Доклад на тему "Феномен русского фольклора"
Оценка 4.9

Доклад на тему "Феномен русского фольклора"

Оценка 4.9
docx
05.10.2022
Доклад на тему "Феномен русского фольклора"
Феномен русского фольклора.docx

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Казанский музыкальный колледж имени И.В.Аухадеева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

 

«Феномен русского фольклора»

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

преподаватель высшей квалификационной категории

Мартынова Наиля Тахиржановна

                                                

                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2022 г.

 

Русский фольклор как явление национальной лингвокультуры

Термин «фольклор» переводится как народное знание, народная мудрость. Место и роль фольклора в культуре русского народа исторически менялись.

Древнейший пласт культуры был целиком фольклорным. В первобытном обществе фольклор был синкретичным, включавшим словесные, музыкальные, танцевальные проявления и нерасчлененным на жанры и роды, которые выделились позже. Первоначально фольклор не существовал вне обрядов и обрядовых действий, связанных с попытками воздействовать на силы природы и служивших производству жизненных благ для рода, племени, общины. К единому синкретичному фольклору примыкали прикладные виды искусства (наскальная живопись, примитивные скульптуры, фигурки идолов, украшения, хозяйственная и культовая архитектура). Фольклорное искусство, первоначально утилитарное, в процессе эволюции концентрировало знания и опыт, накопленные родом, племенем, народом. Происходила дифференциация на жанры.

 

К самым древним жанрам фольклора относят трудовые песни, которые возникли для организации ритма и включались в процесс работы как неотъемлемый ее элемент.

Трудовая деятельность человека сопровождалась календарными обрядами, которые совершались в точно установленные праздники, обусловленные сменой сезонов года: зимнего солнцестояния, наступления весны, лета, осеннего сбора урожая. Обрядовые песни представляют собой магические заклинания, обращенные к силам природы, и содержат пожелания хозяйственного благополучия крестьянину - земледельцу. Наиболее многообразными были обряды зимнего периода, связанные с задачей обеспечения будущего урожая и приплода скота (колядование, гадание об урожае и замужестве, ряженье, игры, зажигание огней как символа солнцеворота).

На рубеже зимы и весны праздновалась Масленица, ее встречали и провожали буйным весельем, песнями, блинами, катанием на санях и сжиганием на костре соломенного чучела.

Поэтичным был праздник Ивана-Купалы (в ночь с 23 на 24 июня). Имя Купалы было древним олицетворением летнего плодородия природы. В честь Купалы совершались очистительные обряды купания и прыгания через костер. После введения христианства на Купалу наложилось имя Иоанна Предтечи (Ивана Крестителя).

Осенний обрядовый цикл включал жнивные песни и обряды, которые были связаны с уборкой урожая и призваны магически обеспечить урожай будущего года.

 

Семейно-бытовые обряды были посвящены самым важным событиям жизни человека: рождению, созданию семьи и смерти. Родильные песни должны были обеспечить ребенку здоровье и благополучие. До нас дошли лишь отзвуки родильных песен-величаний в более поздних колыбельных песнях. Свадебный обряд возник в средние века, но в его символике нашли отражение черты более древних форм браков славянских племен, например, брака-умыкания (похищение насильственное или по предварительному согласию) или купли-продажи. Свадебный обряд представляет собой народную драматическую игру с переплетением элементов трагизма и веселья и традиционными ролями участников. Свадьбу сопровождали песни, причитания, величания, обрядовые речеговорения, пословицы, загадки, приговоры, заговоры. Основное содержание свадебной поэзии составляет образ невесты, ее переживания при переходе из родной семьи в чужую.

В эпоху Киевской Руси широкое распространение получили сказки, жившие с незапамятных времен.

 

Сказки о животных зародились в глубокой древности, когда многие животные почитались как тотемы (покровители рода), объекты религиозного поклонения. Со временем эти сказки приобрели новые функции: стали использоваться как аллегории, при помощи которых обличались пороки людей.

Волшебные сказки возникли в период разложения родового строя. Они впитали в себя многие черты древней общественной, родовой и семейной жизни. В них добро всегда торжествует над злом, чему способствуют сказочный вымысел и фантастика.

Сюжеты авантюрно-новеллистических и социально-бытовых сказок строятся на том, что все невероятное в них происходит в реальной обстановке. Их героями становятся бедный мужик или солдат, который, побеждает своих врагов благодаря смекалке, ловкости, смелости.

 

Время возникновения былин ученые относят к X — XI вв., эпохе Киевской Руси. В центре былин всегда находится образ богатыря.

Время, изображенное в былинах, - условное эпическое, сочетающее разные периоды средневековой эпохи.

Большая часть былин составляет два цикла: киевский и новгородский.

Былины киевского цикла, в основном, патриотического содержания. Они связаны с именами богатырей, группирующихся вокруг князя Владимира: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича.

Новгородские былины рассказывают о культурном быте вольного города, жившего независимо от Киева. Садко — герой трех сюжетов. В одном он получает в награду за талант гусляра несметное богатство от морского царя, в другом - соревнуется с Новгородом в богатстве, в третьем - попадает в подводное царство и забавляет морского царя.

В XIII в. возникают исторические песни. Ранние песни, отразившие события, связанные с ордынским игом и эпохой царя Ивана Грозного.

К XV - XVI вв. относится расцвет жанра баллады. С начала XVII в. баллады, бытовавшие наряду с былинами, историческими песнями и духовными стихами, начинают испытывать все большее влияние лирических песен, а в начале XIX в. возникает новая баллада — авторская романтическая баллада.

 

С конца XIX в. и до настоящего времени одним из самых популярных жанров песенной поэзии в русском фольклоре стала частушка. Частушки с городскими песнями литературного происхождения сейчас входят в репертуар среднего и старшего поколения русского народа.

Необычайная устойчивость фольклорных произведений, дошедших до наших дней, объясняется тем, что певцы и рассказчики, услышавшие песню или сказку, старались запомнить и донести ее слушателям так, как им спели или рассказали. Большую роль в создании фольклоре играет личное творчество певцов и сказителей. Специфика фольклора заключается в том, что в нем в рамках общей устойчивости происходят постоянные изменения: меняются общий характер народного творчества, жанровый состав (возникают новые жанры, старые видоизменяются).

 

Фольклор и религия. В раннюю пору существования фольклор был свободен от религиозных представлений и понятий. Но постепенно в практической деятельности людей стали использоваться магические обряды. Люди обращались с просьбами о плодородии, достатке, удачном замужестве или женитьбе, В основе архаических календарных обрядов лежало ритуальное жертвоприношение, замененное впоследствии куклами, чучелами, ветками в женской одежде, служившими имитациями жертвы. Со сменой эпох произошла замена женских божеств плодородия мужскими. В повседневном быту и труде человеку помогали или вредили духи леса, воды, поля, дома (леший, водяной, полевик, домовой), способные к различным превращениям.

В конце X в., после введения христианства, оно постепенно стало оказывать влияние на народ и его творчество посредством церковных литургий, песнопений, иконописи, культовой архитектуры, церковной и апокрифической литературы. Языческие божества стали уживаться с христианскими святыми или сливаться с ними. Рождество Коляды и Иисуса Христа стало отмечаться в одну ночь, святой Иоанн Предтеча стал Иваном Купалой, Георгий Победоносец - Егорием, покровителем скота, а Николай Чудотворец стал Николой зимним и вешним, переняв функции языческих божеств. Церковное венчание вошло в путь свадебного поезда от дома невесты к дому жениха.

Тем не менее, христианские наслоения не изменили в целом сюжетно-образную систему фольклора.

 

Фольклор и литература. В отношениях фольклора и литературы выделяются две стороны: использование фольклора литературой и влияние литературы на фольклор. Если считать литературой первые летописи (XI в.), то для них важным источником сведений о прошлом были устные сказания и предания о происхождении названий городов, об исторических событиях.

Для литературы более позднего периода было характерно широкое обращение к фольклору. пишет оперу, используя сюжет былины о Добрыне Никитиче, НМ. Карамзин создает богатырскую сказку в стихах «Илья Муромец» В период расцвета романтизма литература усвоила такие жанры, как сказка, баллада, песня. Писатели и поэты использовали народные поэтические приемы (сравнения, метафоры, гиперболы), уменьшительно-ласкательную суффиксацию, способы композиции. Появились публикации песен, освоенных потом народом: И.И Дмитриева ("Стонет сизый голубочек"), ("Среди долины ровныя"), НМ. Ибрагимова ("Во поле березонька стояла"), ("Что стоишь, качаясь"). На народно-поэтической основе создавались и проникали в народ песни , , Н.А Некрасова. АС. Пушкин пишет "Капитанскую дочку", в которой берет в роли эпиграфов к главам пословицы ("Береги честь смолоду"). В конце XIX - начале XX в. под влиянием профессиональной поэзии (силлаботонического стихосложения, рифмы, куплетности) возникли частушки и стали популярными городские народные песни, вобравшие все тематическое многообразие традиционной лирики.

 

Фольклор и наука. В связи с тем, что фольклор представляет собой синтетическое искусство, он служит объектом исследования для разных наук. Лингвистика изучает словесную сторону (диалекты, историю языка), искусствоведение —- музыкальные, хореографические, театральные элементы, история - народную точку зрения на исторические лица и события, этнография - роль фольклора в быту и связь его с обрядами, литературоведение - взаимосвязи фольклора и литературы, их общие черты и отличия. Фольклористика изучает словесное искусство народа, свойства и специфику фольклора, пути его эволюции, особенности творческого процесса, поэтическую систему.

Большой вклад в фольклористику внесли ученые Федор Иванович Буслаев (1818- 1897), главным трудом которого стала книга "Исторические очерки народной словесности и искусства" (1861 г.), Александр Николаевич Веселовский (1838- 1906), автор знаменитых "Трех глав из исторической поэтики" (1899), Всеволод Федорович Миллер (1848 - 1913), создатель трехтомных "Очерков русской народной словесности" (1897- 1924).

Благодаря активной деятельности собирателей и публикаторов фольклора , мы имеем образцовые сборниками песен, сказок, былин, пословиц и других жанров, способствовавших успешному развитию фольклористики.

 

Связь фольклора с русской культурой. Каждый жанр фольклора связан с русской культурой. Календарные обрядовые песни - с культурой земледелия и скотоводства, с астрономией; былины и исторические песни - с историей; пословицы - с философией; загадки - с материальной культурой и т.д.

Из былины "Садко" можно узнать о культурной жизни древнего Новгорода.

Система жанров русского фольклора включает произведения, содержащие представления народа о важнейших жизненных ценностях (православной вере, патриотизме, общественном долге, труде, любви, семье), и на каждом этапе жизни - от колыбели до могилы - человек находит в фольклоре созвучие своим жизненным интересам и культурным потребностям: от детских лет (жанры, связанные с народной педагогикой, - колыбельные песни, пестушки, потешки, формирующие чувство гармонии и ритма; скороговорки, тренирующие артикуляционный аппарат; загадки, развивающие смекалку, ассоциативное мышление) и юности (хороводные и игровые песни, гадания о суженом или суженой, лирические любовные песни и все жанры свадебного обряда) к вершине жизни и поре подведения итогов (исторические песни, былины, духовные стихи, сказки, предания и пр., похоронные обряды и причитания).

 

Фольклор как культурная ценность. Высоко оценивая фольклор, ученые особо выделяют его 1) познавательное, 2) идейно-воспитательное, 3) эстетическое значение в русской национальной культуре.

1. Познавательное значение фольклора состоит в том, что он, отражая явления жизни, дает представление об истории, быте, труде, а также мировоззрении, психологии и философии русского народа.

2. Идейно-воспитательная роль фольклора состоит в том, что он прививает чувство любви к родному языку, Родине.

3. Эстетическое значение фольклора объясняется тем, что он выражает традиционные представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом. Эстетический идеал народа формируется в процессе эволюции фольклора. ЕЗ основе этого идеала лежит трудовая созидательная деятельность человека.

 

Фольклор как искусство слова. Фольклор является искусством слова. Народ, отражая типичное для фольклорного мышления восприятие мира по принципу повторяемости и цикличности, создает систему поэтических средств, в которой одним из основных механизмов выступает ассоциативность, то есть повторяемость на семантическом уровне. Для фольклора характерны иносказательная передача явлений, символика, поэтический вымысел и фантастика. В фольклорных произведениях раск¬рываются единство эстетического и морального, гармония природы и человека, выражаются вкусы народа, его поэтические воззрения. "Художественный мир" фольклора основан на традиционных "стандартах высокого качества", подкрепляемых постоянными эпитетами (если небо, то ясное, солнце — красное, поле - чистое, море - синее, дес — темный, девица — красная, молодец — добрый, руки — белые, к>ги — резвые) или идеализирующими формулами. Для разных жанров существуют свои формулы красоты. В сказках: "ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать" или "во лбу солнце, на затылке месяц, а по бокам звезды", в заговоре на красоту: "зарей умоюсь, звездами подтычусь, месяцем опояшусь". В свадебных величаниях или любовных лирических песнях признаками физической красоты, свидетельствующими о здоровье и жизненной силе героев, служат кудри (шелковые), очи (ясные), брови (черные), щеки (алые).

 

Фольклор и современная культура. Современная цивилизация накопила огромный культурный потенциал, созданный вершинными достижениями разных стран и народов во всех видах культуры и искусства, и весомый вклад в него России неоспорим. Традиционный русский фольклор занимает в современной культуре России достойное место. Несмотря на то, что сфера бытования фольклора постоянно сужается, он живет до сих пор. Ежегодно фольклорные экспедиции привозят произведения календарного и семейного фольклора (хотя сами обряды уже разрушились), исторические песни и баллады, лирические песни и частушки, сказки и несказочную прозу.

Формы существования фольклора в современной русской культуре многообразны. Овладение им сейчас происходит не в сфере быта, как раньше, а б системе современной художественной культуры. Фольклор связан с современностью в разных аспектах:

1. Как объект собирательной деятельности и публикаций.

2. Как материал для научных исследований и теоретических разработок.

3. Как один из источников формирования самодеятельного репертуара.

4. Как основа современных семейных ритуалов (например, при проведении свадьбы).

5. Как материал современной педагогики.

6. Как художественный элемент, который входит во все сферы современной культуры (литературу, музыку, науку, театр, кино, телевидение, профессиональное искусство, эстраду).

Таким образом, русский фольклор является важнейшей частью национальной лингво культуры.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Казанский музыкальный колледж имени

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Казанский музыкальный колледж имени

Русский фольклор как явление национальной лингвокультуры

Русский фольклор как явление национальной лингвокультуры

Осенний обрядовый цикл включал жнивные песни и обряды, которые были связаны с уборкой урожая и призваны магически обеспечить урожай будущего года

Осенний обрядовый цикл включал жнивные песни и обряды, которые были связаны с уборкой урожая и призваны магически обеспечить урожай будущего года

Время, изображенное в былинах, - условное эпическое, сочетающее разные периоды средневековой эпохи

Время, изображенное в былинах, - условное эпическое, сочетающее разные периоды средневековой эпохи

Со сменой эпох произошла замена женских божеств плодородия мужскими

Со сменой эпох произошла замена женских божеств плодородия мужскими

Фольклор и наука. В связи с тем, что фольклор представляет собой синтетическое искусство, он служит объектом исследования для разных наук

Фольклор и наука. В связи с тем, что фольклор представляет собой синтетическое искусство, он служит объектом исследования для разных наук

Фольклор как культурная ценность

Фольклор как культурная ценность

Фольклор и современная культура

Фольклор и современная культура
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2022