Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заинская школа №9 для детей с ОВЗ»
Выступление на школьном методическом объединении на тему:
«Развитие творческих способностей у учащихся через кружковую и внеурочную деятельность».
Учитель начальных классов
Галимова Альфия Закиулловна
г. Заинск – 2024г.
Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности большое внимание уделяется именно кружковой и внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Школа выполняет заказ общества и государства. ФГОСы дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. В стандартах предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель и становится ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.
Современное образование должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личностном опыте ребенка.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
Что это значит развивать творческие способности?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании.
Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Развить способности, значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.
Начальная школа - это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна, и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Творчество детей необходимо развивать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Наиболее распространенная форма внеурочной деятельности в начальной школе – кружковая работа.
Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.
Одной из задач внеурочной деятельности является выявление и развитие художественных способностей, талантов детей. С психологической точки зрения младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Сензитивный возраст – это возрастной период, в который создаются оптимальные психофизиологические и биологические возможности организма для развития каких-либо новых сторон, качеств, состояний психической деятельности.
Младший школьный возраст - период значительных изменений в жизни ребенка, он определяется моментом поступления в школу, это период примерно с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения. По данным исследований психологов сегодняшние первоклассники существенно отличается от первоклассников прошлых лет. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
У современных детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Она часто носит противоречивый характер, вследствие чего возникают тревожность и неуверенность. У сегодняшних детей более свободное ощущение своего «Я», более независимое поведение, чем у детей прошлых лет.
Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта.
А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. В обычной жизни способности выступают, прежде всего, как характеристики конкретного человека.
Таким образом, можно сказать, что наиболее эффективно развиваются творческие способности у младших школьников в такой форме внеурочной деятельности, как кружок, где используются специальные задания на развитие фантазии, воображения, творческого мышления.
Кружковая работа позволяет развивать творческие способности младших школьников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми ребенок проявляет индивидуальность, развивается детская фантазия, воображение, особое видение мира. Ребёнок учится думать, открывать, изобретать.
Учитель: Галимова А.З.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.