НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Важнейшая функция обучения – воспитание у учащихся положительного отношения к знаниям и к самому процессу учения, развитие познавательных потребностей и интересов. Чтобы добиться её реализации, необходимо использовать всё многообразие стимулов, содействующих развитию у учащихся нового критического и исследовательского отношения к изучению учебных предметов. В содержании обучения – это новизна, яркость, парадоксальность фактов, идей, теорий; раскрытие достижений современной науки и культуры; логическая стройность и красота теории. Обеспечить такое содержание обучения невозможно без привлечения инновационных процессов в образование, актуальность которых определяется необходимостью повышения качественного уровня воспроизводства интеллектуального и профессионального потенциала общества. Так как основы развития думающей, самостоятельной личности закладываются ещё в средней школе, то процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися как нельзя лучше подходит для реализации этой задачи.
Что же такое научно-исследовательская деятельность? На что она направлена? Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на развитие у учащихся исследовательского типа мышления, на получение учащимися новых объективных научных знаний. Главное здесь не овладение новыми неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть использованы в исследовании по любой теме. При всей ответственности педагога за качество планируемой работы по исследованию, необходимо знать, что исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Руководитель только советует и ориентирует учащегося в целом море информации.
При проведении научного исследования по предмету необходима определённая подготовка к ней как учащегося, так и педагога. Педагог должен быть, во-первых, готов к нововведениям, должен испытывать стремление, потребность внедрять что-то новое; во-вторых, он должен обладать знаниями и практическими умениями реализовать новые способы и формы осуществления исследовательского подхода, так как именно на него ложиться основная доля ответственности.
Итак, первым звеном в проведении исследования является тщательная подготовка к нему преподавателя и учащегося. Подготовка к проведению научного исследования имеет несколько этапов. Первоочередной задачей является чёткое определение объектной области исследования (сферы науки, в которой будет проведено исследование), объекта исследования (определённого явления, которое порождает проблему, которая будет решаться в процессе исследования) и предмета исследования (той части объекта, где будет проведено исследование).
Далее, самым сложным для преподавателя и учащегося является определить тему исследования в рамках данного учебного предмета, и здесь необходимо помнить, что тема не должна носить слишком масштабный сложный характер. Она должна представлять интерес как для учащегося, так и для преподавателя, а также она должна быть реализуема при тех возможностях и знаниях, которыми обладают и преподаватель и учащийся.
Следующим шагом при подготовке к исследованию является обоснование актуальности, т.е. необходимости изучения данной темы, с обязательным указанием на наличие проблемы в этой области науки. Проблему необходимо представлять, как некую противоречивую ситуацию, которую необходимо разрешить в ходе исследования.
Перед проведением исследования важно тщательно подобрать и изучить научную литературу по теме. Ознакомление с теоретическими источниками можно проводить в разных формах конспектов, но один из самых приемлемых – это нужную информацию записывать на карточках или хранить её в файлах компьютера в одной папке под названием работы. При изучении литературы материал не нужно списывать, его нужно анализировать и сопоставлять.
В результате изучения литературы важно определить гипотезу исследования, т.е. научно обоснованное предположение, а также цели и задачи данной исследовательской работы. Цель должна обязательно выходить на конечный результат, к которому будет идти учащийся в ходе своего исследования, а задачи должны указывать на теоретические и практические достижения, полученные в ходе работы.
Когда исследование будет реализовано и будет проведён анализ полученных результатов, необходимо грамотно зафиксировать весь процесс в рамках научного изложения и правильно оформить работу, обращая особое внимание на титульный лист, оглавление, оформление введения и т.д. Оформление результатов исследования – один из самых трудных этапов работы. Как приложение к печатному тексту, можно подготовить компьютерную презентацию для большей наглядности содержания исследования при его публичной защите на итоговой конференции научно-исследовательских работ учащихся.
Одним из самых ответственных моментов при представлении результатов исследования является его публичная защита, которая требует от учащегося-докладчика ясной и грамотной речи. Он не должен говорить быстро и тихо. Ему необходимо грамотно аргументировать свой доклад и уметь обоснованно отвечать на вопросы членов комиссии после его доклада. Таким образом, преподаватель должен не только научить учащегося вести исследование, но и должным образом представлять его на публике. Без учёта этих шагов успех исследования не будет достигнут и научно-исследовательская работа не получит должной оценки у членов комиссии.
Необходимо помнить, что базовой характеристикой педагога-руководителя исследованием учащихся является наличие у него педагогической умелости, под которой понимается достаточно хорошее владение системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в совокупности позволят ему осуществить научно-исследовательскую работу с учащимся на грамотном профессиональном уровне и добиться успешных результатов.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что на сегодняшний день научно-исследовательская работа учащихся как инновационное направление в системе старшей ступени средней общеобразовательной школы представляет собой широкий фронт для творческого поиска, но её проведение оправдывает себя, так как даёт возможность дополнительно мотивировать учащегося не только на изучение предмета на уроке, но и на его дополнительное познание в условиях самообразования вне школьных стен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.