Тема доклада:
«Педагогические методы и приемы по формированию гражданственности
и патриотизма у детей младшего школьного возраста и подростков на
воспитательных занятиях.»
Выполнила: Багаева
Халимат Магомедсаидовна
воспитатель, ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа- интернат №5
Проблема гражданско- патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость.
К сожалению, в течение последних десятилетий понятия патриотизм и патриотическое воспитание потеряли свою значимость в обществе. Это связано с существенным изменением ценностных ориентаций значительной части сегодняшней молодёжи, ее отчуждением от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, с отсутствием чётких перспектив в воспитании личности. Под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей, присущих определённой группе детей, молодым гражданам. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, мировой сети Интернет, безграничного моря аудио- и видеопродукции, во много раз превзошла влияние семьи, школы и других общественных институтов.
С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка младшего школьного возраста чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Но какие педагогические средства для этого использовать?
Методы воспитания имеют приемы (совокупности конкретных действий в структуре метода), среди которых выделяют созидающие (похвала, просьба, доверие и др.) и тормозящие (намек, недоверие, осуждение и др.).
Как писал В. Сухомлинский, наилучший метод — тот, что идет от души педагога. Он подчеркивал: "Воспитываем мы не теми или иными методами или приемами, а личностью. Без одухотворения живой мыслью и страстью педагога метод остается мертвой схемой".
Рассмотрим некоторые методы и приемы воспитания, использование которых поможет педагогу в организации успешного патриотического воспитания школьников?
Беседа — метод убеждения. Ее задачи: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.
Материалом для бесед могут служить факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.)
Воспитательные занятия — одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Выделяют три функции воспитательных занятий.
Просветительская функция заключается в расширении знаний учащихся о событиях, происходящих в городе, стране, мире, расширении знаний в области человеческих отношений и т. д. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста, и для миропонимания.
Нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты; не удастся развить уважительное отношение к народному искусству без ознакомления с ним; будут бесплодными попытки воспитать любовь к своим корням, своему народу без изучения истории своей семьи, своей страны, своего народа.
Ориентирующая функция, когда педагог ставит своей задачей формирование того или иного отношения. Это бывает обычно, когда обсуждается какое-то всем известное событие или какая-то книга, статья или анкеты учащихся, какое-либо общественно-политическое событие.
Направляющая функция помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей.
Таким образом, воспитательный час является высшей формой воспитательной работы, ее ядром, т. к. помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, людям. Он помогает осознавать социальную направленность всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности («трудовые десанты», «посадка деревьев», «вымыть парты и стены») на позицию социальную («помочь природе (стране)», «украсить землю», «беречь школу»).и.т.д.
Информационный час — одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания.
Основное назначение информационного часа — приобщать младших школьников к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, села. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания детей об окружающем мире; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу.
В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль.
Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа,
его обычаи и традиции.
Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения
техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного,
культурного, социального пространства.
Праздник — особая форма воспитательной работы. Это узловой момент жизни коллектива, завершающий тематический период, подводящий итоги деятельности учащихся.
По содержанию можно выделить следующие виды праздников: общественные, школьные, народные календарные, школьно-семейные, праздники искусств, экологические.
Общественные праздники разворачивают перед детьми многоцветную
палитру социальной жизни людей, формируют ценностные отношения к ближайшему
окружению, своей стране, ее народу, истории.
Народные календарные празднуются в школе, помогая детям почувствовать себя
частицей своего народа, узнать о его традициях, нравах, обычаях, воспитывая
бережное, трепетное отношение к природе родного края, истории и культуре своего
народа, родному языку.
Школьно-семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению.
Праздники искусств украшают жизнь детей и взрослых, вносят в нее идею гармонии разных видов искусств, знакомят с русским народным искусством.
Экологические праздники формируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое.
Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. Патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания.
Познавательные игры помогут сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным. Они облегчают духовные усилия, необходимые для процесса познания. К ним можно отнести:
Социально-педагогические игры. В них игровая ситуация переплетается с реальной заботой детей о тех, кто нуждается в помощи и защите: малышах, ветеранах, природных объектах.
Военно-патриотические игры проникнуты патриотическим пафосом, поэтому воздействуют, прежде всего, на чувства, эмоции детей.
Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности. В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: «Бюро вопросов и ответов», «Вечер военной поэзии и песен», «Встреча поколений», «Конкурс рисунков (плакатов)», «Военная спартакиада», «Рассказы о забытых героях», «Мальчики и девочки военного времени», «Фестиваль дружбы» и др.Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в начальной школе только начинается.
Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если, в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных школьному возрасту.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.