Министерство образование и науки РД
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ахтынская начальная общеобразовательная школа №2350 при в/ч»
Доклад на тему:
«Современный урок в начальной школе
в соответствии с требованиями ФГОС»
Подготовила
Мейланова И.А.,
учитель начальных классов
МКОУ «АНОШ при в\ч 2350»
2019г.
Если мы будем учить сегодня
так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюн
Что же для нас современный урок? Каждый учитель имеет
на этот счет свое совершенно твердое мнение. Полностью я согласна с
обоснованием понятия СОВРЕМЕННОГО УРОКА Сониной М.Н. и считаю полезным
процитировать её взгляд на эту тему. Сонина М.Н. пишет: «Урок можно назвать
современным, если он:- рассматривает ученика и его личностное развитие как
главную цель; - учит анализировать, рефлексировать, обобщать личный социальный
опыт учащихся;-учит работать не только с адаптированными текстами, а с
разнородной, разноплановой информацией, учит структурировать и критически
оценивать её; - учит самостоятельно ставить цели и задачи, оказывает помощь и
поддержку в саморазвитии, в формировании личностной траектории; - учит ставить,
задавать вопросы, стимулирует поиск ответов на них (именно с проблемы или
вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия обычно начинается
мышление);- учит использовать теоретические знания для решения задач
практической деятельности, действовать по образцу и в измененной ситуации;-учит
формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, одновременно прививая
толерантность к иному мнению;-готовит к непрерывному продолжению образования,
поиску новой информации; учит различным социальным ролям, прививает нормы и
ценности различных ролевых наборов;- стимулирует обучающегося стремиться к
объективному контролю, не скрывая своего незнания».
Современный
урок - прежде всего, общение учителя с каждым ребенком в
отдельности и со всеми вместе. Психологами давно замечено, что
знания, не имеющие эмоционально-духовной нагрузки, ребенком не усваиваются.
Современный урок-это определенная атмосфера совместной деятельности. «Расскажи мне и я забуду,
покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму» ,- гласит
древняя китайская мудрость. Психологи считают, что больше информации
усваивается из практических действий и деятельности.
С поступлением в школу ребенок впервые начинает
заниматься значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения
учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией -
ролью ученика, школьника.
Современные дети значительно отличаются от тех, для
которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь
изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
- резко возросла информированность;
- современные дети относительно мало читают, особенно
классическую художественную литературу;
- не сформировано произвольное поведения, мотивационной
сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
И в
настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи
переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос : «Как
обучать в новых условиях?»
Ответственность учителя начальных классов всегда была
исключительной, но в условиях введения федерального государственного
стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает.
В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое
сопровождение образовательного процесса в начальной школе. Школа становится не
столько источником информации, сколько учит учиться. Учитель не проводник
знаний, а личность, которая обучает способам творческой деятельности,
направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, меняется подход к
современному уроку. Урок должен отражать владение классической структурой
на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его
построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его
подачи, тренинга.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная
деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на
уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной
дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной
и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот
уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока
постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и
развязкой подобно любому произведению искусства, сделать так, чтобы урок
вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить.
Всё, что происходит на уроке, вызывало бы у детей искренний интерес,
подлинную увлеченность, формировало бы их творческое сознание.
Урок - целостная система. Рождение любого урока начинается
с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели- чего учитель
хочет добиться; затем установления средства –что поможет учителю в достижении
цели, а уж затем определения способа- как учитель будет действовать, чтобы цель
была достигнута. Цель урока в современной школе должна отличаться
конкретностью, с указанием средств её достижения и её переводом в конкретные
дидактические задачи. Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности
и отвечают современным требованиям к образованию.
Особенности современного урока
Современный урок – урок актуальный для настоящего
времени.
Современный урок-урок действенный, имеющий непосредственное
отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества и государства.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока.
- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в
совместной деятельности детей и учителя.
- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно
совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве
субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли
цели и никогда не выступая в роли средства.
Ресурсы современного урока
Человеческие методические и технологические ресурсы.
Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между
собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик,
родители (Слайд 5). Методические ресурсы включают в себя формы,
технологии, содержание, приемы, методы обучения Технологические ресурсы - это
технологии обучения; проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение,
модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии
Модели современного урока:
традиционная и инновационная
Традиционная включает в себя следующие компоненты:
триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения,
методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь
делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты:
ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем,
разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт
деятельности.
Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной
педагогики, которая продолжает иметь место в современном образовательном
процессе и инновационной педагогике
Тенденции развития современного урока включают в себя
формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение
новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное
проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения,
применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения,
свобода в выборе структуры урока.
Характеристика современного урока.
Современный урок включает в себя компоненты
содержания : знания, умения, навыки, творческую деятельность,
эмоционально-ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный
характер; создание условий для формирования компетенций ребенка;
самостоятельную работу ученика, а не учителя, практический,
деятельностный подход; использование образовательных технологий
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа чем
уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей
собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование
следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребенка, т.е.
личностные результаты, межпредметные умения, которые формируют у учащихся
подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец,
непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной теме
урока.
Виды универсальных учебных действий формируемых на
уроке в начальной школе: личностные, познавательные, коммуникативные (Слайд16)
Личностные :
- обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание
моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость,
ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами
(вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект
своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой
смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные:
- обеспечивают младшему школьнику организацию учебной
деятельности;
- целеполагание как способность принять учебную
задачу на основании того, что уже известно и усвоено и того, что ещё
неизвестно;
- планирование как способность самостоятельно
определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа
действия и его результата с заданными эталонами;
- само регуляция как способность начинать и
заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять
промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что
уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень
усвоения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой
или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать
решение, брать ответственность на себя.
Познавательные:
- включают действия исследования, поиска и отбора
необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого
содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Структура урока в начальных классах (Слайд
17)
I этап. Организация класса (оргмомент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений
(повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового
материала)
IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных
задач)
V этап. Рефлексия. Итог урока
Основные типы уроков остаются
прежними, но в них внесены изменения. (Слайд18)
1.Урок изучения нового - традиционный (комбинированный),
лекция, экскурсия, исследовательская работа и трудовой практикум. Имеет целью
изучение и первичное закрепление новых знаний.
2.Урок закрепления знаний – практикум, экскурсия,
лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений
по применению знаний.
3.Урок комплексного применения знаний – практикум,
лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно
применять знания в комплексе, в новых условиях.
4.Урок обобщения и систематизация знаний- семинар,
конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в
систему.
5.Урок контроля, оценки и коррекции знаний- контрольная
работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень
овладения знаниями, умениями и навыками.
Итак, подведём итог, что же характерно для современного
урока?
(слайд 19) Цель – готовность к саморазвитию. Она включает в
себя:
- умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим
способностям;
- умение ставить перед собой цель, принимать решения;
- умение самостоятельно находить выход из нестандартной
ситуации;
- умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
- умение адекватно оценить свои действия, выявить недочеты
скорректировать дальнейшую работу;
- умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Другими словами, если раньше ребенок выступал в роли
пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать
исследователем, который умеет добывать знания, работая в группе с другими
детьми самостоятельно.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество
профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё
и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно
- воспитательного процесса в школе не могут существовать. (Слайд 20)
Многое зависит от желания и характера учителя и от уровня
его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и
не боится перемен, начнет делать первые уверенные шаги в новых условиях, он
сможет добиться желаемых результатов в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в
основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.
Профессия учителя одна из самых важных и сложных, ведь
учитель не только даёт знания. Огромных душевных сил стоит разглядеть в каждом
своём ученике «золотое зёрнышко» и помочь ему прорасти. Пусть каждый учитель
получает отдачу от своих учеников! Пусть всегда будут силы и желание
заходить в класс с улыбкой! Желаю хорошего здоровья, душевного равновесия
и педагогических побед!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.