Доклад на тему: «Этнокультурологический аспект в изучении родной речи»
Оценка 5

Доклад на тему: «Этнокультурологический аспект в изучении родной речи»

Оценка 5
doc
18.11.2019
Доклад на тему: «Этнокультурологический   аспект в изучении   родной речи»
+доклад проблемы изучения родного языка+.doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

 

 

 

 

Заседание ГМО родных языков

Семинар-практикум

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Этнокультурологический   аспект в изучении   родной речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

                                Махачкала .

 

 

 

 

Родной язык – духовное богатство народа. Веками, из поколения в поколение передавались обычаи, традиции, моральные устои, произведения искусства и литературы. Познавая их, человек становится духовно богаче.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным, воспитанным.  Родной язык становится ключом, открывающим всю глубину и красоту духовного богатства народа, передающим нравственные устои нации, его  обычаи и традиции.

Времена меняются, меняются устои и стереотипы современного общества. И это, к сожалению, снижает актуальность изучения родного языка. Раскрывая проблематику преподавания, хочу представить несколько проблемных моментов.

Во-первых, меняются устои: в последние годы двадцатого столетия стало много смешанных браков, явление, которое было недопустимо в наших селах. Молодые семьи при рождении ребенка начинают общаться с ним на русском языке, и ребенок растет, не зная родного языка ни матери, ни отца, не зная своих корней. Во-вторых, меняются стереотипы общества: большая часть родителей считает, что для успешной учебы, карьеры родной язык является помехой.

Отсюда, на мой взгляд, в условиях двуязычия  наиболее важными задачами являются следующие:

1)    Довести до родителей понимание значимости родного (кумыкского) языка;

2)    Прививать любовь  и уважение к родному языку.

Какими средствами можно решить эти проблемы?

Обучение языку - большая и трудная работа. За 16 лет преподавания кумыкского языка в школе я пришла к выводу, что наиболее эффективным и результативным средством поддержания интереса детей и их родителей к изучению языка является народная педагогика.

В. Сухомлинский писал: «Народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах».

Через жанры устного народного творчества я знакомлю детей с жизнью, бытом, обычаями татарского народа. Это способствует усвоению материала урока, развитию связной и диалогической речи детей, расширяет словарный запас, а также влияет на духовное и нравственное взаимообогащение.

Народная педагогика тесно связана с этнографикой. Поэтому я на своих уроках и внеклассных занятиях активно использую материалы школьного музея. В нем представлены предметы быта, обихода, а также предметы, отражающие культуру нации. Знакомство с ними вызывает большой интерес не только детей, но и их родителей. Через знакомство с экспонатами мы раскрываем содержание многих произведений, жизнь героев. На мой взгляд, вовлечение детей в исследовательский процесс – изучение предметов одежды, быта, возможность подержать их в руках, раскрытие секретов и значения кумыкского орнамента на полотенцах, тюбетейках, фартуках – пробуждает в детских душах чувство гордости, уважения и восхищения своим народом, своими предками.

Также на своих уроках я активно использую фольклор: песни, загадки, считалки, поговорки, пословицы и сказки. Они подходят для решения как образовательной, так и воспитательной задачи. Так, например, считалки, скороговорки способствуют умению правильно проговаривать звуки, разучивание игр способствует развитию диалогической речи.

Изучение сказок используется не только для решения воспитательной задачи, но и развития творческих способностей учащихся: ребята сами сочиняют сказки, оформляют их в книжки-малышки, представляют в классе. Использование разных элементов фольклора позволяет детям усвоить языковой материал в практической деятельности, при которой внимание и запоминание семантических единиц и грамматических конструкций произвольны, развивает образное мышление и творческие способности.

Хороший результат дает вовлечение детей во внеклассные, общешкольные мероприятия. Становясь активными участниками таких мероприятий, как «Навруз», «Сабантуй» и др., учащиеся детально знакомятся с порядком проведения мероприятий. В будущем эти правила дети переносят в свою жизнь. Родителям эти мероприятия также интересны, т.к. их поколение выросло, не зная этих правил.

Большое значение придается в работе построению межкультурных коммуникаций. Так, например, традиционными для школы стали мероприятия «День родных языков», «Радуга культур». Здесь звучат песни и стихи на кумыкском и других языках, показываются национальные танцы и другие элементы.

Таким образом, для решения проблем, обозначенных выше, считаю важными следующие моменты:

1)                           вести активную пропаганду среди родителей о значимости изучения родного языка;

2)                           использовать при изучении языка связь с историей народа, культурой;

3)                           соблюдать преемственную связь между «тремя китами» воспитания: родители – детский сад – школа.

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему: «Этнокультурологический аспект в изучении родной речи»

Доклад на тему: «Этнокультурологический   аспект в изучении   родной речи»

Доклад на тему: «Этнокультурологический аспект в изучении родной речи»

Доклад на тему: «Этнокультурологический   аспект в изучении   родной речи»

Доклад на тему: «Этнокультурологический аспект в изучении родной речи»

Доклад на тему: «Этнокультурологический   аспект в изучении   родной речи»

Доклад на тему: «Этнокультурологический аспект в изучении родной речи»

Доклад на тему: «Этнокультурологический   аспект в изучении   родной речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2019