учитель родного (кумыкского) языка и литературы,

классный руководитель

МКОУ «СОШ№5 им.героя России Мусалаева Т.О.»

 Асевова Р.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Хасавюрт 2020 г.

Следует помнить, что нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика. Личность наставника играет здесь первостепенную роль. Во все века учителя были носителями лучших качеств нации, выразителями высокой нравственности, духовности, культуры, именно поэтому в руках учителя — будущее. За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель  может и должен дать обучающемуся полноценное человеческое общение, необходимое для душевного и интеллектуального роста личности.

   В настоящее время учить ребёнка становится всё сложнее, ибо учителю 21 века очень трудно быть для ученика самым интересным источником информации по сравнению с телевидением, интернетом, подвергающим эмоциональную сферу ребёнка жестокой беззастенчивой эксплуатации.

         Современные преобразования, происходящие в школе, предполагают создание новых форм, технологий, программ по духовно-нравственному воспитанию, которые явились бы широким полем деятельности для педагогов региональных компонентов.

         Исторически доказано, человек, знающий свою родную историю, воспитанный на основе духовных начал, культуры родного народа и общечеловеческих ценностей, проявляет «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов». Основной путь достижения этой цели – в привитии подрастающему поколению культурно-нравственных ценностей своего народа, знании основ его философии и истории, этики, народной педагогики, заинтересованности в изучении родного языка

    Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к духовным и нравственно-этическим ценностям своего этноса осуществляется как на уроках родного языка и литературы, так и во внеурочной деятельности.

Я  считаю, что важным средством  воспитания  духовно-нравственной культуры школьников на уроках эрзянского языка  является фольклор.

    Материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки и др.) составляют  духовное наследие мордовского народа. Поэтому обращение к ценностям народной педагогики, национальной культуры, народным традициям является основной для формирования национального  самосознания индивида  в частности, духовно-нравственного воспитания  поколений в целом. Педагогическая ценность народного творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются школьниками на уроках эрзянского языка, способствуют формированию у них  первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.

      Разбирая с учащимися рассказы, стихотворения, сказки, я учу их понимать и оценивать  поступки людей, знакомлю с такими понятиями, как   справедливость, честность, товарищество, дружба. Герои фольклора, образы современной мордовской литературы  позволяют глубже понять ценности мордовского народа: любовь к Родине, уважение к труду, преданность  своей земле.

    Как   трепетно автор Емельян Иванович Пятаев в этих строках выразил любовь к своей  малой Родине. Такие стихи очень нужны детям: они учат чувствовать красоту родного края.

   Знакомство школьников с пословицами способствует освоению речи во всем ее многообразии. Пословицы - это меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и назидательный характер. В пословицах  сформирована мысль в форме наставлений, поучений, предупреждений, морали, выработанной многими:

   Большое педагогическое значение пословиц имеет приобщение школьников к человеческой мудрости. Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.

    Как вы понимаете смысл пословицы?

2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)

3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)

После усвоения новой лексики учащимся предлагается выполнить творческую работу, написать сочинение-миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «Одоброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».

Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их

личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия

   К пословицам примыкают поговорки. Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление, дающее ему выразительную эмоциональную оценку. Поговорки в отличии от пословиц употребляются только в связи с определенными лицами и их поступками, имеют свое совершенно конкретное содержание, представляют собой образно-эмоциональную характеристику людей, создают их яркие внешние портреты, передают внутреннее душевное состояние, т.е. те или иные качества человека, особенности его характера.

 

Обширной и разнообразной областью народного творчества являются исторические песни, воспевающие мужество, силу, терпение человека, образующие систему художественных воззрений, проникнутых любовью к родной природе, родине, родной речи, дающие оценку событиям и деятельности  лиц.

   Раннему приобщению детей к национальной культуре способствуют мордовские песни . Благодаря современным информационным технологиям на уроках родной литературы слушаем старинные песни, где высвечивается образ жизни, его душа. Чтобы детям было легче усвоить значения слов нетипичных для современного быта предметов (прялка, лапти, веретено и т.д.) неоценимую помощь в работе педагога оказывает музей, где собраны экспонаты старинного быта жителей села Шугурова. Есть экспозиции, посвящённые участникам Великой Отечественной войны, отражающие величие подвига наших земляков в страшной войне. Материалы, составляющие экспозиции музея, используются на  уроках и во внеурочной деятельности при написании исследовательских работ.
     Детские прибаутки, потешки, сказки, загадки, приметы), используемые на уроках представляют собой настоящую сокровищницу народной мудрости. Учитель может задать домашнее задание,  как написать  приметы, которые соблюдаются в семьях. Эти приметы  всем хорошо знакомы: «нельзя садиться на порог» (сиротой останешься), «нельзя просыпать соль» (к  ссоре), «нельзя кидать хлеб, оставлять недоеденный кусок» (уважение к хлебу). С помощью примет наши предки воспитывали у детей нормы, правила поведения, оберегали их. Любимы обучающимся и составление  домашних рассказов, преданий, изучают свою родословную, собирают факты истории - «Почему так называется моя деревня», «Что обозначают имена твоих предков» и т.д.

    Важную роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся на уроках родной литературы играет изучение  сказок. Велика педагогическая ценность сказок  для разграничения положительного и отрицательного. Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле,  о героизме и трусости остаются в сознании школьников и определяют нормы его поведения; знакомят школьников  с жизнью народов, национальными обычаями. Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают  лень, тунеядство, жадность; воплощают в себе идеи трудовой этики, необходимые для духовно-нравственного формирования личности.

В процессе изучения  сказок используются различные виды наглядности: картины, прослушивание мелодий, составляются словесные рисования, красочные иллюстрации, изображение состояния души героя цветовой гаммой, ставятся инсценировки. Делается вывод о том, что сказки всех народов создавались талантливыми людьми, передавались от дедов к внукам, в них отразились нравственные идеалы людей, общечеловеческие ценности.

             На уроках развития речи  при написании сочинений -рассужений  проводит так называемый приём «эмоциональной атаки» для «захвата» класса, предлагая для обсуждения проблемный вопрос «Что такое подвиг?», «Каким должен быть человек с большой буквы», «Что значит, жизнь прожить – не поле перейти». Результативность таких уроков зависит от интенсивности общения между учителем и обучающимися. Продуктивным считается такой урок, на основе которого лежит не монолог учителя, а диалог учителя и ученика.

    Очень часто на уроках переводятся  тексты с русского на эрзянский. Например, при повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи-задача первостепенной важности, и нет необходимости это

доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого-

с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране- к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Задание к этому тексту:

1.Перевести текст с русского на эрзянский

2.Определите тему и идею текста.

3. Определите стиль речи.

4. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.

Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на

чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.

  Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая должна проводится учителями на уроках эрзянского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

    Поэтому, главная задача учителя–филолога- не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности, нравственности школьника, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности.

 

 

.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Корчак Я. Воспитание личности. Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1992.

2.     Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: В 4-х томах. – М.: Генезис, 2003 .

3.     Н.И.Дереклеева «Азбука классного руководителя». Начальная школа. Москва, 2008г.

4.     Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – С. 49.

  1. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский - М.: РИО МГТА, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МКОУ «СОШ№5 имени героя России

МКОУ «СОШ№5 имени героя России

Следует помнить, что нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика

Следует помнить, что нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика

Разбирая с учащимися рассказы, стихотворения, сказки, я учу их понимать и оценивать поступки людей, знакомлю с такими понятиями, как справедливость, честность, товарищество, дружба

Разбирая с учащимися рассказы, стихотворения, сказки, я учу их понимать и оценивать поступки людей, знакомлю с такими понятиями, как справедливость, честность, товарищество, дружба

Обширной и разнообразной областью народного творчества являются исторические песни, воспевающие мужество, силу, терпение человека, образующие систему художественных воззрений, проникнутых любовью к родной природе, родине, родной…

Обширной и разнообразной областью народного творчества являются исторические песни, воспевающие мужество, силу, терпение человека, образующие систему художественных воззрений, проникнутых любовью к родной природе, родине, родной…

Делается вывод о том, что сказки всех народов создавались талантливыми людьми, передавались от дедов к внукам, в них отразились нравственные идеалы людей, общечеловеческие ценности

Делается вывод о том, что сказки всех народов создавались талантливыми людьми, передавались от дедов к внукам, в них отразились нравственные идеалы людей, общечеловеческие ценности

ЛИТЕРАТУРА: 1. Корчак Я

ЛИТЕРАТУРА: 1. Корчак Я

Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках родного языка и литературы»

Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках родного языка и литературы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2021