Доклад на тему "Применение инновационно - компьютерных технологий на уроках татарского языка и литературы"

Доклад на тему "Применение инновационно - компьютерных технологий на уроках татарского языка и литературы"

docx
10.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

afzalova.doc.docx

                                         Применение инновационно - компьютерных технологий на уроках татарского языка и литературы

                                          Афзалова Гульфия Асгатовна,

учитель татарского языка и литературы,

 МБОУ «СОШ №8»,

afzalova67@mail.ru

              
           «Не спешите учить, а спешите научить детей учиться», а для этого я работаю над развитием внимания и логическое мышления детей, стараюсь учить детей быстро перестраиваться с одного вида деятельности на другую, используя различные методы и приемы обучения; учить детей слышать голос учителя, уважать товарищей, жить в коллективе. Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности. Я вижу свое место в школе, и как учитель, обязан формировать творческие способности детей, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, и, наконец, я должна быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс, отправляя своих воспитанников на новые открытия.
           Основным результатом своей деятельности я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по предмету, умение их применять на практике. Я всегда стараюсь к более высокому уровню результативности в работе, отстаивая свои позиции, и стараюсь достичь поставленной цели.
          Очень важно оптимально использовать те сорок пять минут урока, которые должны обеспечить должный уровень основных знаний, умений и навыков, приобретаемых нашими учениками. Кроме основных методических приемов, выполнить эти задачи поможет применение компьютера.

         К основным средствам обучения татарскому языку относятся средства, входящие в учебно-методический комплект (программа, учебник, звукозапись), и вспомогательные средства (методические пособия, журналы, различный дидактический материал, ТСО). Таким образом, я имеет множество различных средств обучения, при умелом использовании которых можно достичь желаемых результатов.

         Но как сделать обучение более эффективным? Какими методами, средствами поддерживать у детей интерес к языку? Размышляя над этим вопросом, я пришла к такому выводу: настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, когда не заставляют учиться, а увлекают предметом.

         В процессе обучения татарской речи мы имеем дело с учащимися, имеющими речевые навыки владения русским языком. Потому изучение второго языка непосредственно связано с особенностями русского языка. Таким образом, возникает методическая необходимость использовать имеющий опыт получения первоначальных знаний, умений и навыков на родном языке. Значит, чтобы выработать эффективную технологию обучения татарскому языку русских учащихся, необходимо установить особенности контакта языков на уровне фонетики, лексики, грамматики.

         При изучении татарского языка самое трудное и самое скучное занятие для учащихся - грамматика. Тем не менее, достижение грамматически правильной речи учащихся неизменно остаётся одной из целей обучения. Без грамматики нет речи. Не отрицая необходимость обычной системы упражнений, можно изучать грамматику творчески, активно, увлекательно, используя мультимедийные презентации и интерактивную доску.

         Мультимедийные презентации и интерактивная доска могут применяться на всех этапах учебного процесса:

в процессе объяснения нового материала,

для закрепления и повторения на практических занятиях,

при подготовке учителя к уроку.

         Красочность представленного материала положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, создавая дополнительный стимул к изучению татарского языка, и облегчает его восприятие. Наглядная подача материала, не перегруженная большим количеством текста, способствует лучшему усвоению и делает урок неутомительным.

Для более прочного и быстрого усвоения знаний необходимо активно задействовать разные виды памяти, с этой целью в презентации используются звуки, озвученные видеосюжеты, анимированные иллюстрации, текст, таблицы, схемы. Для тренировки навыков говорения на татарском языке можно применять разнообразные интерактивные задания, реализация которых весьма проста при наличии интерактивной доски. Учащемуся можно предоставить максимальную помощь в виде справочного материала. В мультимедиа - уроках можно предусмотреть различные виды проверок выполняемых заданий.

          Чтобы урок был более интересным, имел «изюминку», я использую различные ребусы, кроссворды, игры. На уроках татарского языка игры имеют особое значение для изучения нового языкового материала, закрепления и активизации пройденного лексического и грамматического материала. Игра развивает у детей мышление, речь и память. К.Д.Ушинский писал «Учите ребенка каким-либо пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками 20 таких слов, и ребенок схватит их на лету». Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских учащихся татарской речи. Дети даже не задумываются о том, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения.

         Уроки с применением ИКТ проходят живо, интересно, эмоционально, нет скучающих лиц, даже нет невнимательных, потому что уроки позволяют детям почувствовать себя исследователями.
          На уроках всегда доброжелательная комфортная обстановка, основанная на уважении личности ребенка. Важное место в своей работе отвожу творческому мышлению учащихся. Занятия начинаю с 5-10 минутной разминки, в которой решаются творческие задачи разной степени трудности, выполняются ситуативные упражнения, у детей развивается логическое мышление. Задания эти от урока к уроку усложняю, стремлюсь привлечь знания учащихся по общеобразовательным дисциплинам.
          Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке вырастающей трудности и сложности с тем, чтобы школьник поднимался по ступеням. Каждый новый урок должен базироваться на предыдущих. Своеобразие педагогического сотворчества состоит в том, что организуется единство деятельной и эмоциональной основы учебного процесса, которое осуществляется в совместных действиях учебных, познавательных, поисковых и других, а учитель выступает как консультант – наставник.
          Что надо, чтобы стать интересным детям и увлечь их своим предметом? Прежде всего, нужно до тонкостей разобраться в том, что несешь им, понять их мир, пропустить через себя и найти в ребячьих сердцах все лучшее. Надо любить свою профессию, постоянно работать над повышением своего профессионального уровня. 
            Не для кого не секрет, на обычных уроках дети быстро устают, интерес пропадает, результаты бывают низкими . Чтобы избежать этого, я стараюсь провести уроки так, чтобы все учащиеся испытывали интерес к предмету. Так же проводятся мероприятия о писателей юбилярах. А проведение вечеров посвященной М. Джалилю и Г. Тукаю стала красивой традицией. При проведении творческих вечеров писателей активно пользуюсь материалами виртуальных музеев через интернет . Осознавая значимость исследовательской деятельности в личностном росте школьников, на своих уроках активно применяю и технологию исследовательского обучения. При этой технологии учебный процесс я осуществляю как поиск новых познавательных ориентиров. С учениками девятого класса, с целью привлечения их к науке , занимаюсь по элективному курсу «Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы» и «Татарская лингвистическая стилистика и поэтика». Итогами этого курса является исследовательские работы, компьютерные презентации учащихся. 
          Чтобы создать интерес к предмету, так же использую игровые элементы, провожу уроки-диспуты, уроки- ярмарки, уроки- лекции и. т.д. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить эффективность обучения, приблизить его к реальному уровню деятельности. 
          Как новое техническое средство, на своих уроках я стала активно внедрять компьютер. Эффективность применения информационных технологий на уроках татарского языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средства обучения можно назвать субъективную ориентацию гибкость и вариативность. Компьютер мне помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении. 
           Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать учебный процесс, сделать его более гуманным по отношению к учащемуся, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работу, как ученика, так и учителя. Для решения традиционных образовательных задач на уроке я применяю текстовые редакторы, системы мультимедийной презентации, электронные учебники, системы дистанционного обучения и Интернет. Я подготовила обширные коллекции иллюстративного и познавательного материала по произведениям и биографическим данным писателей. На уроки и внеклассные мероприятия делаю презентации, слайды.

          Обычно мультимедийную технологию использую при подготовке и проведении интегрированных уроков. Например, в компьютерном классе провожу урок татарской литературы, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Эту презентацию использую во время уроков – лекции, уроков-бесед. Я считаю, что мультимедийное пособие для самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку является хорошим материалом..
            В моем опыте стало традицией отработка орфографической зоркости учащихся через словарные диктанты, морфологический разбор слов, исследовательские задания , корректурные упражнения, комментирование орфограмм. Систематическая работа позволяет учащимся добиться высоких результатов на выпускном экзамене. Использование ИКТ в процессе обучения способствует повышению интереса к татарскому языку, созданию необходимого эмоционального настроя на уроке, вовлечению учащихся в активную творческую деятельность, формированию интеллектуально развитой личности , умения самостоятельно решать возникающие в реальной жизни проблемы.
            С помощью компьютера на уроках татарского языка и литературы увеличивается объем тренировочных упражнений, дифференцируются по степени трудности.
            Кроме того использование ИКТ создает положительный эмоциональный фон занятий и создает ситуацию успеха для каждого ученика. 
           Таким образом, компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, поскольку наглядно представляет обучающемуся результат его действий.
           Я компьютерные, интерактивные технологии успешно использую при подготовке к экзаменам, к олимпиаде . При повторении материала по орфографии и пунктуации, необходимого для выполнения части А , ученики самостоятельно анализируют, обобщают и систематизируют теоретический материал и составляют компьютерные тренировочные тесты и алгоритмы, обмениваются ими для домашних индивидуальных тренингов.
           По-моему, такой вид работы повышает внимание учащихся к работе над словом. Применение информационно-коммуникативных технологий помогает удовлетворить образовательные потребности школьников в углубленном изучении татарского языка и литературы.
          На уроках активно внедряю национально-региональный компонент, который представлен богатым материалом о наследии, о богатствах родного края, народных традициях и языка разных национальностей, живущих в Республике Башкортостан. 
         Из всех инновационных технологий меня привлекает развивающее обучение, которое гарантирует формирование широких познавательных потребностей и мотивов полноценной учебной деятельности. 
          При изучении нового материала применяю методы наблюдения и анализа, которые дают ученику ощущение самостоятельности открытия.
          В процессе предметно-умственной деятельности учащиеся приходят к усвоению и пониманию теоретического материала, к открытию общего и выделению частного.
         Свою задачу как педагог, я вижу в дальнейшем развитии потребности учебной деятельности, в стремлении школьников к усвоению теоретических знаний.
         Широко практикую постановку целей урока самими учащимися через формирование общеучебных умений и навыков. Таким образом, подобное обучение для меня – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности.
          Обучающиеся старшеклассники на таких уроках постигают ведущие понятия грамматики, а не получают их от педагога в готовом виде.

 


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)