Доклад на тему:Реализация компетентностного подхода на уроках математики.
Оценка 4.9

Доклад на тему:Реализация компетентностного подхода на уроках математики.

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
математика
10 кл—11 кл
22.01.2020
Доклад на тему:Реализация компетентностного подхода на уроках математики.
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Ибрагимова.docx

 

Калиновский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

Республики Крым

«Джанкойский профессиональный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д О К Л А Д

 

на тему: Реализация компетентностного подхода на уроках математики.


 

 

                                                                  Подготовил преподаватель математики

                                                                   Ибрагимова Анифе Ришатовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          2020 г.

 

Реализация компетентностного подхода на уроках математики.
(из опыта работы)


                 Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. 

                 Для себя я решила, что воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от меня, применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. 

                Изучив литературу по компетентностному подходу, я выделила следующие принципы методики обучения:

1.     Весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач, выраженных в форме компетенций.

2.     Обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации. 

3.     Обучающимся должна быть предоставлена возможность развивать компетенцию, которая получила название «учиться тому, как нужно учиться», то есть нести ответственность за собственное обучение.

4.     Индивидуализация обучения: предоставление каждому обучающемуся возможность осваивать компетенции в индивидуальном темпе.


                 Прежде чем приступить к реализации компетентностного подхода я поставила перед собой вопрос: «Что должна уметь я, чтобы успешно его реализовать?»

  • успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами обучающихся;
  • планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
  • привлекать для обсуждения прошлый опыт обучающихся;
  • оценивать достижения обучающихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Кроме того, я понимаю, что:

  • стабильности в мире больше уже не будет, нужно быть готовым к любым неожиданностям;
  • моя главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих обучающихся, и поэтому родители обучающихся – самые верные мои союзники;
  • Планируя организацию учебного процесса и методы, всегда помню, что мы запоминаем:
  • 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими.

Собственную деятельность выстраиваю на основе структуры методической деятельности и структуры урока с позиции компетентности. Основу содержания моей деятельности составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. 

Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения: я не транслирую цель урока, а создаю условия, включающие каждого обучающегося в процесс целеполагания. В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация обучающегося на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. 

Наиболее эффективным приемом для моих уроков является создание проблемной ситуации с помощью демонстрационного и фронтального эксперимента, математического парадокса, яркого примера природного феномена.

Целенаправленная системная работа дает результат. При выполнении творческих реферативных работ, проектов, микроисследований математических явлений умеют выделить главное и определить цель. 

Вторым элементом методической структуры компетентностного урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. В структуре традиционного урока самостоятельная деятельность понимается как выполнение обучающимися того или иного задания, определяемого преподавателем. В компетентностном уроке самостоятельная работа приобретает качественно новый смысл. Это работа, спланированная обучающимся для достижения его образовательной цели, ее можно называть продуктивной, так как результат ее, продукт (способы действий, знания, умения), лично создается обучающимся. 

Математика – точная наука. В своей работе использую метод проектов. При применении метода проектов у обучающихся вырабатывается способность отличить истину от лжи, и привычка не верить «всему подряд». При выполнении проекта ложная информация, экспериментально не подтвердившись, будет отсеяна. Выполняя работу по реализации проекта, обучающийся будет применять знания по всем предметам, следовательно, повышается мотивация обучения всех предметов, и наиболее полно реализуются межпредметные связи в обучении.

Данный метод позволяет изучить те разделы математики, которые сейчас изъяты из программы. 

Ведущая роль на уроке в обучении принадлежит обучающемуся, моя задача как преподавателя — обеспечить условия, в частности, предоставить обучающимся выбор средств обучения, способов действия и форм работы. В обучении математике предлагаю все источники информации: учебник и справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, средства Интернет, электронный учебник или план — презентацию урока.

Считаю, что важным моментом в подготовительной работе преподавателя к уроку является подготовка материалов для самоконтроля и закрепления обучающимися знаний. В своей работе в качестве таких материалов использую готовые дидактические разработки, предлагаемые в учебно-методическом комплекте, тесты, часть материалов разрабатываю на дифференцированной основе по уровню сложности в соответствии с существующими требованиями к оценке знаний. 

Предъявление обучающимися новых знаний происходит в разных формах: устное сообщение, ответ преподавателю, рассказ в группе, составленный опорный конспект, структурная схема или таблица, рисунки и др., часто обучающимся предлагаю творческие, нестандартные формы: «Реклама постоянной величины», математические загадки, кроссворды.

На уроке решения задач обучающиеся не копируют готовые решения с доски, а занимаются поиском алгоритма решения задач, а затем применяют его самостоятельно. Обучающиеся могут приступать к самостоятельному решению  задач.
Последним элементом методической структуры урока является рефлексия. В структуре традиционного урока рефлексия, как отдельный этап не присутствовала, так как деятельность педагога была ведущей, и всю ответственность за образовательный результат брал на себя учитель. В новой позиции ответственность за результат в большей степени я делегирую обучающемуся. 

Рефлексию осуществляю не только в конце урока, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. В моем понимании она должна не только зафиксировать результат, но и выстроить смысловую цепочку. 

В своей работе использую следующие виды рефлексии:

1.     рефлексия настроения и эмоционального состояния 

2.     рефлексия деятельности 

3.     рефлексия содержания учебного материала 
Рефлексию настроения и эмоционального состояния провожу в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности применяю на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает мне возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». 

Рефлексию содержания учебного материала использую для выявления уровня осознания содержания учебного материала: 
-прием незаконченного предложения, 
-подбор афоризма, 
-рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  
-прием анализа субъективного опыта.

В конце урока каждый обучающийся оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.     сегодня я узнал… 

2.     было интересно… 

3.     было трудно… 

4.     я выполнял задания… 

5.     я понял, что… 

6.     теперь я могу… 

7.     я почувствовал, что… 

Для подведения итогов урока использую упражнение «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно. 
Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. 
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке: 
-информация и формы работы,  
-положительные эмоции, 
-практическая значимость
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке:
-скучно, 
-вызвало неприязнь, 
-осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. 
В графу «И» - «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю. Это упражнение позволяет мне взглянуть на урок глазами обучающихся, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого обучающегося. Для обучающихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Формирование основ ключевых компетенций происходит и во внеурочной деятельности обучающихся. Основными формами такой моей работы в рамках предмета являются:

  • участие в интеллектуальных играх
  • участие в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня;
  • проектная деятельность в урочной и внеурочной работе.

Работа в предметных секциях в рамках профильного лагеря, где обучающиеся получают возможность не только полноценно отдохнуть в каникулярное время, но и повысить свой интеллектуальный уровень. Избрав тему исследования, обучающиеся объединяются в творческие разновозрастные группы и занимаются углубленным изучением предмета методом проектов («Таксис у растений», «Почему стучат колеса вагонов?», «Будущее автомобилей», «Волшебные свойства воды» и т.д.)
Такой подход к организации учебной деятельности обучающихся позволил мне усилить их познавательную активности на уроках и дома. Знания и, в особенности, умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. 
Мне удалось включить в активную познавательную деятельность всех обучающихся вне зависимости от их уровня интеллекуального развития, повысить их интерес к предмету. Осуществляя поэтапный контроль и коррекцию знаний обучающихся, приучила их к самооценке результатов своего труда.
Реализация компетентностного подхода на уроках физики нацеливает обучающегося и преподавателя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности. 


 

Скачано с www.znanio.ru

Калиновский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

Калиновский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

Реализация компетентностного подхода на уроках математики

Реализация компетентностного подхода на уроках математики

Кроме того, я понимаю, что: стабильности в мире больше уже не будет, нужно быть готовым к любым неожиданностям; моя главная задача – обеспечить максимум успеха…

Кроме того, я понимаю, что: стабильности в мире больше уже не будет, нужно быть готовым к любым неожиданностям; моя главная задача – обеспечить максимум успеха…

При выполнении проекта ложная информация, экспериментально не подтвердившись, будет отсеяна

При выполнении проекта ложная информация, экспериментально не подтвердившись, будет отсеяна

В своей работе использую следующие виды рефлексии: 1

В своей работе использую следующие виды рефлексии: 1

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке: -скучно, -вызвало неприязнь, -осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для…

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке: -скучно, -вызвало неприязнь, -осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020