Методическая разработка урока экономики
«Биржа»
10 класс
Подготовила: Шапиева Лейла Магомедовна
учитель истории и обществознания
ГКОУ РД "БСШИ им. М. Г. Гамзатова"
Цель урока:
Сформировать у учащихся начальные представления о фондовой бирже, функциях, её структуре, механизме функционирования; развивать умения определять биржевой курс акций, читать котировальные листы российских и зарубежных бирж.
Задачи рока:
ОБОРУДОВАНИЕ:
учебник, ИКТ – технологии, карточки с заданиями
Тип урока: изучение новых знаний
Методы обучения:
ХОД УРОКА
1) Организационный момент
Здравствуйте!
2) Актуализация знаний
3) Изучение нового материала
Тема нашего урока “Фондовая биржа”. Запишите.
В будущем не все из вас станут игроками фондовых бирж. Но первоначальные знания помогут вам лучше разбираться в сложном мире экономики.
В конце изучения темы давайте ответим на проблемный вопрос.
В рыночной экономике фондовая биржа необходимый элемент инфраструктуры рынка. Почему в Советском Союзе не было необходимости в создания бирж?
Краткая справка об истории возникновения бирж.( опережающее задание) Первая биржа возникла в 1406г. в голландском городе Брюгге возле дома богача Ван дер Бурзе. На доме был нарисован герб в виде трех кошельков, которые на позднелатинском именовались словом “бурзе”. То ли по имени Ван дер Бурза, то ли от кошельков “бурзе” стали называться биржами и позднее создававшиеся оптово-товарные и фондовые рынки: в Антверпене (1460), Лионе (1462), Амстердаме (1530), Гамбурге (1564). Париже (1563), Кёльне (1566), Лейпциге (1635), Берлине (1716), Вене (1771) и других крупных европейских городах. Первая в России Петербургская биржа была создана в 1703г.
Фондовые биржи поначалу существовали как отделения товарных бирж. Впоследствии рынки ценных бумаг обособлялись в самостоятельные, по мере того как увеличивалось количество таких бумаг, находившихся в обращении. Первой собственно фондовой биржей считается организованная в 1608 г. Амстердамская биржа, хотя некоторые историки утверждают, что подобные учреждения существовали в Италии еще в ХIУ столетии.
Откроем учебник и самостоятельно прочитаем раздел темы “Понятие о фондовой бирже”, ответим на вопросы.
1. Что такое фондовая биржа?
2. Её основные функции?
З. Основная цель фондовой биржи?
В порядке нумерации вопросов кратко запишем в тетрадь ответы.
Биржи фактически являются посредниками между продавцами и покупателями, но сами в сделках не участвуют.
Современные биржи, это сложная система помещение, связь, учет операций, котировка. информационное обеспечение и.т.д.
Но главными действующими лицами биржи являются брокеры и маклеры.
Брокер посредник между продавцом и клиентом осуществляющий куплю-продажу п.б. от имени клиента и за его счет, и получает за это вознаграждение, % от сделки.
Маклер посредник в отличие от брокера осуществляет операция за свой счет. Высший орган биржи это совет директоров, во главе стоит президент.
Работа членов биржи строится на определенных письменных и неписьменных принципах:
Личное доверие брокера и клиента, гласность, жесткое регулирование биржевой деятельности.
Механизм функционирования биржи.
Инвестор составляет заказ-поручение брокеру с указанием следующих параметров: смысл поручения (покупка или продажа); наименование ценных бумаг; вид бумаг (акции или облигации); число бумаг; граница цены исполнения, верхняя при покупке, нижняя при продаже, срок действия поручения.
Далее инвесторы дают приказ своим брокерам.
Приказ купить или продать определенное количество по наилучшей цене рынка. Все приказы, где нет цены считаются рыночными.
Стратегии игры на бирже две: на понижение, и на повышение.
Включение акций компаний в котировочный лист называется листингом.
Котировочные сводки публикуются в печати. На первый взгляд биржевые сводки устрашают своим объёмом , обилием цифр и сокращений.
Однако прочитать их не составляет особого труда
4) Решение заданий «под знаком вопроса »
Учитель: Как вы думаете, от чего ещё зависит курс акций?
Ответ учащихся:
- курс акций зависит от соотношения спроса на данные акции и их предложения;
- определяется престижностью, конкурентоспособностью, перспективностью АО;
- курс акций чутко реагирует на политическую обстановку;
- наконец, на курс акций влияют биржевые спекулянты, которые создают искусственный ажиотаж и распространяют фальшивую информацию.
Учитель: Верно, на фондовой бирже могут быть разные ситуации, которые могут привести к различным исходам торгов…
Послушайте, как о бирже говорил один из героев книги Теодора Драйзера «Финансист».
« Любая причина может вызвать на бирже и «бум», и панику, - говорил Тай на своём своеобразном жаргоне, - будь то крах банка или только слух, что бабушка вашего двоюродного брата схватила насморк. Биржа – совсем особый мир. Никто на свете не сумеет вам его объяснить. Я видел, как вылетали в трубу акционерные общества, хотя даже самый опытный биржевик не мог бы сказать, по какой причине. Я видел так же, как акции необъяснимо взлетали до небес. Ох, эти биржевые слухи! Сам дьявол не придумает ничего подобного. Обычно, если акции падают, значит, кто-то их выбрасывает на биржу или же на рынке общая депрессия. Если акции поднимаются, значит, то ли конъюнктура хороша, то ли кто-то скупает их. Это уже факт…
Слухи, слухи, слухи неслись со всех сторон – о широких планах строительства железных дорог и коночных линий, об обработке новых земель, о пересмотре правительством таможенных тарифов, о войне между Францией и Турцией, о голоде в России и в Ирландии и т.д. Первый трансатлантический кабель ещё не был проложен, и новости из-за границы доходили медленно и скудно. Тем не менее, на биржевой арене подвязались крупнейшие финансисты, они творили чудеса, и деятельность их равно, как и всевозможные слухи о ней, играла огромную роль в жизни биржи».
Учитель: На фондовых, да и других видах бирж могут быть разные ситуации, которые могут привести к непредсказуемым последствиям. Хотите в этом убедиться? Давайте виртуально, всего на несколько минут, погрузимся в биржевой мир…
Стартовые условия для всех одинаковые. Побеждает тот, кто больше заработает на разнице купле – продажи ценных бумаг.
По окончанию данной работы следует вопрос учителя:
Какой вывод сделали бы вы по результатам решения заданий «под знаком вопроса» и работы с интерактивной моделью.
Ответ учеников: Однозначно одно: нельзя вкладывать все свои сбережения только в акции! Нужно одновременно подумать о других альтернативных вариантах (например, вложить деньги в банк)
Покупка ценных бумаг в виде акций сопряжена с определённым риском.
5) Домашнее задание:
написать эссе на тему «Роль фондового рынка в развитии экономики страны»
6) Подведение итогов урока.
7) Выставление оценок
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.