Доклад на тему: «Эффективная организация преемственности при получении начального и основного образования в условиях реализации ФГОС ОО»
Оценка 4.7

Доклад на тему: «Эффективная организация преемственности при получении начального и основного образования в условиях реализации ФГОС ОО»

Оценка 4.7
Семинары
docx
классное руководство
4 кл
14.10.2021
Доклад на тему: «Эффективная организация преемственности при получении начального и основного образования в условиях реализации ФГОС ОО»
•Соблюдать преемственность в преемственности содержания курса – одинаковая программа в начальной и основной школе. •Соблюдать преемственность в преемственности форм и методов работы – единые формы и методы работы присутствуют в начальной и основной школе. •Соблюдать преемственность в преемственности требований к учащимся – основное требование это - умение учиться. Пути решения проблемы преемственности в содержании образования школьников. - Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 - ов. - Отслеживать связь между отдельными частями учебных предметов по содержанию; - Отслеживать связь между методами, приемами и формами учебной работы на разных ступенях обучения; - Опираться на предшествующие знания, умения и навыки при изучении нового и подготовки к последующему освоению предмета; - Осуществлять межпредметные связи; - Использовать линейное и концентрическое построение учебных планов; -Обеспечивать доступность в процессе обучения;
мой доклад.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа с.Ишлы

МР Аургазинский район РБ

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на районном семинаре заместителей директоров по УВР

на тему:

«Эффективная организация преемственности при получении начального и основного образования в условиях реализации ФГОС».

 

 

 

Подготовила

учитель начальных классов

Г.Р.Хисамова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Ишлы

 

Доклад на тему:

«Эффективная организация преемственности при получении начального и основного образования в условиях реализации ФГОС ОО»

 

В 2015 – 2016 учебном году проблема преемственности активно обсуждалась педагогами всех школ. Предмет обсуждения  преемственности обучения, несмотря на разносторонние исследования учёных, психологов, педагогов  по поиску путей его решения, до сих пор остаётся незавершённым, порождающим серьёзные педагогические проблемы.

Сегодня нам предстоит выяснить, что получилось у нас на данном этапе совместной работы и над чем предстоит еще поработать и мы поговорим об эффективной организации преемственности при получении начального и основного образования в условиях реализации ФГОС ОО.

Еще раз хочу напомнить, что преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Уместно будет вспомнить слова В.А. Сухомлинского: « Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднее звено для многих детей, родителей, учителей является радостным и волнующим событием. Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребенка, охрана и укрепление его психологического, физического и нравственного здоровья. Преемственность м/у начальным школьным звеном и старшим следует рассматривать как построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, а так же сохраняющее связь и согласованность всех компонентов методической работы. Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом « переходного» возраста у детей. Они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, смены ведущей деятельности. Кроме того, по данным психологических исследований, у детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Учащимся приходится адаптироваться к новым условиям: предметное обучение, соответственно увеличение количества учителей, различные стили педагогической деятельности учителей, новизна изучения учебного материала. Резко изменяется условия привычной жизни четвероклассников, приводя к несоответствию внешних социальных условий и внутреннего состояния ребёнка. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе. Как предотвратить процесс снижения успеваемости? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Эти аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом.  Потому что эти объективные сложные этапы взросления, несомненно, требуют очень бережного внимательного отношения со стороны взрослых.     Работая в школе много лет, замечаю, что вопрос преемственности в нашей школе остро не стоит. Этому есть объяснения. 

Во – первых,  школа у нас немногочисленная,  в среднем по 10-12 обучающихся  в классах. В нашей школе опытный  педагогический коллектив с большим стажем работы. Мы тесно сотрудничаем друг с другом.  Проводятся  регулярные обсуждение успехов и возникающих трудностей, обмен опытом, коллективная выработка способов преодоления трудностей учителей предметников и учителей начальных классов

Во – вторых, большинство обучающихся живут в одном социуме, общаются во внеучебное время.

 В третьих, учебный процесс происходит в одну смену, учащиеся начального звена не отделены от учащихся среднего звена. На переменах  все учащиеся общаются, на различных школьных мероприятиях они участвуют все вместе. И еще немаловажно, учащиеся начальных классов очень хорошо знают всех учителей – предметников по имени и отчеству, а также и классных руководителей. Некоторые учителя старшего звена работают в начальных классах ( физическая культура, английский и башкирский языки). Еще случается, что учителя-предметники замещают уроки в начальных классах при отсутствии учителей и оздоравливают этих же детей в летнем лагере.  И учителя – предметники, в свою очередь, тоже хорошо знают этих учеников.  Как бы вот эта атмосфера общения заочно уже стирает границу между начальным и средним звеном. Уже это говорит о многом, что придя в 5 класс, ученик  легко адаптируется  в нем.

Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера - сегодня - завтра» знаний, умений и навыков конкретных учеников своего класса.

И в этом мне помогает УМК Школа- 2100. Учебники и тетради содержат задания разного уровня. Любой ребёнок сможет найти себе задания в соответствии со своими силами. УМК реализует право ребёнка на индивидуальность.

Важным фактором психологической подготовки является опережающее обучение. В учебниках даётся много материала, которые выходят за рамки традиционных  программ, что позволяет  детям лучше адаптироваться при переходе в среднее звено. В своей работе я отслеживаю результаты обученности учащихся с помощью количественно-качественного анализа контрольных работ , динамики успеваемости и качества на разных ступенях обучения.

За годы обучения в начальной школе у некоторых  учеников наблюдаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Поэтому необходим индивидуальный подход к детям сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала.

Создаю такие ситуации , которые учат детей принимать разные точки зрения, проявлять инициативу, иметь право на ошибку и участвовать в совместной деятельности.

Мною  накоплен дидактический материал не только в печатном виде, но и в электронном, создана система тестов, контрольных работ по всем предметам.

Правильная организованная работа в начальной школе по преемственности –это  залог успеха обучения детей в основной школе.

И сейчас я хочу обратить ваше внимание на результат, который получен моими учениками в 5 классе в первом полугодии.(См. табл.)

Для создания образовательной среды, преемственной по отношению к начальному общему образованию нами делается следующее:

1)      совершенствуются  методики организации различных типов уроков, способствующих развитию учащихся в соответствии с требованиями ФГОС и системно-деятельностного подхода.

2)      проводятся заседания ШМО начальных классов на тему «Использование современных образовательных технологий при проектировании и проведении современного урока»,   «Определение готовности учащихся 4 класса к обучению в основной школе» и др.  с привлечением учителей-предметников и вопросы преемственности выносятся на совещания  и педсоветы.

3)  совместно с учителями ступени основного общего образования разрабатываются итоговые предметные и метапредметные работы в 4 классах по единым материалам и критериям, рассчитанным на входной контроль в 5 классах.

4) проводятся совместные внеклассные мероприятия, разновозрастные уроки, когда старшие ученики выступают в   позиции учителей младших школьников. («Неделя русского языка и литературы», Неделя родных языков, День самоуправления);

5)  продолжается работа  над наполнением  портфолио учащегося начальной школы с перспективой продолжения этой работы в средней школе.

6)  классным руководителем 4 класса готовится тематическое родительское собрание для ознакомления родителей с перспективами обучения детей в 5-м классе, знакомства родителей с будущи­ми учителями их детей и  снятия психологического барьера  ожидания трудностей при обучения в 5-м классе.

Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те технологии, которые пригодятся в будущем.  Обучающиеся начальных классов вовлечены в проектную деятельность, творческие задания, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

Прослеживаю системную работу и  с одаренными детьми. Развиваю  умения  находить  и сопоставлять   несколько   способов   решения   задачи,    искать нестандартные способы решения. Так же, считаю важным,  участие таких детей в районных олимпиадах, в международных и всероссийских интеллектуальных  конкурсах и олимпиадах - «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Умка», «Олимпусик», «Лисенок», «Кубок Гагарина» и др.

Но, при переходе в среднее звено некоторые затруднения встречаются, поэтому имеет смысл рассмотреть формы и методы работы по преемственности.

В последнее время увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой.   Они требуют к себе особого внимания со стороны педагогов.  Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями,  и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке и  на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии уже в старших классах по специальным адаптированным программам для успешной сдачи ГИА.     

Успешно реализовать поставленные задачи преемственности, можно работая над созданием единой команды педагогов начальной и основной школы. Под командой педагогов понимается объединение людей на основе общих ценностей и смыслов и поставленных задач, способность к согласованию своих позиций.
На период перехода стараться сохранить систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы.

Принимая во внимание вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

•Соблюдать преемственность в преемственности  содержания курса – одинаковая программа в начальной и основной  школе.

•Соблюдать преемственность в преемственности  форм и методов работы – единые формы и методы работы присутствуют в начальной и основной школе.

•Соблюдать преемственность в преемственности  требований к учащимся – основное требование это - умение учиться.

Пути решения проблемы преемственности в содержании образования школьников.

- Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя  будущих 5 - ов.

- Отслеживать связь между отдельными частями учебных предметов по содержанию;

- Отслеживать связь между методами, приемами и формами учебной работы на разных ступенях обучения;

- Опираться на предшествующие знания, умения и навыки при изучении нового и подготовки к последующему освоению предмета;

- Осуществлять межпредметные связи;

- Использовать линейное и концентрическое построение учебных планов;

-Обеспечивать доступность в процессе обучения;

- Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения  успеваемости,  учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».

- Развивать личностный потенциал уч-ся через продуктивную образовательную деятельность, духовное и физическое здоровье детей;

- Постоянно повышать профессиональный уровень педагогов;

- Осуществлять образовательный процесс в школе во взаимодействии педагогов с психологической службой;

- Использовать личностно-ориентированную технологию обучения и воспитания;

- Для прогнозирования ожидаемых результатов проводить диагностику обученности, обучаемости, развитости учащихся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности; изучать удовлетворенность участников педагогического процесса своей и совместной деятельностью, содержанием и организацией образовательного процесса.

Я глубоко уверена, что  учителя смогут реализовать стандарт за счет своего умения быстро перестраиваться, находить новые пути и возможности. Педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня, непрерывно учиться: по – новому готовиться к уроку, по – новому проводить урок, по – новому оценивать достижения обучающихся, по – новому взаимодействовать с их родителями.

Своё выступление мне хотелось бы закончить следующими словами.

     Труд педагога есть театр мудрого и вечного: на сцене - человеческие сердца, за кулисами - человеческие души, в зрительном зале - человеческие судьбы.

      Пусть же все содержание вашего труда и труда учителей в ваших коллективах имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым.

     Здоровья, простого человеческого счастья и тепла вам, мира в душе!

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Доклад на тему: « Эффективная организация преемственности при получении начального и основного образования в условиях реализации

Доклад на тему: « Эффективная организация преемственности при получении начального и основного образования в условиях реализации

В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе

В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе

За годы обучения в начальной школе у некоторых учеников наблюдаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки

За годы обучения в начальной школе у некоторых учеников наблюдаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки

Обучающиеся начальных классов вовлечены в проектную деятельность, творческие задания, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и выражать…

Обучающиеся начальных классов вовлечены в проектную деятельность, творческие задания, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и выражать…

Отслеживать связь между методами, приемами и формами учебной работы на разных ступенях обучения; -

Отслеживать связь между методами, приемами и формами учебной работы на разных ступенях обучения; -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021