Доклад
на тему
Тема: «Интенсивные методы»
Подготовил: студент группы ОИЯз-16
Семёнова И.В.
Метод - это способ достижения цели. Это понятие употребляется в трех значениях:
а) общеметодологическом (метод как средство познания, способ изучения природы и общества);
б) общедидактическом (метод как способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся);
в) частнодидактическом, или собственно методическом (метод как направление в обучении, определяющее стратегию овладения языком).
Методы обучения в третьем значении классифицируются в зависимости от существующих подходов к обучению:
- прямой,
- сознательный,
- деятельностный.
Это позволяет выделять группы методов:
· прямые,
· сознательные,
· комбинированные,
· интенсивные.
Каждый метод обучения направлен на достижение определенной цели, он независим от условий обучения, в его основе лежат лингвистическая, психологическая, дидактическая концепции, составляющие теоретическую основу метода и реализуемые в виде модели обучения как индивидуальной интерпретации метода в конкретных условиях преподавания языка.
В 1960-х-начале 70-х гг. сформировалось направление исследований «методика интенсивного обучения» в связи с появлением различных методов обучения языку, которые были названы «Интенсивные» или «Ускоренные».
Развитие направления «Методика интенсивного обучения». Методы:
I. Болгария. Г.Лозанов. Суггестопедический метод обучения иностранным языкам.
II. Г.А. Китайгородская. Метод активизации возможностей личности и коллектива
III. И.Ю. Шехтер. Эмоционально-смысловой метод
IV. Интенсивный метод обучения устной речи взрослых
V. А.С. Плесневич. Ускоренный курс обучения языку методом погружения
VI. В.В. Петрусинский. Суггестокибернетический интегральный метод
VII. А.А. Акишина. Ритмопедия;
VIII. Гипнопедия;
IX. Релаксопедия;
X. И. Давыдова. «Экспресс-метод»;
XI. Интелл - метод
Интенсивные методы обучения направлены на овладение устной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов и создании обстановки «погружения» в иноязычную среду.
Все интенсивные методы стремятся к активизации психологических резервов личности обучаемого. У интенсивного обучения:
· уделяется повышенное внимание различным формам педагогического общения,
· создается особый социально-психологический климат в группе,
· поддержание учебной мотивации,
· снятие психологических барьеров при усвоении учебного материала и его активизации в речи.
I.Суггестопедический метод
Был разработан болгарским ученым Г. Лозановым.
Слово суггестия (от лат. Suggestum - нашептывать, внушать).
Суггестология - наука о внушении.
Суггестопедия - ее применение в педагогике. Информация извне может проникать во внутренний мир личности, утверждает Г. Лозанов, по двум каналам - сознательному и неосознаваемому. Сфера неосознаваемого может рассматриваться как источник «резервных возможностей психики». Использовать эти резервы личности и призвано суггестопедическое направление в психологии. Так появились интенсивные методы обучения, опирающиеся на идеи суггестопедии.
Эффективность метода
- активизация резервов памяти,
- повышение интеллектуальной активности личности,
- развитие положительных эмоций, которые снижают чувство утомляемости и способствуют росту мотивации обучения.
Все это способствует значительному увеличению объема усваиваемого материала за единицу времени, формированию прочных речевых навыков и умений, и способности включаться в различные ситуации общения.
Этапы суггестопедической модели обучения:
* дешифровка - знакомство с новым материалом,
* активный сеанс - чтение преподавателем нового текста,
* концертный сеанс - повторное чтение текста преподавателем на фоне звучащей музыки,
* разработка учебного материала с помощью суггестивных этюдов,
* заключительный «спектакль» - драматизация текста.
Весь период обучения делится на
устный вводный курс основной курс с использованием учебного
пособия, включающий активный и концертный
сеансы, первичную и вторичную
разработку материала
Главные методические приемы обучения:
1) чтение и перевод текста преподавателем,
2) хоровое и индивидуальное повторение частей текста учащимися,
3) разыгрывание этюдов,
4) решение проблемных ситуаций и мыслительных задач,
5) участие в играх и диалогах.
Суггестопедический метод обучения – это система введения и закрепления учебного материала в различных ситуациях общения, активизация обучающихся в процессе урока и мобилизация скрытых психологических резервов личности.
Данный метод обучения показал большие возможности, которые ярко были представлены в рамках краткосрочного обучения языку в системе различных курсов.
В методе, однако, сохраняются спорные и недостаточно разработанные проблемы. Одна из трудностей в работе связана с направленностью метода на формирование речевых умений при недостаточном внимании к речевым навыкам. Многие исследователи возражают против отсутствия домашних заданий, системы тренировочных упражнений, обеспечивающих формирование речевых автоматизмов. В этой связи предлагались различные варианты совершенствования метода. В чистом виде этот метод в России не использовался, а идеи Лозанова были применены при разработке других интенсивных методов.
II. Метод активизации возможностей личности и коллектива
Был разработан в конце 1970-х-начале 80-х гг. на основе концепции Г. Лозанова при активном участии Г.А. Китайгородской, которая в ряде публикаций предложила теоретическое и практическое обоснования метода.
Различные варианты метода достигли наибольших успехов в работе на краткосрочных языковых курсах с четко выраженной целевой направленностью обучения иноязычному общению в бытовой, социально-культурной и общенаучной сферах.
Метод ориентирован на
обучение общению овладение языковым материалом.
Положения метода:
1) создание на занятиях коллективного взаимодействия и организация управляемого речевого общения;
2) раскрытие творческого потенциала личности обучаемого, обеспечивающего эффект гипермнезии (состояние памяти, при котором происходит запоминание значительного по объему материала).
Источником активизации памяти являются суггестивные средства обучения:
· авторитет,
· инфантилизация,
· двуплановость поведения,
· концертная псевдопассивность;
3) использование различных источников восприятия, в том числе и сферы бессознательного.
Число принципов обучения в публикациях разных представителей метода неодинаково и не всегда отличается единообразием.
Методическое руководство «Мосты доверия» (Китайгородская и др., 1993).
Принципы:
П. личностного П. ролевой организации П. коллективного П. полифункциональности
общения учебного материала взаимодействия упражнений
П. концентрированности в Принцип двуплановости обучения
организации учебного материала
1) Принцип личностного общения. В ходе занятий проводится обмен личностно значимой для учащихся информацией и создаются условия для реализации возможностей каждого учащегося. При этом информация необязательно должна быть только учебной. Успешность организации личностного общения во многом зависит от характера учебного материала. Он представляется в форме текста-полилога.
Суть работы на уровне личностного общения – это проработка текста, разыгрывание по ролям и обсуждение его содержания.
2) Принцип ролевой организации учебного материала. Определяет средства и способы установления в группе личностного общения. Реализуется через систему коммуникативных упражнений, выполняемых учащимися в различных формах группового взаимодействия. Каждый персонаж имеет роль (маску), включающую в себя набор самых необходимых сведений о персонаже. К ролям (маскам) преподаватель прибегает уже на этапе введения текста- полилога.
3) Принцип коллективного взаимодействия. Отражает характер организации учащихся в различные формы группового взаимодействия на уроке. Были разработаны различные формы группового взаимодействия:
- работа в паре,
- в микрогруппе,
- в системе учащийся-группа,
- преподаватель- группа и др.
В условиях коллективного взаимодействия отмечается повышение уровня активности учащихся. Принцип в настоящее время широко используется и в других методах обучения, в том числе в рамках обучения в сотрудничестве и проектной работы, имеющей интерактивный характер, т.е. направленной на взаимодействие учащихся в ходе занятий.
4) Принцип полифункциональности упражнений. Отражает специфику организации учебного процесса по методу активизации.
Полифункциональность упражнений – это одновременное овладение языковым материалом и речевой деятельностью в ходе занятий. В основе каждого такого упражнения лежит некая интенция (речевое намерение), выражение которой в соответствии с заданием требует использования соответствующих грамматической формы и лексического наполнения. Полифункциональность упражнения заключается также в том, что оно одновременно направлено на формирование нескольких навыков, каждый из которых находится в различной стадии становления.
5) Принцип концентрированности в организации учебного материала. Касается объема учебного материала и его распределения в курсе обучения. Сжатые сроки обучения объясняют необходимость концентрированного характера подачи учебного материала и его многократного повторения в ходе занятий.
6) Принцип двуплановости обучения. Под вторым планом в поведении человека подразумеваются особенности его мимики, жестов, манера говорить, посредством которых он располагает к себе окружающих. Использование второго плана поведения способствует, в частности, созданию авторитета, порождает обстановку инфантилизации, взаимного доверия, обеспечивающего благоприятные условия для овладения учебным материалом.
В рамках метода активизации была разработана модель обучения, обеспечивающая цикличность учебного процесса. Каждый цикл занятий включает три последовательных этапа: введение нового материала (с помощью текста-полилога), тренировку в общении, практику общения.
Тренировка в общении (первая разработка) - этап закрепления введенного материала в результате выполнения упражнений.
Практика общения (вторая разработка) - этап свободного и творческого использования материала в разных ситуациях общения. Задания носят творческий характер и представляют собой систему этюдов.
Метод активизации привлекает внимание заложенными в нем возможностями обучения языку как средству общения в сжатые сроки в пределах тем и ситуаций общения, представляющих интерес для учащихся. Это обстоятельство обеспечивает мотивационную сторону обучения, так же, как и разработанные в рамках метода приемы и формы обучения: обучение в процессе общения, использование ролевых игр, музыкального фона, средств наглядности и современных технологий.
III.Эмоционально-смысловой метод
Был разработан И.Ю. Шехтером (1973), который рассматривал опору на смыслообразование, возникающее в процессе ролевой игры, в качестве основного пути овладения речевым общением.
На базе метода были разработаны три этапа обучения языку, каждый из которых является этапом в процессе формирования и развития смыслопорождения.
Первый этап_- развитие речи в типичных ситуациях общения. Грамматика при этом не изучается. К концу этапа учащиеся могут читать учебные тексты, построенные на лексическом минимуме в объеме 1200-1400 единиц.
Второй этап - переход к деловому общению в условиях монологического высказывания. При этом изучаются грамматика, основы перевода, формируются навыки письменной речи. Работа проходит преимущественно в форме деловых игр и решения проблемных ситуаций на материале общенаучных и специальных текстов.
Третий этап - дальнейшее развитие речи на текстах по специальности.
И.Ю. Шехтер разработал приемы обучения и создал серию учебных пособий для занятий иностранными языками. Трехцикловое обучение удачно реализует поэтапность решения задач интенсивного обучения - от элементарных навыков и умений в сфере повседневного общения до речевых умений в профессионально ориентированной деятельности. В то же время собственно методические проблемы, лежащие в основе метода, в специальной литературе рассмотрены недостаточно подробно.
IV. Интенсивный метод обучения устной речи взрослых
Основы этого метода были разработаны в Тбилисском университете в 1970-е гг. под руководством Л.Ш. Гегечкори. В методе использованы элементы суггестопедии.
Особенность данного метода - последовательное чередование в процессе занятий циклов устной речи (речевая подготовка) и межциклового обучения (языковая подготовка). Отличительная особенность данного метода - введение межциклового этапа, используемого для овладения языковыми средствами.
Методические приемы, используемые в ходе межциклового обучения:
а) упражнения типа дрилл, выполняемые под руководством преподавателя;
б) самостоятельная работа в лингафонном кабинете.
Метод можно рассматривать как попытку синтеза суггестопедического и сознательно-практического методов в обучении иностранным языкам.
V. Ускоренный курс обучения языку методом погружения
Был разработан под руководством А. С. Плесневич в 1970-е гг. и предназначен для обучения английскому языку научных работников в течение 10-дневного курса. Курс предусматривает интенсивные занятия с использованием элементов суггестопедии и психических процессов, протекающих на уровне подсознания. Курс рассчитан на лиц, имеющих подготовку по языку в объеме неязыкового вуза и служит средством подготовки научных работников к общению со своими зарубежными коллегами в условиях профессиональной деятельности.
VI. Суггестокибернетический интегральный метод
Был разработан В.В. Петрусинским в 1980-е гг.
Основа данного метода – суггестивное управление процессом обучения с использованием технических средств. Учебный материал предъявляется большими порциями для целостного восприятия во время сеанса, который повторяется в разные дни занятий.
Метод позволяет автоматизировать лексику и грамматические модели для начального этапа за ограниченный отрезок времени. Система обучения напоминает курс «погружения», но сфера его применения шире в результате отсутствия преподавателя, которому отводится роль лишь организатора учебного процесса и контролера за работой группы.
VII.Ритмопедия
Был разработан в Кишиневском университете (Бурденюк и др., 1981) и внедрен на занятиях по иностранным языкам в ряде вузов.
Принадлежит к методам, обеспечивающим интенсификацию процесса запоминания на основе создания благоприятных условий для работы механизмов памяти.
Ритмопедия – это методика ввода иноязычной информации, ее закрепления и активизации с использованием ритмостимулирования в процессе группового общения. Ритмостимуляция – это воздействие на биоритмику человека монотонными низкочастотными импульсами звука, света, цвета через слуховые, зрительные и тактильные - осязательные анализаторы. Это способствует созданию благоприятных условий для работы механизмов памяти и долговременного хранения учебного материала в объеме, превышающем в 2-3 раза существующие нормы.
Ритмопедия рекомендуется при необходимости ввода большого объема информации, требующей произвольного запоминания.
VIII. Гипнопедия
Гипнопедия-это обучение во время сна. Была популярной в 1960-70-х гг. Сущность ее: обучаемому предлагается во время сна (на стадии засыпания) прослушать материал, вводимый с помощью магнитофонной записи.
Предполагается, что в период бодрствования учащийся будет в состоянии узнать прослушанные во время сна единицы речи и повторить их в устной форме. Таким образом, гипнопедия предусматривает формирование навыков опознавания и воспроизведения единиц речи, введенных в процессе восприятия гипнопедической программы.
По мнению ряда ученых, следует сначала доказать безвредность гипнопедии и отсутствие нежелательных психологических последствий в результате ее использования.
Некоторые авторы относят гипнопедический метод к числу пассивных, считая, что обучение без обратной связи не может быть эффективным. Как показали экспериментальные наблюдения, при изучении иностранного языка с помощью гипнопедии время на запоминание лексических единиц сокращается в несколько раз. Это обстоятельство и привлекает в первую очередь сторонников метода.
В наши дни гипнопедия рассматривается как один из возможных способов обучения, который может применяться наряду с другими при наличии специальных пособий и соответствующей внушаемости учащихся.
IX. Релаксопедия
Релаксопедия – это комплекс дидактических приемов, предусматривающих использование в учебных целях релаксации, т.е. психического и физического расслабления, вызываемого внушением (Шварц, 1971). Эксперименты показали, что в состоянии релаксации, учащиеся могут усвоить значительный объем информации за единицу времени, при этом происходит активизация мыслительной деятельности. По мнению ряда исследователей, релаксопедия не является средством, заменяющим традиционные методы обучения, однако она может служить одним из приемов интенсификации занятий.
Вариант использования релаксопедии, получивший название комплексно-релаксопедический метод, включает в систему обучения введение суггестоинформации, традиционное активизирующее занятие, домашнюю подготовку. Результаты экспериментов подтвердили, что в состоянии релаксации усваивается большой объем лексики и она прочно удерживается в памяти (согласно одному эксперименту, количество усвоенных на одном занятии единиц находится в пределах 50-80).
X. Э к с п р е с с - м е т о д
Был разработан И. Давыдовой в 1990-е гг. Это метод позволяющий овладеть иностранным языком быстро и с наименьшей затратой сил. Для этого предлагается прослушивать в магнитозаписи специально подобранные тексты из сферы бытового общения. Каждая кассета рассчитана на 60-90 мин звучания. Особенность метода заключается в наличии в текстах особых звуковых сигналов, названных sublimental messages, т.е. фраз, воспринимаемых на подсознательном уровне благодаря высокой скорости их подачи, что делает звуковые сигналы не различимыми на сознательном уровне. Информация, записанная на столь высокой скорости, улавливается на уровне подсознания и, по мнению автора метода, прочно сохраняется в памяти.
Эксперты считают, что курс И. Давыдовой рассчитан на внушаемых, податливых людей. Чтобы получить эффект от занятий, необходимо много и напряженно работать, что большинство обучающихся не способны выдержать.
XI. И н т е л л - м е т о д
Был разработан в начале 1980-х гг. в Академии наук СССР на основании использования эффекта гипермнезии (сверхзапоминания), при котором информация усваивается в объеме, превосходящем существующие нормы. Метод был показан на Московской международной выставке видеокибернетических средств изучения иностранных языков. А в 1987 г. Институт высшей нервной деятельности дал заключение о безопасности и эффективности метода при обучении как школьников, так и взрослых.
В основе метода лежит так называемый эффект 25-го кадр. Как известно, информация с экрана телевизора воспринимается на сознательном уровне при скорости ее подачи не более 24 кадров/с. Если скорость предъявления информации выше, то она будет восприниматься не на сознательном, а на подсознательном уровне. При этом информация обрабатывается центрами головного мозга, минуя наше сознание. В преподавании же иностранных языков эффект 25-го кадра нашел применение в качестве источника повышения резервов головного мозга, что ранее использовалось в методе обучения Г. Лозанова.
Считается, что информация, предъявляемая в субсенсорном режиме восприятия, усваивается человеком в параметрах, значительно превышающих норму. Известно, что при традиционном обучении учащийся за один урок может усвоить до 20 новых слов. Ученые связывают эффект сверхзапоминания с тем, что у человека 97% психической деятельности протекает на уровне подсознания и только 3% - на сознательном уровне (что достаточно спорно). Эта идея и эффект сверхзапоминания были реализованы в программе обучения иностранным языкам и технике быстрого чтения - «Интелл».
Пример урока с использованием этого метода, рассчитанный на просмотр видеотекстов. Первые 15 мин учащиеся смотрят на экран, где мелькают пары слов с переводом со скоростью 25 кадров/с (этап «вижу»). На следующем этапе («вижу и слышу») слова подаются в обычном скоростном режиме, характерном для среднего темпа речи носителей языка в озвученном варианте. На третьем этапе («работаю») учащиеся видят слова на экране и переводят их. Считается, что после 60- 70 часов работы словарный запас увеличивается до 7000 иноязычных слов и выражений. При этом они прочно сохраняются в памяти. В результате занятий память и внимание человека увеличиваются в 10-12 раз, а скорость чтения - в 3-5 раз.
Результаты независимой экспертизы, проведенной в Современном гуманитарном университете и опубликованные в сборнике «Телекоммуникационные технологии обучения», показали, что на стандартном кинооборудовании, используемом в быту и кинопрокате, создать эффект 25-го кадра весьма затруднительно. Это касается также видеотехники и персональных компьютеров. Эксперты считают, что в настоящее время обсуждать возможность восприятия информации на субсенсорном уровне можно только в теоретическом плане. Практическая же реализация идеи затруднена из-за технических возможностей современной аппаратуры.
Обзор современных интенсивных методов позволяет утверждать, что в настоящее время наметились два основных пути повышения эффективности обучения языку: один - за счет использования технических средств и современных технологий, другой - за счет активизации резервов личности обучаемого (метод активизации, гипнопедия и др.).
Методы обучения будут избираться в зависимости от потребностей учащихся в языке и их психологических особенностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.