Обучение смысловому чтению правил на уроках русского языка
Логинова Евгения Евгеньевна,
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ СОШ № 39 пос. им. Воровского
Цели выступления: познакомить педагогов с технологией продуктивного чтения, научить понимать, запоминать и использовать текстовую информацию.
Задачи:
- показать на практике этапы урока, разработанные посредством технологии продуктивного чтения;
- показать эффективность применения технологии продуктивного чтения в работе над повышением качества образовательного процесса.
Мотивационное начало
Посмотрите на фотографию. Что вы видите? (билет) Предположим, что вам подарили этот билет и сказали, что вы идёте на новогоднюю ёлку. Вы рады?
Сможете ли вы попасть на это новогоднее представление? Докажите.
Что помогло вам определить то, что вы не сможете попасть на это представление? (театр находится в Санкт-Петербурге, просроченная дата)
Что вы сделали для того, чтобы получить необходимую вам информацию? (читали)
А как вы читали? (внимательно, вдумчиво) То есть продуктивно.
Представление технологии
Тема моего выступления «Как научить читать и понимать тексты правил».
Вы спросите, почему я выбрала именно эту тему? Все просто. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет находить ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
По-настоящему системным и универсальным, на мой взгляд, является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской.
Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Цель технологии – формирование читательской компетенции школьника.
Главной задачей достижения цели является формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста, что способствует одновременному развитию интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
Что такое полное понимание текста? Это вычитывание трёх видов текстовой информации:
1) фактуальной – о чем в тексте сообщается в явном виде;
2) подтекстовой – о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»;
3) концептуальной – основная идея текста, его главные смыслы.
Существует алгоритм изучения текстов правил и определений изучающим чтением:
- определить, из скольких смысловых частей состоит текст;
- задать вопрос/вопросы к каждой части текста, обращая внимание на выделенные ключевые слова;
- записать вопросы последовательно, пронумеровать их так, чтобы получился план текста;
- пересказать текст с опорой на план и ключевые слова;
- представить текстовую информацию в виде схемы, рисунка, опорного конспекта (по выбору).
При подготовке учителя к проведению урока чтения учебно-научного текста я предлагаю следующий план действий:
1) выберите текст для чтения на уроке;
2) проанализируйте название и содержание параграфа учебника, запишите вопрос, на который предполагается получить ответ на уроке;
3) прочитайте текст правила (определения) изучающим чтением, выделите в нем все уровни информации: фактуальную, подтекстовую и контекстуальную;
4) определите место и роль данного текста на уроке: на каком этапе урока он может быть использован и с какой целью;
5) сформулируйте задание для работы с текстом до чтения (предложите детям проанализировать название параграфа, а затем высказать предположение о содержании текста, определить количество частей, выделить ключевые слова и др.;
6) сформулируйте задание, которое нужно выполнить во время изучающего чтения (выделите в тексте места остановок во время чтения, чтобы задать вопросы автору, сделать комментарии, провести словарную работу, задайте вопрос к каждой части (абзацу) текста и др.);
7) предложите задание после прочтения текста (предложите вопросы на понимание подтекстовой информации, составление схемы текста, опорного конспекта, вторичного текста на основе данного и др.).
Демонстрация приемов использования технологии
Рассмотрим структуру урока русского языка по теме «Алгоритм проверки безударного падежного окончания имён существительных» с применением технологии продуктивного чтения.
1) Подбор текста для работы на уроке: «Определяю падеж имени существительного осиной. Для этого задаю вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной – творительный падеж. Определяю склонение: осина – имя существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание -а, т.е. это существительное 1 склонения. Подбираю имя существительное того же 1 склонения в том же творительном падеже с ударным окончанием (под сосно́й), значит в слове осиной надо писать окончание -ой».
2) Цель работы с текстом – научить детей проверять безударное падежное окончание имени существительного.
3) Указываю, какова самая главная и сложная для восприятия учеников информация в тексте:
- фактуальная: имя существительное, падеж, склонение, начальная форма, ударное окончание;
- подтекстовая: подбираю существительное того же склонения, в том же падеже;
- концептуальная (формулировка основной мысли): безударное окончание имени существительного можно проверить по ударному окончанию существительного того же склонения и того же падежа.
4) Определение места текста на уроке: объяснение нового материала.
5) Работа с текстом до чтения.
Формулирую задание для прогнозирования учениками содержания прочитанного, для облегчения восприятия сложной информации, для мотивации к чтению – вставить пропущенные падежные окончания в словах к земл_, под скамейк_, на окн_, у дорог_.
Задаю вопросы:
– Легко ли было определить, какую букву писать в окончании существительных?
– В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему? (к земле, на окне – в данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук)
– В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему? (под скамейкой, у дороги – окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву)
– Каким образом можно определить безударное падежное окончание в данных словах?
6) Работа с текстом во время чтения.
– Прочитайте текст вслух, используя прием изучающего чтения в режиме подводящего диалога (заранее расставляю в тексте места для остановок в ходе чтения, чтобы задать вопрос автору (В), предположить ответ на это вопрос (О), проверить себя по тексту (П)).
Определяю падеж имени существительного осиной. (В: в каком падеже стоит существительное осиной? О: предполагаемые ответы учащихся) Для этого задаю вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной – творительный падеж. Определяю склонение (В: как определить склонение? О: ответы учащихся): осина – имя существительное женского рода, имеет в начальной форме (В: что значит начальная форма? О: ответы учащихся) окончание -а, т.е. это существительное 1 склонения. Подбираю имя существительное того же 1 склонения в том же творительном падеже с ударным окончанием (под сосно́й), значит в слове осиной надо писать окончание -ой (П: проверьте правильность своих рассуждений). |
Такая работа позволяет ученикам усвоить самую важную и сложную информацию текста.
7) Работа с текстом после чтения.
Вопросы на понимание подтекстовой информации:
– Предложите свои вопросы к прочитанному правилу. (Как правильно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударного падежного окончания имен существительных? Почему при проверке безударного падежного окончания имени существительного мы подбираем проверочные слова того же склонения?)
– Как проверить безударное окончание имени существительного?
Творческое задание: создайте алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
ü Определить склонение и падеж исходного имени существительного.
ü Подобрать имя существительное с ударным окончанием того же типа склонения и в том же падеже.
ü Написать правильное окончание в исходном имени существительном.
Выполнение первоначального задания «Вставить пропущенные падежные окончания в словах к земл_, под скамейк_, на окн_, у дорог_», используя разработанный алгоритм. Запишите в таблицу:
исходное существительное |
падеж |
начальная форма |
склонение |
проверочное слово |
окончание |
ответ |
|
под скамейк_й |
Тв. |
скамейка |
1 |
под сосно́й |
-ой |
под скамейкой |
|
у дорог_ |
Р. |
дорога |
1 |
у руки́ |
-и |
у дороги |
Вывод
Технология продуктивного чтения может быть эффективно применена не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, математики и русского языка. Умелая аналитическая работа ведёт к верному способу решения и ответу на поставленный вопрос. Вот почему мы говорим о единой для разных предметов технологии продуктивного чтения.
Список литературы
Е.А. Самойлова. Технология продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе// журнал «Начальная школа До и После» №8, 2012, с. 1-2
Авторский курс Е.В. Бунеевой. Технология продуктивного чтения на уроках по разным предметам в начальной и основной школе: развитие умений читать и понимать текст, работать с текстовой информацией.
В.Н. Кобзарь. Обучение школьников продуктивному чтению // http://festival.1september.ru/articles/101400/
Н.Е. Мишутина, Л.Л. Давыдова. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе// журнал «Управление начальной школой» №5, 2010, с. 19-34.
Образовательные технологии // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010.
О. Соболева. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст : пос. для учителей нач. классов / О. Соболева. – М.: Баласс, 2010.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.