муниципальная педагогическая конференция
«Эффективные практики управления и организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО»
Опыт реализации учебного предмета «Индивидуальный проект»
в 10 классе
Полякова Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы
Кемеровская область - Кузбасс
Тисульский МО
МБОУ Комсомольская СОШ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предполагает владение выпускниками средней школы навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, готовностью к самостоятельному поиску решения практических задач, применению различных методов познания. Наиболее эффективным способом развития перечисленных компетенций обучающихся является проектная деятельность, которая прочно вошла в учебный процесс, а также стала одной из обязательных форм итоговой аттестации.
Образовательные организации перешли на ФГОС среднего общего образования в 2020/21 учебном году, и во всех школах страны появился новый предмет – «Индивидуальный проект», который изучается в 10-11 классах. О том, что индивидуальный проект появится в школьной программе, было известно еще в 2012 году, когда утверждался ФГОС среднего общего образования. «Учительская газета» писала, что он должен стать вершиной всего обучения в школе. Уже тогда началась разработка нормативной базы для преподавания нового предмета.
Задача учебного курса «Индивидуальный проект» - обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО индивидуальный проект:
- входит в обязательную часть учебного плана среднего общего образования;
- реализуется в объеме 68 часов в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом;
- выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме.
Индивидуальный проект должен отвечать интересам и образовательным потребностям каждого конкретного учащегося. Это означает, что школа должна предложить старшеклассникам широкий перечень тем проектов, обеспечить их тьюторским сопровождением и ресурсной базой. Проект может быть профориентационным и выполняться в рамках практически любого профиля — технологического, гуманитарного, социально-экономического и других. Школа может организовать преподавание нового предмета силами учителей, а может привлечь социальных партнеров — организации профессионального и дополнительного образования, в том числе кванториумы (площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, где дети учатся по принципу проектного обучения: от теории сразу к практике), научные институты, предприятия из сферы бизнеса.
Основа нормативной базы для введения нового предмета — это, прежде всего, ФГОС и примерная основная образовательная программа. Важно, что если в основной школе ученики выполняют проекты и исследования, опираясь на учебные предметы, то в старшей школе проекты и исследования становятся межпредметными и полидисциплинарными. Старшеклассник самостоятельно формулирует предпроектную идею, ставит цели, описывает ресурсы, определяет критерии успешности проекта. Вести курс «Индивидуальный проект» может любой учитель. У каждого выпускника школы в аттестате будет стоять оценка за индивидуальный проект и указана его тематика.
Поскольку курс «Индивидуальный проект» - новый, по нему практически нет методических материалов. Исключение составляет учебное пособие «Индивидуальный проект. 10-11 классы», выпущенное издательством «Просвещение» в серии «Профильная школа». Автор пособия - Половкова Марина Вадимовна. К нему прилагается примерная рабочая программа. Издательством «КАРО» (г. Санкт-Петербург) выпущена «Рабочая тетрадь», которая содержит материалы, направленные на формирование системных представлений и опыта применения методов и технологий проектной деятельности.
В пособии курс разделен на 8 модулей:
культура исследования и проектирования;
самоопределение;
замысел проекта;
условия реализации проекта;
трудности реализации проекта;
предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ;
дополнительные возможности улучшения проекта;
презентация и защита индивидуального проекта.
В пособии приводятся примеры исторических и современных проектов, один из которых — строительство Крымского моста.
В МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» курс «Индивидуальный проект» изучается в течение одного года в 10 классе. Программа дана в объёме 68 часов, защита проекта происходит в 10 классе.
Переход к ФГОС 9-х классов с обязательной подготовкой и защитой индивидуального проекта выявил некоторые проблемы в данной сфере. В процессе работы над проектом некоторые учащиеся не в полной мере овладели культурой проектной деятельности. И такая ситуация была вполне предсказуема: не у каждого учащегося есть способности к исследованию и интерес к проектированию, но при этом данные формы деятельности становятся обязательными для всех. Некоторые учащиеся поначалу воспринимали проект как реферат, забывая о продукте. Возникали сложности с определением актуальности темы, формулированием целей и задач, отбором методов и планированием работы, даже оформление текста у некоторых учащихся вызывало трудности. Хотя большинство недочетов исправлялось до представления проекта к защите, но такая ситуация позволила сделать вывод о характере работы и задачах при реализации нового учебного курса «Индивидуальный проект»
Что необходимо для успешной реализации данного учебного предмета? Школа должна
1) сформировать у обучающихся навыки исследовательской деятельности;
2) предложить старшеклассникам широкий перечень тем проектов;
3) обеспечить тьюторское сопровождение;
4) создать ресурсную базу.
Итоговый индивидуальный проект строится на базе соответствующей образовательной технологии, которую важно освоить. В 2006 году в школе начала работать проблемная группа «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся», целью которой было включение учителей в проектно-исследовательскую, научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала педагога. Можно с уверенностью сказать, что педагоги имеют опыт работы над исследованием.
В 2009 году на базе школы было создано научное общество учащихся «Эврика». Ежегодным итогом работы общества является школьная конференция, на которой учащиеся разного возраста (включая и начальную школу) презентуют свои исследовательские проекты. Лучшие работы неоднократно были представлены на районных и региональных НПК.
Способность к проективной деятельности - одна из основополагающих характеристик человека, действующего в современном культурном пространстве. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена тем, что проектная технология имеет широкую область применения на всех уровня образования. Владение содержанием, технологией и логикой социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. Проектные технологии обеспечивают успешность и конкурентоспособность будущего специалиста.
Основа нормативной базы для введения нового предмета — это, прежде всего, ФГОС и примерная основная образовательная программа. Важно, что если в основной школе ученики выполняют проекты и исследования, опираясь на учебные предметы, то в старшей школе проекты и исследования становятся межпредметными и полидисциплинарными. Старшеклассник самостоятельно формулирует предпроектную идею, ставит цели, описывает ресурсы, определяет критерии успешности проекта. Вести курс «Индивидуальный проект» может любой учитель. У каждого выпускника школы в аттестате будет стоять оценка за индивидуальный проект и указана его тематика.
Поскольку курс «Индивидуальный проект» – новый, к нему практически нет методических материалов. Исключение составляет учебное пособие «Индивидуальный проект. 10-11 классы», выпущенное издательством «Просвещение» в серии «Профильная школа». Автор пособия – Половкова Марина Вадимовна. К нему прилагается примерная рабочая программа. Издательством «КАРО» (г. Санкт-Петербург) выпущена «Рабочая тетрадь», которая содержит материалы, направленные на формирование системных представлений и опыта применения методов и технологий проектной деятельности.
Таким образом, реализация программы нового учебного курса «Индивидуальный проект» имеет ряд особенностей. Данный предмет призван восполнить недостаток опыта работы обучающихся в области проектной или исследовательской деятельности, обеспечить их подготовку к разработке и реализации собственных итоговых проектов. В этом заключается практическая значимость предмета для обучающихся и основная мотивация к освоению данного курса. Так как данный курс является метапредметным, учитель должен обладать определенными педагогическими компетенциями, выходящими далеко за рамки его основного предмета. Из новизны предмета вытекает другая особенность – недостаточное методическое обеспечение курса, отсутствие полноценного учебно-методического комплекса.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.