Доклад "Обучение смысловому чтению правил на уроках русского языка"
Оценка 4.8

Доклад "Обучение смысловому чтению правил на уроках русского языка"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
русский язык
4 кл
02.04.2020
Доклад "Обучение смысловому чтению правил на уроках русского языка"
В этом докладе рассказывается о использовании технологии продуктивного чтения на уроках русского языка.
доклад ТПЧ Логинова Е.Е..docx

Обучение смысловому чтению правил на уроках русского языка

 

Логинова Евгения Евгеньевна,

учитель начальных классов высшей категории

МБОУ СОШ № 39 пос. им. Воровского

 

Цели выступления: познакомить педагогов с технологией продуктивного чтения, научить понимать, запоминать и использовать текстовую информацию.

Задачи:

- показать на практике этапы урока, разработанные посредством технологии продуктивного чтения;

- показать эффективность применения технологии продуктивного чтения в работе над повышением качества образовательного процесса.

 

Мотивационное начало

Посмотрите на фотографию. Что вы видите? (билет) Предположим, что вам подарили этот билет и сказали, что вы идёте на новогоднюю ёлку. Вы рады?

https://cache3.youla.io/files/images/780_780/58/62/58626cf4c979047402ccedf1.jpg

Сможете ли вы попасть на это новогоднее представление? Докажите.

Что помогло вам определить то, что вы не сможете попасть на это представление? (театр находится в Санкт-Петербурге, просроченная дата)

Что вы сделали для того, чтобы получить необходимую вам информацию? (читали)

А как вы читали? (внимательно, вдумчиво) То есть продуктивно.

 

Представление технологии

Тема моего выступления «Как научить читать и понимать тексты правил».

Вы спросите, почему я выбрала именно эту тему? Все просто. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет находить ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

По-настоящему системным и универсальным, на мой взгляд, является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской.

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Цель технологии – формирование читательской компетенции школьника.

Главной задачей достижения цели является формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста, что способствует одновременному развитию интереса к самому процессу чтения, потребности читать.

Что такое полное понимание текста? Это вычитывание трёх видов текстовой информации:

1) фактуальной – о чем в тексте сообщается в явном виде;

2) подтекстовой – о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»;

3) концептуальной – основная идея текста, его главные смыслы.

Существует алгоритм изучения текстов правил и определений изучающим чтением:

- определить, из скольких смысловых частей состоит текст;

- задать вопрос/вопросы к каждой части текста, обращая внимание на выделенные ключевые слова;

- записать вопросы последовательно, пронумеровать их так, чтобы получился план текста;

- пересказать текст с опорой на план и ключевые слова;

- представить текстовую информацию в виде схемы, рисунка, опорного конспекта (по выбору).

При подготовке учителя к проведению урока чтения учебно-научного текста я предлагаю следующий план действий:

1) выберите текст для чтения на уроке;

2) проанализируйте название и содержание параграфа учебника, запишите вопрос, на который предполагается получить ответ на уроке;

3) прочитайте текст правила (определения) изучающим чтением, выделите в нем все уровни информации: фактуальную, подтекстовую и контекстуальную;

4) определите место и роль данного текста на уроке: на каком этапе урока он может быть использован и с какой целью;

5) сформулируйте задание для работы с текстом до чтения (предложите детям проанализировать название параграфа, а затем высказать предположение о содержании текста, определить количество частей, выделить ключевые слова и др.;

6) сформулируйте задание, которое нужно выполнить во время изучающего чтения (выделите в тексте места остановок во время чтения, чтобы задать вопросы автору, сделать комментарии, провести словарную работу, задайте вопрос к каждой части (абзацу) текста и др.);

7) предложите задание после прочтения текста (предложите вопросы на понимание подтекстовой информации, составление схемы текста, опорного конспекта, вторичного текста на основе данного и др.).

 

Демонстрация приемов использования технологии

Рассмотрим структуру урока русского языка по теме «Алгоритм проверки безударного падежного окончания имён существительных» с применением технологии продуктивного чтения.

1) Подбор текста для работы на уроке: «Определяю падеж имени существительного осиной. Для этого задаю вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной – творительный падеж. Определяю склонение: осина – имя существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание -а, т.е. это существительное 1 склонения. Подбираю имя существительное того же 1 склонения в том же творительном падеже с ударным окончанием (под сосно́й), значит в слове осиной надо писать окончание -ой».

2) Цель работы с текстом – научить детей проверять безударное падежное окончание имени существительного.

3) Указываю, какова самая главная и сложная для восприятия учеников информация в тексте:

- фактуальная: имя существительное, падеж, склонение, начальная форма, ударное окончание;

- подтекстовая: подбираю существительное того же склонения, в том же падеже;

- концептуальная (формулировка основной мысли): безударное окончание имени существительного можно проверить по ударному окончанию существительного того же склонения и того же падежа.

4) Определение места текста на уроке: объяснение нового материала.

5) Работа с текстом до чтения.

Формулирую задание для прогнозирования учениками содержания прочитанного, для облегчения восприятия сложной информации, для мотивации к чтению – вставить пропущенные падежные окончания в словах к земл_, под скамейк_, на окн_, у дорог_.

Задаю вопросы:

– Легко ли было определить, какую букву писать в окончании существительных?

В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему? земле, на окне – в данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук)

В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему? (под скамейкой, у дороги – окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву)

– Каким образом можно определить безударное падежное окончание в данных словах?

6) Работа с текстом во время чтения.

– Прочитайте текст вслух, используя прием изучающего чтения в режиме подводящего диалога (заранее расставляю в тексте места для остановок в ходе чтения, чтобы задать вопрос автору (В), предположить ответ на это вопрос (О), проверить себя по тексту (П)).

 

Определяю падеж имени существительного осиной. (В: в каком падеже стоит существительное осиной? О: предполагаемые ответы учащихся) Для этого задаю вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной – творительный падеж. Определяю склонение (В: как определить склонение? О: ответы учащихся): осина – имя существительное женского рода, имеет в начальной форме (В: что значит начальная форма? О: ответы учащихся) окончание -а, т.е. это существительное 1 склонения. Подбираю имя существительное того же 1 склонения в том же творительном падеже с ударным окончанием (под сосно́й), значит в слове осиной надо писать окончание -ой (П: проверьте правильность своих рассуждений).

 

Такая работа позволяет ученикам усвоить самую важную и сложную информацию текста.

7) Работа с текстом после чтения.

Вопросы на понимание подтекстовой информации:

– Предложите свои вопросы к прочитанному правилу. (Как правильно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударного падежного окончания имен существительных? Почему при проверке безударного падежного окончания имени существительного мы подбираем проверочные слова того же склонения?)

– Как проверить безударное окончание имени существительного?

Творческое задание: создайте алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

ü Определить склонение и падеж исходного имени существительного.

ü Подобрать имя существительное с ударным окончанием того же типа склонения и в том же падеже.

ü Написать правильное окончание в исходном имени существительном.

Выполнение первоначального задания «Вставить пропущенные падежные окончания в словах к земл_, под скамейк_, на окн_, у дорог_», используя разработанный алгоритм. Запишите в таблицу:

исходное существительное

падеж

начальная форма

склонение

проверочное слово

окончание

ответ

 

под скамейк_й

Тв.

скамейка

1

под сосно́й

-ой

под скамейкой

у дорог_

Р.

дорога

1

у руки́

у дороги

 

Вывод

Технология продуктивного чтения может быть эффективно применена не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, математики и русского языка. Умелая аналитическая работа ведёт к верному способу решения и ответу на поставленный вопрос. Вот почему мы говорим о единой для разных предметов технологии продуктивного чтения.

 

Список литературы

Е.А. Самойлова. Технология продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе// журнал «Начальная школа До и После» №8, 2012, с. 1-2

        Авторский курс Е.В. Бунеевой. Технология продуктивного чтения на уроках по разным предметам в начальной и основной школе: развитие умений читать и понимать текст, работать с текстовой информацией.

В.Н. Кобзарь. Обучение школьников продуктивному чтению // http://festival.1september.ru/articles/101400/  

Н.Е. Мишутина, Л.Л. Давыдова. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе// журнал «Управление начальной школой» №5, 2010, с. 19-34.

Образовательные технологии // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010.

О. Соболева. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст : пос. для учителей нач. классов / О. Соболева. – М.: Баласс, 2010.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Обучение смысловому чтению правил на уроках русского языка

Обучение смысловому чтению правил на уроках русского языка

Главной задачей достижения цели является формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста, что способствует одновременному развитию интереса к самому процессу чтения, потребности читать

Главной задачей достижения цели является формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста, что способствует одновременному развитию интереса к самому процессу чтения, потребности читать

Указываю, какова самая главная и сложная для восприятия учеников информация в тексте: - фактуальная: имя существительное, падеж, склонение, начальная форма, ударное окончание ; - подтекстовая:…

Указываю, какова самая главная и сложная для восприятия учеников информация в тексте: - фактуальная: имя существительное, падеж, склонение, начальная форма, ударное окончание ; - подтекстовая:…

Написать правильное окончание в исходном имени существительном

Написать правильное окончание в исходном имени существительном
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2020