Применение инновационно - компьютерных технологий на уроках татарского языка и литературы Афзалова Гульфия Асгатовна, учитель татарского языка и литературы, МБОУ «СОШ №8», afzalova67@mail.ru
К основным средствам обучения татарскому языку относятся средства, входящие в учебно-методический комплект (программа, учебник, звукозапись), и вспомогательные средства (методические пособия, журналы, различный дидактический материал, ТСО). Таким образом, я имеет множество различных средств обучения, при умелом использовании которых можно достичь желаемых результатов. Но как сделать обучение более эффективным? Какими методами, средствами поддерживать у детей интерес к языку? Размышляя над этим вопросом, я пришла к такому выводу: настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, когда не заставляют учиться, а увлекают предметом. В процессе обучения татарской речи мы имеем дело с учащимися, имеющими речевые навыки владения русским языком. Потому изучение второго языка непосредственно связано с особенностями русского языка. Таким образом, возникает методическая необходимость использовать имеющий опыт получения первоначальных знаний, умений и навыков на родном языке. Значит, чтобы выработать эффективную технологию обучения татарскому языку русских учащихся, необходимо установить особенности контакта языков на уровне фонетики, лексики, грамматики. При изучении татарского языка самое трудное и самое скучное занятие для учащихся - грамматика. Тем не менее, достижение грамматически правильной речи учащихся неизменно остаётся одной из целей обучения. Без грамматики нет речи. Не отрицая необходимость обычной системы упражнений, можно изучать грамматику творчески, активно, увлекательно, используя мультимедийные презентации и интерактивную доску. Мультимедийные презентации и интерактивная доска могут применяться на всех этапах учебного процесса: в процессе объяснения нового материала, для закрепления и повторения на практических занятиях, при подготовке учителя к уроку. Красочность представленного материала положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, создавая дополнительный стимул к изучению татарского языка, и облегчает его восприятие. Наглядная подача материала, не перегруженная большим количеством текста, способствует лучшему усвоению и делает урок неутомительным. Для более прочного и быстрого усвоения знаний необходимо активно задействовать разные виды памяти, с этой целью в презентации используются звуки, озвученные видеосюжеты, анимированные иллюстрации, текст, таблицы, схемы. Для тренировки навыков говорения на татарском языке можно применять разнообразные интерактивные задания, реализация которых весьма проста при наличии интерактивной доски. Учащемуся можно предоставить максимальную помощь в виде справочного материала. В мультимедиа - уроках можно предусмотреть различные виды проверок выполняемых заданий. Чтобы урок был более интересным, имел «изюминку», я использую различные ребусы, кроссворды, игры. На уроках татарского языка игры имеют особое значение для изучения нового языкового материала, закрепления и активизации пройденного лексического и грамматического материала. Игра развивает у детей мышление, речь и память. К.Д.Ушинский писал «Учите ребенка каким-либо пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками 20 таких слов, и ребенок схватит их на лету». Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских учащихся татарской речи. Дети даже не задумываются о том, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения.
Уроки с применением ИКТ проходят живо, интересно, эмоционально, нет скучающих
лиц, даже нет невнимательных, потому что уроки позволяют детям почувствовать
себя исследователями.
Обычно мультимедийную технологию использую при подготовке и проведении
интегрированных уроков. Например, в компьютерном классе провожу урок
татарской литературы, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким
видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Эту презентацию использую
во время уроков – лекции, уроков-бесед. Я считаю, что мультимедийное пособие
для самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку является хорошим
материалом.. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.