Доклад на тему: «Организация работа с детьми с ОВЗ на уроках русского языка в старших классах»
Оценка 4.6

Доклад на тему: «Организация работа с детьми с ОВЗ на уроках русского языка в старших классах»

Оценка 4.6
docx
09.03.2022
Доклад на тему:  «Организация работа с детьми с ОВЗ на уроках русского языка в старших классах»
Доклад Организ. работы.....docx

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

 

«Организация работа с детьми с ОВЗ на уроках русского языка в старших классах»

 

                                                                       

 

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

  (2 слайд)  Школа - важный этап образования и социализации детей с ОВЗ. Здесь они получают знания и навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. Учащиеся с ОВЗ для освоения образовательных программ нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания.

Я работаю учителем русского языка и литературы 7 лет. Общий стаж работы около 30 лет. До этого работала учителем начальных классов. Преподавание уроков русского языка в начальной школе тесно связано с преподаванием в основной школе. Обучение русскому языку в 5-9 классах ведется по учбникам Т. А. Ладыженской, М.Т.  Баранова.

    (3 слайд)  Русский язык и литература – сложные предметы. Основная задача изучения детьми с ОВЗ предмета русский язык — открыть школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.

В решении этой задачи мне помогают чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала. Если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники легче воспринимают, осознают и запоминаю. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.

(4 слайд)    Для организации эффективной учебной работы с детьми с ОВЗ я использую личностно-ориентированный подход, который реализую через внедрение образовательных технологий: индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии.

    Основные приоритеты при работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка представлены вашему вниманию на слайте:

- создание благоприятного эмоционального климата в классе,

- осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку,

- передача информации «учитель-ученик» с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и с применением различных методов,

- систематическое повторение изученного материала для формирования устойчивых знаний.

 (5 слайд) Стимулы повышения интереса к предмету  у детей разнообразны и они представлены на слайде:

1.     Занимательность (дети данной категории чрезвычайно чутко реагируют на необычное, интригующее, дающее выход эмоциям);

2.     Заинтересованность учащихся в конечном результате учебной деятельности;

3.     Похвала со стороны учителя, положительная оценка деятельности, стараниям для таких учащихся очень важна.     

  (6 слайд)   При работе с детьми с ОВЗ необходима разноуровневая дифференциация обучения. Она широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала, самостоятельные и контрольные работы, организация работы над ошибками, уроки закрепления.   

  (7 слайд)   В развитии внимания, мышления, памяти большую роль играет словарно-орфографическая работа. Для зрительного восприятия обязательно пишем слова на доске. Производим подбор однокоренных слов, составляем предложение с этим словом. Учащиеся активно включаются в работу.

(8 слайд) Примеры игр:

Игра “Найди пару”

К словам из левого столбика дети подбирают синонимы из правого столбика:

алфавит     аккуратный

чистый       кавалерия

конница     озорник

шалун        азбука

Игра “Найди слова в картине”

Вывесить картинку, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например: по картине “Деревня” - деревня, берёза, курица, антенна, облако, корова, забор, электричество, фонарь, калитка.

Игра “Убежали гласные”

Словарные слова записаны на доске. Пропущены гласные в слабой позиции. Ученики ставят ударение, возвращают гласные на место, подчёркивают “опасные” места.

Игра “Кто больше запомнит”

Ученики хором читают словарные слова, записанные на доске, потом читают самостоятельно, Слова закрываются. Учащиеся записывают слова, которые они запомнили. Кто больше записал, тот победитель.

(9 слайд)

Игра “Какое слово пропало”

Ученики читают слова, запоминают, закрывают глаза. Одно из слов закрывается карточкой. Ученики записывают слово, которое закрыто, и т.д.

Игра “Узнай и запиши”:

главный город государства (столица);

название главного города нашей страны (Москва);

перерыв между действиями в театре (антракт) и т.д.

Игра “Начни слово на последнюю букву”

Называется словарное слово. Ученики на последнюю букву этого слова называют ещё одно словарное слово. Записывают 6-7 словарных слов. Составляют предложения с этими словами.

Игра “Полсловечка за тобой”

Ученик диктует слог, сосед заканчивает слово. Так записывают 6-7 словарных слов.

(10 слайд) Для лучшего усвоения слов объясняю их происхождение. Например, говорю, что в словах телефонтелевизортелескоп первая честь “теле” - пришла в русский язык из греческого языка и обозначает “далеко”.

В слове география два корня: “гео” - земля и “графо” - пишу, поэтому слово переводится как “землеописание”. В слове биография тоже два корня: “био” - жизнь и “графо” - пишу, и это слово переводится как жизнеописание.

Слово велосипед представляет сочетание двух латинских корней: “вело” - быстрый и “пед” - нога.

Все вышеуказанные задания и приемы позволяют заинтересовать учащихся работой над словом. У них накапливается словарный запас, формируется навык написания и правильного потребления трудных слов. Эта работа положительно влияет и на общее развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

     (11 слайд) Как лучше преподнести новый материал? Учащихся следует постепенно подводить к основным теоретическим определениям, понятиям. Прежде чем перейти к объяснению нового материала, надо напомнить учащимся основные знания, на которых базируется новый учебный материал.  Теоретический материал даю в ознакомительном плане и опираюсь на наглядные представления учащихся. Учебный материал дается небольшими частями с выделением главных составляющих. Деление учебного материала на части способствует выявлению наиболее трудных для восприятия учащимися тем. 

  (12 слайд)  Особое внимание на всех уроках уделяется развитию речи, так как главной задачей обучения является достижение такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы им наиболее полную социальную адаптацию.

В своей работе на различных этапах урока я включаю упражнения для развития устной и письменной речи, развиваю умение работать с учебником, справочной литературой. Для этого на уроке постоянно добиваюсь от учащихся полного ответа на заданный вопрос, четкого произношения и правильного написания определений понятий, способствую тому, чтобы ребенок грамотно аргументировал свой ответ.

 Уроки развития речи насыщены лексическими заданиями - это напрямую влияет на формирование различных речевых умений. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, составлять простые, а далее и сложные предложения, сочинять диалоги, монологи. В процессе систематических упражнений у учащихся формируется умение составить 3-4 предложения, а в дальнейшем, составлять текст по плану.

(13 слайд) На данных уроках главное – поддерживать у детей стремление учиться, вырабатывать познавательные интересы, расширять словарный запас, выполнять упражнения на сравнение слов в прямом и переносном смысле, развивать у учащихся способность различать и понимать значение и оттенки слов в тексте.

      Упражнения для развития устной и письменной речи представлены на слайде:

  • дописать предложения, начальные слова которых даны;
  • найти предложения, в которых заключен основной смысл;
  • придумать заглавие к данному тексту (отрывку);
  • пример творческого задания «Восстанови текст»;
  • выполнить задания, где требуется из ряда данных слов найти наиболее точное и вставить его в текст;
  • подобрать синонимы (к отдельным словам текста);
  • найти слова, обозначающие действия (цвет, форму и так далее).

 

(14 слайд)   Работая с детьми с ОВЗ, мы должны помнить, что у детей наблюдается снижение произвольной памяти, что является одной из главных причин их трудностей в школьном обучении, поэтому все сообщаемые сведения нужно неоднократно повторять. Детям свойственно и быстрое забывание выученного. Они редко замечают свои ошибки. Поэтому коррекционную работу провожу в следующих направлениях: подбор индивидуальных заданий, предотвращение наступления утомления (физкультминутки), поощрение успехов детей. Необходимо развивать у детей веру в собственные силы и возможности, включать в содержание урока развивающие игры, занимательный материал, наглядность.  

 (15 слайд) Для развития логического мышления применяются упражнения: «Исключи лишнее», «Говори наоборот» (Антонимы), «Восстанови рассказ», «Составь предложение».  

 

(16 слайд) Для формирования внимания: упражнения на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и другие.

 

(17 слайд) Устойчивый интерес к учебной деятельности у детей формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-встреч, сюжетных уроков, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Например: Турнир знатоков русского языка, Урок-конкурс «Самый умный», Урок брейн-ринг, Урок-путешествие «Существительные одушевленные и неодушевленные» и другие.

 

 (18 слайд) Приведу примеры игровых приемов по развитию мышления для детей с ОВЗ:    

«Грамматическая арифметика».

Детям предлагается произвести арифметические действия со словами и буквами и получить новые слова:

Земля+нос-ос+ика=?   (земляника)

Череп – п + муха = ?     (черёмуха)

Кот+ ёлка-ка=?               (котёл)

Ква+рак-ак+тира=?         (квартира)

Мышь-ь+ель-ь+овка=?

«Всё наоборот»

- Прочитай задом наперёд слова и запишите предложения:

горосоН теадоб могор

еН етитуш с могоросон!

И аз йокрог, и доп йокрог,

доП йокзереб, и доп йокле,

имадовороХ и в дяр

В хапялш ыцдолом тяотс.

«Найди лишнее слово»

- В каждом из рядов вычеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным:

Портфель, карандаш, ручка, фломастер, мел.

Лес, волк, медведь, корова, заяц.

Дорога, улица, шоссе, тротуар, пол.

Кошка, письмо, полотенце, слива, быстрый.

«Активный словарь»
-Напишите как можно больше прилагательных к данной картинке.

(19 слайд) «Игра во фразеологическое лото»

(20 слайд) Лексические игры: игры на карточках, головоломки, кроссворды.

Кроссворд

-Знаете ли вы пословицы?

https://rus.1sept.ru/2003/48/9.gif   

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро).
2. Авось да как-нибудь до добра не ... (доведут).
3. Доброе ... и кошке приятно (слово).
4. Делу ..., потехе час (время).
5. Где тонко, там и ... (рвется).
6. Копейка ... бережет (рубль).
7. Один с сошкой, а ... с ложкой (семеро)

 (21 слайд)  У детей с ограниченными возможностями здоровья очень низкая мотивация к обучению. Решать эту проблему помогают информационные технологии.  Использование ИКТ на уроках даёт возможность улучшить

качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний.

 

Применение ИКТ на уроках дает возможность учащимся участвовать  в региональных квест-играх, в конкурсах и олимпиадах по русскому языку и литературе занимать призовые места.

 

 (22 слайд) Так, учащиеся 8 класса приняли участие в межрегиональной сетевой квест – игре «Моя многонациональная Россия» и получили дипломы 3 степени.

(23 слайд) Ребята принимают участие в конкурсах по русскому языку и литературе:

(24 слайд)

- Международный дистанционный конкурс по русскому языку и литературе «Олимпис 2021» (Диплом 2 степени),

- Международный дистанционный конкурс «Старт» (Диплом за 1 место),

- Международный конкурс Кириллица по русскому языку (Диплом 3 степени),

- Областной фестиваль творчества детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы вместе» 2 место в номинации «Художественное слово»,

- Областной литературный конкурс «Голос души» (Сертификат участника),

 - Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета», региональный этап творческих литературных работ  (Диплом управления образования и науки области за 3 место).

 

(25 слайд) Итак, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья я придерживаюсь следующих правил работы:

·        На уроках  осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психического и физического развития.

·        Использую разнообразные методы, средства и организационные формы работы, стараюсь создавать специальные условия обучения, которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания.

·        Учитываю особенности психической и эмоциональной сферы детей,  отношусь к каждому ребенку с особым педагогическим тактом, деликатно оказываю помощь каждому ученику.

(26 слайд)

·        Для предотвращения переутомляемости и повышения работоспособности, применяю разнообразные методы, приемы и средства обучения.

 

  Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему    раскрыться как личности.

 

 

 


 

Доклад на тему: «Организация работа с детьми с

Доклад на тему: «Организация работа с детьми с

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни…

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни…

Стимулы повышения интереса к предмету у детей разнообразны и они представлены на слайде: 1

Стимулы повышения интереса к предмету у детей разнообразны и они представлены на слайде: 1

Игра “Какое слово пропало” Ученики читают слова, запоминают, закрывают глаза

Игра “Какое слово пропало” Ученики читают слова, запоминают, закрывают глаза

В своей работе на различных этапах урока я включаю упражнения для развития устной и письменной речи, развиваю умение работать с учебником, справочной литературой

В своей работе на различных этапах урока я включаю упражнения для развития устной и письменной речи, развиваю умение работать с учебником, справочной литературой

Для развития логического мышления применяются упражнения: «Исключи лишнее», «Говори наоборот» (Антонимы), «Восстанови рассказ», «Составь предложение»

Для развития логического мышления применяются упражнения: «Исключи лишнее», «Говори наоборот» (Антонимы), «Восстанови рассказ», «Составь предложение»

Найди лишнее слово» - В каждом из рядов вычеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным:

Найди лишнее слово» - В каждом из рядов вычеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным:

Применение ИКТ на уроках дает возможность учащимся участвовать в региональных квест-играх, в конкурсах и олимпиадах по русскому языку и литературе занимать призовые места

Применение ИКТ на уроках дает возможность учащимся участвовать в региональных квест-играх, в конкурсах и олимпиадах по русскому языку и литературе занимать призовые места

Доклад на тему: «Организация работа с детьми с ОВЗ на уроках русского языка в старших классах»

Доклад на тему:  «Организация работа с детьми с ОВЗ на уроках русского языка в старших классах»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2022