Доклад на тему:
«Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения»
(Выступление на МО)
Требования государственного стандарта формировать коммуникативную компетенцию учащихся предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты. Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся, однако многое зависит и от учителя русского языка. Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал, систематически, проявляя настойчивость. Только в таком случае можно получить ощутимый результат.
Начиная с 5 класса, особую роль играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь. Главное на уроке – совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, говорения. В центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое высказывание. Необходимо ориентировать урок на формирование как специфических, так и общеучебных умений школьников: умение использовать новые знания в тесной связи со «старыми», опираться на знания из других предметов, уметь отбирать необходимые знания из огромного количества информации, систематизировать учебный материал, пользоваться любым справочным материалом. Важно на уроке систематически и целенаправленно знакомить ребёнка с изобразительными возможностями языка, учить наблюдать за использованием различных языковых средств на примере лучших образцов художественной литературы.
Разумеется, на уроках русского
языка основным видом речевой деятельности является письмо, его содержательная и
нормативная сторона. Однако, надо признать, что не менее важным для уроков не
только литературы, но и русского языка должно стать чтение (обучение разным
видам чтения как речевой деятельности). Если говорить о взаимосвязанном
обучении разным видам речевой деятельности, то нельзя не признать, что именно
чтение, восприятие текста при чтении предопределяет успех в овладении умениями
и навыками, связанными с письмом, слушанием устной речью.
Что же входит в понятие осознанно воспринимать печатное слово, т. е. умение
читать?
На уроках русского языка чтение должно быть организовано на основе
учебно-научного текста лингвистического содержания.
Как показывает многолетняя
практика, целенаправленная работа с учебно-лингвистическим текстом включает
несколько этапов анализа.
1. Подготовительный этап. Его цель – подготовить детей к восприятию
содержания текста учебника или другого учебного издания типа “За страницами
учебника…”
На этом этапе учитель использует такие приемы: уточнение
темы и основной мысли текста (анализ темы урока, название параграфа учебника
или книги, работа с эпиграфом). прогнозирование содержания текста
по заголовку, по данному началу, предполагая возможное развитие основной
мысли (задания типа как вы полагаете, какую новую информацию должен этот текст
содержать и т. п.) словарная работа, предусматривающая уточнение лексического
значения ключевых слов, известных учащимся, или новых терминов, разъяснению
которых и посвящен новый текст; просмотровое чтение текста (в течение 30-40
секунд дети знакомятся с текстом с целью выяснения его структуры, графического
оформления: каким образом выделена ключевая информация, имеются ли схемы,
таблицы, рисунки и т. п.)
2. Этап ознакомительного чтения текста. Цель работы – достичь понимания основного содержания текста.
На данном этапе необходимо прежде всего организовать чтение текста вслух сильным учеником или про себя, для активизации внимания учащихся чтение сопровождается заданиями такого типа:
постановка целевого вопроса перед чтением (например: Читая текст, определите, какая информация в нем является для вас новой, а какие сведения вам уже известны); уточнение темы и основной мысли текста; составление плана (простого или сложного); составление схем, таблиц на основе текста; подбор заголовка; оценка понимания текста (например, выяснение того – в чем необычность в подаче материала, какая информация осталась непонятной и т. п.);
3. Информационно-смысловая обработка текста. Цель заключается в том, чтобы понять и запомнить данный текст.
Информационно-смысловая обработка текста предполагает смысловой, структурный и языковой анализ. Учащиеся комментируют и оценивают главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию, выделяют информацию иллюстрирующую, аргументирующую, фиксируя ее на письме в виде плана, тезисов, опорных схем, конспекта, резюме.
4. Выразительное чтение текста. Цель этого этапа не только в том, чтобы целенаправленно обрабатывать у учащихся навыки выразительного чтения научного текста, но и в том, чтобы, например, при изучении тем “Причастие” и “Деепричастие” семиклассники после подробного анализа фрагментов текста получили возможность еще раз внимательно изучить его содержание в полном объеме.
5. Пересказ текста. На этом этапе учитель отслеживает процесс освоения учащимися языка науки, развитие способностей строить достаточно объемное высказывание на лингвистическую тему. Пересказ может быть полным и сжатым, устным и письменным. Необходимо время от времени предлагать учащимся, начиная с 5-го класса, письменное изложение текста из учебника русского языка, знакомя их с основными приемами конспектирования научного текста.
Развитие речевой грамотности – это, конечно, главная задача уроков русского языка, это постоянная работа на каждом уроке, работа, направленная, прежде всего, на усвоение основных норм русского литературного языка. Необходимо вводить в структуру урока рубрики такого типа, как “Произноси правильно”, “Правильно ставь ударение”, “Почему мы так говорим”, “В мире слов”. А на уроках развития речи в целях совершенствования речевой культуры школьников необходимо формировать еще и речевой самоконтроль учащихся, обучать их умению совершенствовать написанное, контролировать логику изложения мыслей, своевременно замечать ошибки и недочеты как в содержании, так и в языковом оформлении текста. Должное внимание необходимо уделять редактированию письма.
Результативность процесса
формирования навыков устной речи во многом зависит от того, насколько хорошо
осознают ученики требования к устному высказыванию. Именно поэтому очень
полезно приучать школьников к систематическому рецензированию ответов учащихся.
Практика показывает, что эффективность такой работы значительно увеличивается,
если ребенок приучен давать рецензию своему
ответу
Таким образом, основные правила построения устной речи можно
выразить шестью словами: уместно, убедительно, логично, кратко, грамотно и
выразительно. Эти слова (и, конечно, памятка) – руководство к созданию
собственного высказывания и одновременно ключ к рецензированию прослушанного
выступления .
Приобщение человека к культуре происходит, конечно, не только на уроках
русского языка, литературы, истории, но и под влиянием того, что мы читаем,
слышим, видим, с кем общаемся, одним словом, под влиянием той среды, вернее той
речевой среды, в которую мы погружены. Это влияние особенно чутко воспринимает
ребенок. А что же делать, если мы видим, что естественная речевая среда,
окружающая детей, язык телевидения, газет, современных книг,
реклам, речь взрослых и сверстников не приобщает к культуре, а отторгает от
нее? Тем более, что многие родители смирились с тем, что ребенок мало читает,
что общение с книгой вытесняется общением с компьютером, с телевизором.
Единственный выход в этой
ситуации – это создавать на уроке русского языка развивающую речевую среду,
способную приобщать школьника к культуре.
Важнейшим средством такой обучающей развивающей среды является художественный
текст, при чтении которого дети знакомятся с правильной, грамотной и красивой
речью.
Именно текст – основа создания той речевой среды, которая развивает,
развивает чувство языка, творческую память, приобщает к культуре, способствуя
духовному становлению личности, точнее языковой личности, владеющей не только
всеми видами речевой деятельности, не только умением правильно и четко выражать
мысли, но и обладающей индивидуальным авторским стилем.
Текст должен обладать
определенными качествами, т. е. надо иметь в виду не только его содержание (о
чем говорит автор?), а интересно ли это современному школьнику? Способен ли
этот текст вызвать отклик у читателей, воспитать хороший вкус?
Для анализа необходимо предлагать тексты разных стилей. Но особенно важна
работа с публицистическим текстом, т. к. при его анализе можно выражать не
только мысли, но и чувства, проявляя при этом себя как личность, наделенную
даром не только увидеть, понять, почувствовать, но и с помощью слова по-своему
выразить это восприятие.
Комплексная работа с художественном текстом на уроках языка предполагает
проведение в ходе исследовательской деятельности учащихся
наблюдений над особенностями употребления изобразительно-выразительных средств
языка в тех “безукоризненных образцах”, какими являются произведения русской
классики, выявление закономерностей использования языковых единиц в речи.
Именно внимание к языку художественных произведений – это как раз то, что помогает
воспитывать любовь к слову. Комплексная работа с текстом - это
многоаспектная деятельность, включающая сначала вопросы и задания, направленные
на осмысление содержания, связанные с читательским восприятием текста как
речевого произведения, затем – задания речеведческого характера, включающие
такие понятия как “текст”, “стиль”, “тема”, “основная мысль”, основные средства
связи между предложениями. За речеведческими заданиями следуют задания
языкового характера по фонетике, лексике, грамматике. И, наконец, -
вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды
разбора.
Задача учителя – правильно
организовать на уроке ту речевую среду, которая поможет детям почувствовать
гармонию и красоту русской речи.
Таким образом, речеведческое осмысление слова – это путь от слова в словаре
через слово в художественном тексте к слову своему собственному: “ …всякое
слово существует для говорящего в трех аспектах: как нейтральное и никому не
принадлежащее слово языка, как чужое слово других людей, полное отзвуков чужих
высказываний, и, наконец, как мое слово, ибо, поскольку я с ним имею дело в
определенной ситуации, определенным речевым намерением, оно уже проникает моей
экспрессией”. Результатом процесса речеведческого осмысления слова являются творческие
работы учащихся, которые становятся более совершенными и грамотными у
одиннадцатиклассников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.