Доклад на тему "Начальный этап работы над многоголосием в фольклорном ансамбле"
Оценка 5

Доклад на тему "Начальный этап работы над многоголосием в фольклорном ансамбле"

Оценка 5
docx
03.10.2022
Доклад на тему "Начальный этап работы над многоголосием в фольклорном ансамбле"
ДОКЛАД ШКОЛА.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия № 183»

Советского района г.Казани

 

 

 

 

 

Тема доклада:

"Начальный этап работы над многоголосием в фольклорном ансамбле".

 

преподаватель высшей квалификационной категории

Мартынова Н.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2021 г

 

Народное хоровое пение в основе своей — многоголосное, являющееся высшей формой народного песенного искусства — полифонического распева «на голоса». Здесь каждый голос, возникающий и звучащий в песне, сохраняет свою мелодическую самостоятельность, в то же время осторожно и тонко углубляет выразительность мелодии, не искажая ее.

Можно выделить четыре основных вида многоголосия.

Первый вид — гетерофонный (от греч. «другой», «одновременное звучание») Относится к наиболее древним образцам хорового двухголосия. Представляет собой простейшее сочетание основного напева с сопровождающим его голосом — в унисон или с незначительными,

как бы случайными, эпизодическими расхождениями на секунду, терцию и реже на кварту, квинту. Как правило, такие сопутствующие голоса мелодически мало самостоятельны. Они почти точно дублируют, сохраняют основной контур напева, лишь эпизодически варьируя его.

Второй вид — подголосочно-полифонический. Здесь вместе с ведущим голосом основного напева возникают его мелодические варианты — подголоски (от слова «подголосить», подпеть). Эта система подголосков отличается большой свободой и многообразием полифонического из-ложения. Подголоски могут находиться внизу, вверху, поддерживать основную мелодию, украшать, расцвечивать ее, а иногда и противостоять ей.

Третий вид — втора. Здесь сопутствующий основному напеву подголосок движется главным образом параллельными, чаще всего консонирующими интервалами. Подголосок подобного типа рождается из уменья народных певцов «вторить», то есть подстраивать второй голос к основному напеву. В развитой же форме народного многоголосия обе мелодические линии голосов могут быть вполне самостоятельными, полифоничными и соотноситься как варианты.

Четвертый вид — аккордово-гармонический. Голоса в этом виде многоголосия движутся, как правило, синхронно. Образуют своеобразную гармонию, в которой созвучия, возникающие в каждый данный момент, приобретают совершенно определенную значимость, а их изменяемость становится закономерной.

Пути использования песенного фольклора в многоголосном изложении могут быть разными. Одни преподаватели считают целесообразным точное сохранение конкретного образца песни; другие допускают более свободное обращение с ней, считая возможным присочинение подголосков; третьи в основном обращаются к авторским обработкам. Наиболее эффективным и правильным представляется первое из трех названных направлений, так как только в его русле можно поддержать самобытную традицию народного многоголосного пения в его подлинном звучании с сохранением стиля, языка, мелодической фактуры песни.

Работе по освоению многоголосного пения предшествует подготовительный период — предварительное ознакомление с довольно широким кругом народных песен. К распеванию подголосков следует приступать лишь тогда, когда юные певцы хорошо познакомятся с песней, когда она звучит уверенно и стройно в одноголосном изложении. Важно,

чтобы песня понравилась. Творческая настроенность певцов, их увлеченность — одно из важнейших условий плодотворности хорового распева. К пению же в унисон надо постоянно возвращаться. Исполнение одноголосных песен способствует «выравниванию» голосов, достижению чистоты интонации, строя, ансамбля, влияет и на успех работы над многоголосием.

Принципы, определяющие обучение детей интонированию подголосков, импровизации, могут быть разными: одни преподаватели, опираясь на некоторые нормы стиля, строения песни, стремятся развить интуицию; другие используют простую зубрежку, выучивание мелодической линии подголоска. Безусловно, метод «натаскивания» певцов, дает более быстрые результаты, но зато у понявших и освоивших принцип варьирования напева и импровизации подголосков вырабатывается творческий подход к песне, умение самостоятельно мыслить, своеобразно распевать не только отдельно взятую песню, но любую, близкую по музыкальному языку мелодию. Однако это более длительный, постепенный процесс. Сначала певцы выучиваются изменять в напеве всего два-три звука, и только в результате длительного труда и значительного опыта они смогут быстро разучить песню, почувствовать друг друга в ансамбле, «развести песню на голоса» интересно и мелодически богато.

Какова методика воспитания навыков многоголосного пения? С чего лучше начинать обучение? Думается, что наиболее правильно на начальном этапе осваивать навык гетерофонного многоголосия со всеми его разновидностями. В Брянской области, например, до сих пор поются песни, в которых применяется гетерофонный склад. В этих песнях основной напев находится в верхнем голосе и исполняется солистом - подголосочником, а остальные исполнители поддерживают его так называемым бурдоном. Легко и непринужденно звучат такие песни, яркой контрастной линией плывет над бурдоном основная мелодия. В то же время низкие голоса, являясь как бы фундаментом, удерживают ее наверху, не давая опускаться ниже бурдона. Подобные виды многоголосия сохранились до сих пор и в других областях: в Курской, Орловской, Смоленской, в Поморье Архангельской области. Вот что пишет собирательница северного фольклора С. Кондратьева о наличии гетерофонного двухголосия в современном Поморье: «Двухголосие в песнях — простое: унисоны с эпизодическими расхождениями голосов на терцию, кварту, квинту».

Наряду с простейшими видами соединения голосов старинные образцы песен, как правило, имеют ясную ладовую основу и небольшой диапазон, который обычно укладывается в пределы кварты, квинты, реже — сексты и совсем редко — октавы. Но, несмотря на кажущуюся простоту изложения, старинные мелодии обладают исключительной выразительной силой и красотой. А если к описанным выше видам двухголосного пения добавить народные образцы с так называемой педалью в верхних голосах, наиболее часто встречающейся в песнях Воронежской и Курской областей, то налицо изумительный по своей художественной ценности материал. Именно на него и нужно музыкальному педагогу обратить внимание в начальном периоде обучения детей двухголосному пению.

Начинать обучение детей многоголосному пению с гетерофонного вида следует еще и потому, что его варианты встречаются в детском хоровом фольклорном интонировании, так как наиболее доступны музыкальному мышлению детей и психологически преодолимы. Исследования показали, что простейшие элементы гетерофонного двухголосия появляются в детских песнях (исполняемых хором) за счет варьированности напева.

Например, в прибаутке, которую пели дети в селе Верхнее Талызино Сеченского района Нижегородской области. Сначала каждым исполнителем в отдельности были записаны напевы песни на магнитофон, а потом расшифрованы. Вот наиболее характерные из них: «Ехал Ванька их Рязаньки» Здесь напев детьми интонируется с небольшими вариативными изменениями в звуковысотной сфере, каждый из певцов, казалось бы пропевая прибаутку в унисон, в то же время точно интонировал тот вариант напева, который он исполнял и индивидуально, в целом не изменяя мелодической линии. В этом хоровом распеве прибаутки в основной мелодии появились секундовые и терцовые отклонения. Их создали звуки из различных вариантов напева. Произошло «наслоение» одних вариантов мелодических линий напева на другие, где не попадающие в унисон звуки и образовали подголоски. Такое пение, возникающее на вариативном интонировании песенного фольклора, и есть традиционное детское гетерофонное двухголосие. Особенно часто оно встречается в хоровых распевах детьми игровых песенных припевов, календарных песен, прибауток, дразнилок. Это говорит о том, что в творческом потенциале детей имеются возможности и предпосылки к освоению более сложных видов многоголосия.

Вариативность народной песни — одна из ярких черт русской хоровой песенной культуры. Именно она развивает способности к импровизации подголосков, к умению «распевать песню на голоса». При варьировании напева, с одной стороны, происходит постепенное насыщение, обрастание

его подголосками, а с другой — обязательно сохраняется, стабилизируется основной напев как ведущий стержень песни. Неосознанное стремление певцов сохранить, «сберечь» напев и объясняет то, что всегда он исполняется большинством голосов, тогда как возникающие подголоски —меньшим количеством голосов. Важен сознательный подход певцов к ансамблю, к мелодии, к качеству вариантов основного напева. Это означает, что певец воспринимает песню не как нечто постоянное и неизменное, а осознает ее бесконечную вариативность и изменчивость, способность к многоголосному развитию и обогащению.

Нахождение вариантов, отвечающих традиционным закономерностям песенного стиля, который они представляют, импровизация как способ освоения многоголосного пения открывают большие возможности для раскрытия творческих способностей, творческого мышления детей. Овладение навыками и умением в варьировании напевов не приходит сразу, оно требует определенной музыкальной подготовки участников хора, отличной спетости, творческого подхода. В период распевания песни развивать у юных певцов способности к самостоятельному варьированию на-

певов можно в форме специальных заданий на проявление творческой инициативы. Оригинальный «вариативный метод освоения детьми песенного фольклора» разработала доцент Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат педагогических наук Л. Л. Куприянова. По ее методике поиск вариантов напева складывается, как правило, из следующих этапов:

1. Многократно нараспев декламируется текст песни со строгим соблюдением слогоритмического рисунка, с «протяжкой» ударных гласных.

2. То же, но уже напевно произносится на разные звуковысотные тона. Это обеспечивает постепенное вхождение в регистровую зону возможного появления варианта основного напева.

3. Затем в унисон пропевается подряд несколько предложенных педагогом вариантов напева с различным текстом песенных строф, при этом главным объектом постоянного контроля является опорный тон в конце напева.

4. Далее каждому участнику хора предлагается «поискать» свой, индивидуальный вариант напева в пределах заданной звуковой сферы, сохранив при этом ритмический рисунок и опорный тон.

5. И последнее — попытка объединить найденные и заданные варианты в слаженное коллективное пение, сохраняя при этом характерные черты фактуры песни и другие ее жанрово-стилевые признаки.

Для таких занятий при обучении искусству варьирования лучше всего подбирать песенные образцы, хорошо знакомые детям, которые входят в их фольклорный репертуар. Вот, например, как дети проинтонировали свои индивидуальные варианты напева игры «У медведя во бору» со словами: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит, все на нас глядит»:

После тщательного отбора лучшие варианты были записаны на ноты, возникла хоровая партитура.

Как показывает практика дети спокойно поют свой голос но не могут петь двухголосный вариант песни. Прежде всего это происходит от того, что они не умеют слышать, а не петь. Необходимо развить внутренний слух, т. е. способность про себя слышать музыку.

В своей практике я часто использую такие упражнения:

1.      Дети поют песню по цепочке т. е. каждый исполняет фразу, один звук.

Можно провести сложное задание в виде игры, когда учитель

поднимает руку – все поют вслух, опускает – поют «про себя».

1.      Игра «Эхо» - учитель поёт короткие мелодии и звуки, а ансамбль как «Эхо» тихо повторяет их.

2.      В подготовке к 2-ух голосному пению можно включать слуховые упражнения. Например: учитель играет различные интервалы, чередуя с одним звуком и просит определить количество звуков, затем дети слушают песни и определяют количество голосов.

С каких же песен лучше начинать обучение многоглосию.

Самый простой вид – «педальное» двухголосие, в котором 2 голос появляется эпизодически и связан с включением лишь одного выдержанного звука, исполняемого небольшой группой ансамбля.

Например песня «Вот пришла весна» (Курская обл. календарная) Дети сначала учат только 1 и 2 куплета, добиваясь свободного исполнения. Довольно прихотливая ритмика песни, меняющийся метр потребует серьёзной работы, поэтому полезно во время разучивания воспользоваться простейшими движениями на каждую «восьмую» длительность. Это даёт возможность детям пропевать каждую шестнадцатую длительность и выдерживать четверти. Хорошо если дети в каждой четверти будут ощущать две восьмые ноты (2 шага). Чтобы не утомить детей однообразным движением повторять мелодию желательно включить в работу и элементы игры: разбить ансамбль на две группы, одна поёт песню, а другая идёт по кругу ровным приставным шагом (шаг на каждую восьмую), а затем «вытанцовывает» ритмический рисунок, далее группы меняются ролями. Такой приём позволит добиться лёгкости и непринуждённости в исполнении. Как только песня зазвучала свободно, переходим к разучиванию следующих куплетов.

Осваивать многоголосие (в условиях нескольких занятий) можно и под запись. Освоение многоголосия осуществляется в процессе прослушивания и пропевания голосов. При этом каждый ребёнок стремится снять тот голос, который он услышит. Случается, что все поют один голос, который звучит ярче других, поэтому учитель сознательно обращает внимание на другие голоса партитуры. Таким образом развивается гармонический слух. Предварительно, установив численность соотношение высоких и низких голосов в песне, детей объединяют в певческие группы. Согласно народной традиции низких голосов обычно больше, чем высоких. Учитель выделяет группу детей которым поручает исполнять подголосок. Сначала группа исполняет свою мелодию отдельно, затем дети поют 3 куплета поочерёдно: то хором, то группой солистов. Опять используется элемент игры: когда руководитель поднимает пр. руку 3 куплета поёт ансамбль, левую руку – солисты. В один из моментов руководитель поднимает обе руки – дети непроизвольно исполняют двухголосно. Только что появившийся навык надо закрепить.

Можно использовать детальную проработку песни по нотам причём выдержанный звук хорошо смещать по времени например включать его уже во втором такте, а также варьировать его ритмически. Полезно, разбив ансамбль на две группы, постоянно менять их роль:

1.      Поручать исполнение подголоска

2.      Исполнение мелодии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Браз С.Л. – Методика преподавания в школе фольклора. М., 1999.

2. Гилярова Н.Н. – Хрестоматия по русскому народному творчеству. М., 1996.

3. Куприянова Л.Л. – Русский фольклор. Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе, 1998.

4. Мешко Н.Н. – Искусство народного пения. М., 1996.

5. Науменко Г.М. – Фольклорная азбука. М., 1996.

6. Слепцова И.С., Морозов И.А. – Не робей, воробей. М., 1995.

7. Шамина Л.В. – Школа русского народного пения. М., 1997.

8. Канайкина О.В., Тарасова Т.В. Русская народная песня как средство обучения двухголосному пению в детском хоре. – Барнаул., 2002.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 183»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 183»

Народное хоровое пение в основе своей — многоголосное, являющееся высшей формой народного песенного искусства — полифонического распева «на голоса»

Народное хоровое пение в основе своей — многоголосное, являющееся высшей формой народного песенного искусства — полифонического распева «на голоса»

Важно, чтобы песня понравилась

Важно, чтобы песня понравилась

Например, в прибаутке, которую пели дети в селе

Например, в прибаутке, которую пели дети в селе

То же, но уже напевно произносится на разные звуковысотные тона

То же, но уже напевно произносится на разные звуковысотные тона

Это даёт возможность детям пропевать каждую шестнадцатую длительность и выдерживать четверти

Это даёт возможность детям пропевать каждую шестнадцатую длительность и выдерживать четверти

Литература 1. Браз С.Л. – Методика преподавания в школе фольклора

Литература 1. Браз С.Л. – Методика преподавания в школе фольклора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2022