Доклад
на тему:
Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
выступление на РМО
Давудова Рупият Магомедбековна
учитель истории
МКОУ «Арахкентская СОШ»
Приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего «фона» системы образования. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому. Что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Задача учителя - научить учиться, а также выработать способность к самовоспитанию и саморазвитию. Поэтому учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса. Одним из главных направлений в этой области является формирование у обучающихся ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с помощью разнообразных технологий и методик обучения.
Важно, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.
Широко использую технологию критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления).
Педагогическая деятельность предполагает особую заботу об учебной мотивации школьников. Проблема формирования устойчивых положительных мотивов учащихся актуальна в педагогике, психологии и практике школы и представляет интерес для изучения. Ученик скучает на уроке, он не нарушает дисциплину, просто не слушает учителя. Он не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Ученик не задает вопросов после объяснения учителя, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения. Он неактивен и отвлекается, когда требуется напряжение мысли, преодоление трудностей, не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя. Ученик не может воспроизвести определения понятий, не может отойти от готового текста, не понимает текста. Наблюдения, проведенные среди учащихся, показали, что многие ребята не обладают культурой чтения, не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. Так развивается неуспеваемость.
Таким образом, возникает проблема: обучающийся при отсутствии учебно-познавательной мотивации не сможет овладеть необходимыми умениями и навыками.
Технология развития критического мышления - один из способов, посредством реализации которого возможно добиться высокой мотивации к познавательной деятельности.
А теперь приведем разъяснение понятия «критическое мышление».
Современная научная литература дает различные определения, которые сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика».
Таким образом, технология развития критического мышления - это система стратегий, обучающих мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные, аргументированные решения, разработана в конце XX века. В основу технологии РКМ положены идеи теории Жана Пиаже, Льва Семёновича Выготского об этапах умственного развития ребёнка. По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:
- не объем знаний или количество информации является целью образования,
а то, как ученик умеет управлять этой информацией;
- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое
рождается в процессе обучения;
- коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий
диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также
«партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом
объекте.
Первый этап работы называется стадия вызова - пробуждение имеющихся знаний, интереса к информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребенка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового.
Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А учащиеся со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы.
Третья стадия — стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы преподаватель проверил память учащихся, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Рефлексия представляет собой обращённость познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, своё психологическое состояние. На разных стадиях технологии используются приёмы и методы, о которых и пойдёт в дальнейшем речь.
Примеры приемов и стратегий технологии развития критического мышления.
Стадия вызова
• Мозговая атака
• Ключевые слова (словосочетания, предложения)
• Перепутанные логические цепочки
• Разбивка на кластеры (смысловые блоки)
• Конструктивная таблица (Знаем - Хотим узнать - Узнали)
• Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Стадия реализации смысла
Система маркировки текста «ИНСЕРТ»
Чтение с остановками
Таблица «Плюс - минус - интересно»
Метод RAFT
Прием ПОПС
Прием «фишбоун»
Стадия рефлексии
• Парная (групповая) мозговая атака; парное (групповое) подведение итогов
• Возвращение к приемам, применяемым на стадии осмысления
• Мини-сочинение, эссе
• Синквейн
• Перекрестная дискуссия
• «Шесть шляп мышления» и др.
Таким образом, применение в учебно-воспитательном процессе данной технологической модели соответствует реализации личностно - ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, формирует учебно-познавательную мотивацию. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся получает возможность самому в процессе обучения конструировать этот процесс и отслеживать направления своего интеллектуального развития. В целом же выбор методов, средств и приемов обучения зависит от особенностей класса.
Современные исследования показывают, что в классах, где проводятся уроки с использованием современных образовательных технологий и методик, качество знаний на 15-18% выше, чем в традиционном обучении. Применение подобных форм и методов в своей работе позволило мне добиться определенных устойчивых результатов: наблюдается положительная динамика качества знаний, умений, навыков по истории и обществознанию в течение последних лет. Мои учащиеся на протяжении нескольких лет являются призерами и победителями олимпиад по истории и обществознанию, участвуют в конкурсах, а также в написании и защите научно-исследовательских работ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.