Доклад на тему "Интенсивные методы"
Оценка 4.6

Доклад на тему "Интенсивные методы"

Оценка 4.6
docx
05.03.2020
Доклад на тему "Интенсивные методы"
Интенсивные методы.docx

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

на тему

Тема: «Интенсивные методы»

 

 

 

 

 

 

Подготовил: студент группы ОИЯз-16

Семёнова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод - это способ достижения цели. Это понятие употребляется в трех значениях:

а) общеметодологи­ческом (метод как средство познания, способ изучения приро­ды и общества);

б) общедидактическом (метод как способ взаи­мосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, на­правленной на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся);

в) частнодидактическом, или собственно методическом (метод как направление в обучении, определяю­щее стратегию овладения языком).

Методы обучения в третьем значении классифицируются в зависимости от существующих подходов к обучению:

- прямой,

- сознательный,

- деятельностный.

Это позволяет выделять груп­пы методов:

·         прямые,

·         сознательные,

·         комбинированные,

·         интен­сивные.

Каждый метод обучения направлен на достижение опреде­ленной цели, он независим от условий обучения, в его основе лежат лингвистическая, психологическая, дидактическая кон­цепции, составляющие теоретическую основу метода и реали­зуемые в виде модели обучения как индивидуальной интерпре­тации метода в конкретных условиях преподавания языка.

В 1960-х-начале 70-х гг. сформировалось направление исследований «методика интенсивного обучения» в связи с появлением различных методов обучения языку, которые были названы «Интенсивные» или «Ускоренные».

Развитие направления «Методика интенсивного обучения». Методы:

I.        Болгария. Г.Лозанов. Суггестопедический метод обучения инос­транным языкам.

II.     Г.А. Китайгородская. Метод активизации возможностей личности и коллектива

III.  И.Ю. Шехтер. Эмоционально-смысловой метод

IV. Интенсивный метод обучения устной речи взрослых

       V. А.С. Плесневич. Ускоренный курс обучения языку методом погружения

       VI. В.В. Петрусинский. Суггестокибернетический интегральный метод

VII. А.А. Акиши­на. Ритмопедия;

VIII. Гипнопедия;

IX. Релаксопедия;

X. И. Давыдова. «Экспресс-метод»;

XI. Интелл - метод

 

Интенсивные методы обучения направлены на овладение устной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов и со­здании обстановки «погружения» в иноязычную среду.

Все интенсивные методы стремятся к активизации психо­логических резервов личности обучаемого. У интен­сивного обучения:

·         уделяется повышенное внимание различным формам пе­дагогического общения,

·         создается особый социально-психологический климат в группе,

·         поддержание учебной мотива­ции,

·         снятие психологических барьеров при усвоении учебного материала и его активизации в речи.

 

I.Суггестопедический метод

Был разработан болгарским ученым Г. Лозановым.

Слово суггестия (от лат. Suggestum - нашептывать, вну­шать).

Суггестология - наука о внушении.

Суггестопедия - ее при­менение в педагогике. Информация извне может проникать во внутренний мир личности, утверждает Г. Лозанов, по двум ка­налам - сознательному и неосознаваемому. Сфера неосознава­емого может рассматриваться как источник «резервных возмож­ностей психики». Использовать эти резервы личности и при­звано суггестопедическое направление в психологии. Так появились интенсивные методы обучения, опирающиеся на идеи суггестопедии.

Эффективность метода

 

- активизация резервов памяти,

- повышение интеллек­туальной активности личности,

- развитие положительных эмо­ций, которые снижают чувство утомляемости и способствуют росту мотивации обучения.

Все это способствует значительному увеличе­нию объема усваиваемого материала за единицу времени, фор­мированию прочных речевых навыков и умений, и способности включаться в различные ситуации общения.

Этапы суггестопедической модели обучения:

* дешифровка - знакомство с новым ма­териалом,

* активный сеанс - чтение преподавателем нового тек­ста,

* концертный сеанс - повторное чтение текста преподавате­лем на фоне звучащей музыки,

* разработка учебного материала с помощью суггестивных этюдов,

* заключительный «спектакль» - драматизация текста.

Весь период обучения делится на

 


устный ввод­ный курс                               основной курс с использованием учебного

                                                                    пособия, включающий активный и концертный

                                            сеансы, первичную и вто­ричную

                         разработку материала

   

Главные методические при­емы обучения:

1)      чтение и перевод текста преподава­телем,

2)      хоровое и индивидуальное повторение частей текста уча­щимися,

3)      разыгрывание этюдов,

4)      решение проблемных ситуаций и мыслительных задач,

5)      участие в играх и диалогах.

Суггестопедический метод обучения – это система введения и закрепления учебного материала в различных ситуациях об­щения, активизация обучающихся в процессе урока и мобили­зация скрытых психологических резервов личности.

Данный метод обучения показал большие возможности, которые ярко были представлены в рамках краткосрочного обучения языку в системе различных курсов.

В методе, однако, сохраняются спорные и недостаточно раз­работанные проблемы. Одна из трудностей в работе связана с направленностью метода на формирование речевых умений при недостаточном внимании к речевым навыкам. Многие иссле­дователи возражают против отсутствия домашних заданий, системы тренировочных упражнений, обеспечивающих форми­рование речевых автоматизмов. В этой связи предлагались раз­личные варианты совершенствования метода. В чистом виде этот метод в России не использовался, а идеи Лозанова были применены при разработке других интенсивных методов.

 

II. Метод активизации возможностей личности и коллектива

Был разработан в конце 1970-х-начале 80-х гг. на основе концепции Г. Лозанова при активном участии Г.А. Китайгородской, которая в ряде публикаций предложила теоретическое и практическое обоснования метода.

Различные варианты метода достигли наибольших успехов в работе на краткос­рочных языковых курсах с четко выраженной целевой направ­ленностью обучения иноязычному общению в бытовой, социально-культурной и общенаучной сферах.

Метод ориентиро­ван на

обучение общению                                                    овладение языковым материалом.

Положения метода:

1)  создание на занятиях коллективного взаимодействия и организация управляемого речевого общения;

2)  раскрытие творческого потенциала личности обучаемо­го, обеспечивающего эффект гипермнезии (состояние памяти, при котором происходит запоминание значительного по объему ма­териала).

Источником активизации памяти являются суггестив­ные средства обучения:

·     авторитет,

·     инфантилизация,

·     двуплановость поведения,

·     концертная псевдопассивность;

3)  использование различных источников восприятия, в том числе и сферы бессознательного.

Число принципов обучения в публикациях разных представителей метода неоди­наково и не всегда отличается единообразием.

Методическое руководство «Мосты доверия» (Китайгородская и др., 1993).

Принципы:

П. личностного     П. ролевой организации   П. коллективного    П. полифункциональности

  общения                учебного материала           взаимодействия          упражнений

П. концентрированности в                                       Принцип двуплановости обучения

организации учебного ма­териала        

 

1)                 Принцип личностного общения. В ходе занятий проводится обмен личностно значимой для учащихся информацией и со­здаются условия для реализации возможностей каждого уча­щегося. При этом информация необязательно должна быть только учебной. Ус­пешность организации личностного общения во многом зави­сит от характера учебного материала. Он представляется в фор­ме текста-полилога.

Суть работы на уровне личностно­го общения – это проработка текста, разыгрывание по ролям и обсуждение его содержания.

2)                 Принцип ролевой организации учебного материала. Опреде­ляет средства и способы установления в группе личностного общения. Реализуется через систему коммуникативных упражнений, вы­полняемых учащимися в различных формах группового взаи­модействия. Каждый персонаж имеет роль (маску), включающую в себя набор самых необходимых сведений о персонаже. К ролям (мас­кам) преподаватель прибегает уже на этапе введения текста- полилога.

3)                 Принцип коллективного взаимодействия. Отражает харак­тер организации учащихся в различные формы группового вза­имодействия на уроке. Были разработаны различные формы группового взаимодействия:

- работа в паре,

- в микрогруппе,

- в системе учащийся-группа,

- преподаватель- группа и др.

В условиях коллективного взаимодействия отме­чается повышение уровня активности учащихся. Принцип в настоящее время широко используется и в других методах обучения, в том числе в рамках обучения в со­трудничестве и проектной работы, имеющей интерактивный характер, т.е. направленной на взаимодействие учащихся в ходе занятий.

4)                 Принцип полифункциональности упражнений. Отражает спе­цифику организации учебного процесса по методу активиза­ции.

Полифункциональность упражнений – это одновремен­ное овладение языковым материалом и речевой деятельностью в ходе занятий. В основе каждого такого упражнения лежит некая интенция (речевое намерение), выражение кото­рой в соответствии с заданием требует использования соответ­ствующих грамматической формы и лексического наполнения. Полифункциональность упражнения заключается также в том, что оно одновременно направлено на формирование несколь­ких навыков, каждый из которых находится в различной ста­дии становления.

5)                 Принцип концентрированности в организации учебного ма­териала. Касается объема учебного материала и его распреде­ления в курсе обучения. Сжатые сроки обучения объясняют необходимость концентрированного характера подачи учебно­го материала и его многократного повторения в ходе занятий.

6)                 Принцип двуплановости обучения. Под вторым планом в поведении человека подразумеваются особенности его мими­ки, жестов, манера говорить, посредством которых он распо­лагает к себе окружающих. Использование второго плана по­ведения способствует, в частности, созданию авторитета, по­рождает обстановку инфантилизации, взаимного доверия, обеспечивающего благоприятные условия для овладения учеб­ным материалом.

В рамках метода активизации была разработана модель обучения, обеспечивающая цикличность учебного процесса. Каждый цикл занятий включает три последовательных этапа: введение нового материала (с помощью текста-полилога), тре­нировку в общении, практику общения.

Тренировка в общении (первая разработка) - этап закреп­ления введенного материала в результате выполнения упраж­нений.

Практика общения (вторая разработка) - этап свободного и творческого использования материала в разных ситуациях об­щения. Задания носят творческий характер и представляют со­бой систему этюдов.

Метод активизации привлекает внимание заложенными в нем возможностями обучения языку как средству общения в сжатые сроки в пределах тем и ситуаций общения, пред­ставляющих интерес для учащихся. Это обстоятельство обес­печивает мотивационную сторону обучения, так же, как и раз­работанные в рамках метода приемы и формы обучения: обу­чение в процессе общения, использование ролевых игр, музыкального фона, средств наглядности и современных тех­нологий.

 

III.Эмоционально-смысловой метод

Был разработан И.Ю. Шехтером (1973), который рассматривал опору на смыслообразование, возникающее в процессе ролевой игры, в каче­стве основного пути овладения речевым общением.

На базе метода были разработаны три этапа обучения язы­ку, каждый из которых является этапом в процессе формирова­ния и развития смыслопорождения.

Первый этап_- развитие речи в типичных ситуациях общения. Граммати­ка при этом не изучается. К концу этапа учащиеся могут читать учебные тексты, построенные на лексическом минимуме в объе­ме 1200-1400 единиц.

Второй этап - переход к де­ловому общению в условиях монологического высказывания. При этом изучаются грамматика, основы перевода, формиру­ются навыки письменной речи. Работа проходит преимуще­ственно в форме деловых игр и решения проблемных ситуаций на материале общенаучных и специальных текстов.

Третий этап - дальнейшее развитие речи на текстах по специальности.

И.Ю. Шехтер разработал приемы обучения и создал се­рию учебных пособий для занятий иностранными языками. Трехцикловое обучение удачно реализует поэтапность реше­ния задач интенсивного обучения - от элементарных навыков и умений в сфере повседневного общения до речевых умений в профессионально ориентированной деятельности. В то же время собственно методические проблемы, лежащие в основе метода, в специальной литературе рассмотрены недостаточ­но подробно.

 

IV. Интенсивный метод обучения устной речи взрослых

Основы этого метода были разработаны в Тбилисском университете в 1970-е гг. под руководством Л.Ш. Гегечкори. В методе использованы элементы суггестопедии.

Особенность данного метода -  последовательное чередование в процессе занятий циклов устной речи (речевая подготовка) и межциклового обучения (языковая подготовка). Отличительная особенность данного метода - введение межциклового этапа, используемого для овладения языковыми средствами.

Методические приемы, используемые в ходе межциклового обучения:

 а) упражнения типа дрилл, выполняемые под руко­водством преподавателя;

б) самостоятельная работа в линга­фонном кабинете.

Метод можно рассматривать как попытку синтеза суггестопедического и сознательно-практического ме­тодов в обучении иностранным языкам.

 

V. Ускоренный курс обучения языку методом по­гружения

Был разработан под руководством А. С. Плесневич в 1970-е гг. и предназначен для обучения анг­лийскому языку научных работников в течение 10-дневного курса. Курс предусматривает интенсивные занятия с использо­ванием элементов суггестопедии и психических процессов, про­текающих на уровне подсознания. Курс рассчитан на лиц, име­ющих подготовку по языку в объеме неязыкового вуза и слу­жит средством подготовки научных работников к общению со своими зарубежными коллегами в условиях профессиональной деятельности.

 

VI. Суггестокибернетический интегральный метод

Был разработан В.В. Петрусинским в 1980-е гг.

Основа данного метода – суггестивное управле­ние процессом обучения с использованием технических средств. Учебный материал предъявляется большими порци­ями для целостного восприятия во время сеанса, который по­вторяется в разные дни занятий.

Метод позволяет автомати­зировать лексику и грамматические модели для начального этапа за ограниченный отрезок времени. Система обучения напоминает курс «погружения», но сфера его применения шире в результате отсутствия преподавателя, которому отводится роль лишь организатора учебного процесса и контролера за работой группы.

 

VII.Ритмопедия

Был разработан в Кишиневском университете (Бурденюк и др., 1981) и внедрен на занятиях по иностранным языкам в ряде вузов.

Принадлежит к методам, обеспечивающим интенсификацию процесса запоминания на основе создания бла­гоприятных условий для работы механизмов памяти.

Ритмопедия – это методика ввода иноязыч­ной информации, ее закрепления и активизации с использова­нием ритмостимулирования в процессе группового общения. Ритмостимуляция – это воз­действие на биоритмику человека монотонными низкочастотными импульсами звука, света, цвета через слуховые, зритель­ные и тактильные - осязательные анализаторы. Это способству­ет созданию благоприятных условий для работы механизмов памяти и долговременного хранения учебного материала в объеме, превышающем в 2-3 раза существующие нормы.

Ритмопедия рекомендуется при необходимости ввода боль­шого объема информации, требующей произвольного запоми­нания.

VIII. Гипнопедия

Гипнопедия-это обучение во время сна. Была популярной в 1960-70-х гг. Сущность ее: обучаемому предлагается во время сна (на стадии засыпания) прослушать материал, вводимый с помощью магнитофонной записи.

Предполагается, что в период бодрствования учащийся будет в состоянии узнать прослушанные во время сна единицы речи и повторить их в устной форме. Таким образом, гипнопедия предусматривает формирование навыков опознавания и вос­произведения единиц речи, введенных в процессе восприятия гипнопедической программы.

По мнению ряда ученых, следует сначала доказать безвредность гипнопедии и отсутствие нежелательных психологических последствий в результате ее использования.

Некоторые авторы относят гипнопедический метод к чис­лу пассивных, считая, что обучение без обратной связи не мо­жет быть эффективным. Как показали экспериментальные на­блюдения, при изучении иностранного языка с помощью гип­нопедии время на запоминание лексических единиц сокращается в несколько раз. Это обстоятельство и привлекает в первую оче­редь сторонников метода.

В наши дни гипнопедия рассматривается как один из воз­можных способов обучения, который может применяться на­ряду с другими при наличии специальных пособий и соответ­ствующей внушаемости учащихся.

 

IX. Релаксопедия

Релаксопедия – это комплекс дидактических приемов, пре­дусматривающих использование в учебных целях релаксации, т.е. психического и физического расслабления, вызываемого внушением (Шварц, 1971). Эксперименты показали, что в состоянии релаксации, учащиеся могут усвоить значительный объем информации за единицу времени, при этом происходит активизация мыслительной деятельнос­ти. По мнению ряда исследователей, релаксопедия не является средством, заменяющим традиционные методы обучения, од­нако она может служить одним из приемов интенсификации занятий.

Вариант использования релаксопедии, получивший назва­ние комплексно-релаксопедический метод, включает в систему обучения введение суггестоинформации, традиционное активизирующее занятие, домашнюю подготовку. Результаты экспериментов подтвердили, что в со­стоянии релаксации усваивается большой объем лексики и она прочно удерживается в памяти (согласно одному эксперимен­ту, количество усвоенных на одном занятии единиц находится в пределах 50-80).

 

X. Э к с п р е с с - м е т о д

Был разработан И. Давыдовой в 1990-е гг. Это метод позволяющий овладеть иностранным языком быстро и с наи­меньшей затратой сил. Для этого предлагается прослуши­вать в магнитозаписи специально подобранные тексты из сфе­ры бытового общения. Каждая кассета рассчитана на 60-90 мин звучания. Особенность метода заключается в наличии в текстах особых звуковых сигналов, названных sublimental messages, т.е. фраз, воспринимаемых на подсознательном уровне благодаря высокой скорости их подачи, что делает звуковые сигналы не различимыми на сознательном уровне. Информация, записан­ная на столь высокой скорости, улавливается на уровне под­сознания и, по мнению автора метода, прочно сохраняется в памяти.

Эксперты считают, что курс И. Давыдовой рассчитан на внушаемых, по­датливых людей. Чтобы получить эффект от занятий, необходимо много и напряженно работать, что большинство обучающихся не способны выдержать.

 

XI. И н т е л л - м е т о д

Был разработан в начале 1980-х гг. в Академии наук СССР на основании исполь­зования эффекта гипермнезии (сверхзапоминания), при кото­ром информация усваивается в объеме, превосходящем суще­ствующие нормы. Метод был показан на Московской между­народной выставке видеокибернетических средств изучения иностранных языков. А в 1987 г. Институт высшей нервной деятельности дал заключение о безопасности и эффективности метода при обучении как школьников, так и взрослых.

В основе метода лежит так называемый эффект 25-го кадр. Как известно, инфор­мация с экрана телевизора воспринимается на сознательном уров­не при скорости ее подачи не более 24 кадров/с. Если скорость предъявления информации выше, то она будет восприниматься не на сознательном, а на подсознательном уровне. При этом ин­формация обрабатывается центрами головного мозга, минуя наше сознание. В преподавании же ино­странных языков эффект 25-го кадра нашел применение в каче­стве источника повышения резервов головного мозга, что ранее использовалось в методе обучения Г. Лозанова.

Считается, что информация, предъявляемая в субсенсорном режиме восприятия, усваивается человеком в параметрах, зна­чительно превышающих норму. Известно, что при традицион­ном обучении учащийся за один урок может усвоить до 20 но­вых слов. Ученые связывают эффект сверхзапоминания с тем, что у человека 97% психической деятельности протекает на уровне подсознания и только 3% - на сознательном уровне (что достаточно спорно). Эта идея и эффект сверхзапоминания были реализованы в программе обучения иностранным языкам и тех­нике быстрого чтения - «Интелл».

Пример урока с использованием этого метода, рассчитанный на про­смотр видеотекстов. Первые 15 мин учащиеся смотрят на экран, где мелькают пары слов с пере­водом со скоростью 25 кадров/с (этап «вижу»). На следующем этапе («вижу и слышу») слова подаются в обычном скоростном режиме, характерном для среднего темпа речи носителей языка в озвученном варианте. На третьем этапе («работаю») учащиеся видят слова на экране и переводят их. Считается, что после 60- 70 часов работы словарный запас увеличивается до 7000 иноя­зычных слов и выражений. При этом они прочно сохраняются в памяти. В результате занятий память и внимание человека уве­личиваются в 10-12 раз, а скорость чтения - в 3-5 раз.

Результаты независимой экспертизы, проведенной в Совре­менном гуманитарном университете и опубликованные в сбор­нике «Телекоммуникационные технологии обучения», показали, что на стандартном кинооборудова­нии, используемом в быту и кинопрокате, создать эффект 25-го кадра весьма затруднительно. Это касается также видеотехни­ки и персональных компьютеров. Эксперты считают, что в на­стоящее время обсуждать возможность восприятия информа­ции на субсенсорном уровне можно только в теоретическом плане. Практическая же реализация идеи затруднена из-за тех­нических возможностей современной аппаратуры.

Обзор современных интенсивных методов позволяет утвер­ждать, что в настоящее время наметились два основных пути повышения эффективности обучения языку: один - за счет ис­пользования технических средств и современных технологий, другой - за счет активизации резервов личности обучаемого (ме­тод активизации, гипнопедия и др.).

Методы обучения будут избираться в зависимости от по­требностей учащихся в языке и их психологических особеннос­тей.

 


 

Доклад на тему Тема: «

Доклад на тему Тема: «

Метод - это способ достижения цели

Метод - это способ достижения цели

Так появились интенсивные методы обучения, опирающиеся на идеи суггестопедии

Так появились интенсивные методы обучения, опирающиеся на идеи суггестопедии

Источником активизации памяти являются суггестив­ные средства обучения: · авторитет, · инфантилизация, · двуплановость поведения, · концертная псевдопассивность; 2) использование различных источников восприятия, в том числе…

Источником активизации памяти являются суггестив­ные средства обучения: · авторитет, · инфантилизация, · двуплановость поведения, · концертная псевдопассивность; 2) использование различных источников восприятия, в том числе…

В рамках метода активизации была разработана модель обучения, обеспечивающая цикличность учебного процесса

В рамках метода активизации была разработана модель обучения, обеспечивающая цикличность учебного процесса

VI . Суггестокибернетический интегральный метод

VI . Суггестокибернетический интегральный метод

X . Э к с п р е с с - м е т о д

X . Э к с п р е с с - м е т о д

и их психологических особеннос­тей.

и их психологических особеннос­тей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2020