ДОКЛАД
Организация адресной помощи
слабоуспевающим и неуспевающим
школьникам на уроках.
Автор: Ратынская Нина Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №537 Московского района
г. Санкт-Петербург
2022 год
План выступления.
1. Вступление и используемые термины__________________________________3
2. Каких школьников можно отнести к слабоуспевающим/неуспевающим_____4
3. Как организовать адресную помощь слабоуспевающим/неуспевающим_____6
4. Какие приемы можно использовать при работе со слабоуспевающими /неуспевающими на уроках русского языка и литературы (из личного опыта учителя русского языка)_____________________________________________10
5. Заключение________________________________________________________12
6. Использованная литература___________________________________________14
7. Приложение 1
8. Приложение 2
Вступление.
Проблема учебной неуспешности школьников является традиционной для системы образования. В педагогике и психологии накоплен колоссальный опыт по изучению факторов, влияющих на успешность школьного обучения, о причинах, разного рода трудностей, возникающих в обучении и проявляющихся в низких результатах успеваемости школьников, о возможных способах выявления причин трудностей в обучении, их психолого-педагогической коррекции и основных направлениях профилактики школьной неуспеваемости.
В этом выступлении я изложу основные факторы неуспеваемости, типы неуспевающих и возможные способы/приемы организации работы с неуспевающими разных типов и подтипов.
Используемая психолого-педагогическая терминология
· Адресная работа – превентивная система мер, направленная на коррекцию, профилактику или развитие умений, навыков, реализуемая посредством специально разработанных программ в индивидуальной или групповой форме.
· Организационный механизм – специально построенная, обоснованная логическая последовательность управленческих действий и методов по реализации функций и принципов управления качеством образования, положенной на организационную структуру управления. • Условие реализации адресной работы – освоение и применение педагогами психолого-педагогических (в т.ч. инклюзивных) технологий.
· Педагогическая технология – это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса.
· Профилактика - специальный вид деятельности педагогических работников, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы.
· Коррекция – обоснованное психолого-педагогическое воздействие, направленное на изменение способов поведения и каких-либо индивидуально-психологических особенностей личности, вызывающих ее дезадаптацию к среде
1. Каких школьников можно отнести к слабоуспевающим/неуспевающим
Идентификация неуспеваемости школьников чаще всего строится на основании формального показателя - результатов учебной деятельности школьника, которые много ниже требований учебного процесса. Какие же признаки неуспеваемости обычно имеют в виду? Это ,чаще всего, не умеющие/не желающие учиться:
- не работают над систематизацией усваиваемых знаний;
- не устанавливают связей нового материала со старым (вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный, фрагментарный характер);
- не имеют сформированных способов и приемов учебной работы;
- обладают устойчивым неправильным подходом к учению (это приводит к интеллектуальной систематической недогрузке, что в свою очередь ведет к значительному снижению темпов умственного развития этих школьников и еще больше усиливает их отставание от одноклассников);
- обладают низким уровнем овладения такими психическими функциями как память, восприятие, воображение, а также неумением организовать свое внимание (как правило, на уроках неуспевающие школьники невнимательны, воспринимая учебный материал, они не стремятся воссоздать его в виде образов, картин).
Из всех классификаций неуспевающих по причинам неуспеваемости мне наиболее близка классификация, предложенная Н.И. Мурачковским (1967 г., 1971 г.). Представлю её в виде таблице 1, где раскрыт каждый тип и подтип неуспевающих, представлена информация о характерных признаках каждого подтипа и способах организации работы с каждым типом. По описанию каждого психотипа можно определить конкретно вашего неуспевающего /слабоуспевающего и отметить для себя, какие виды работ и направление деятельности использовать с конкретным учащимся.
Таблица 1
1тип |
2 тип |
3 тип |
|||
характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и положительным отношением к учению |
характеризуется высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению. |
учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности и беспечным или отрицательным отношением к учению при частично или полной утрате позиции школьника |
|||
низкая обучаемость, слабое развитие мыслительных процессов анализа, синтеза, обобщения и др |
имеют хорошую подготовку и желание учиться. Однако на них отрицательно влияет то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится |
характерна низкая обучаемость. Недостаточность мыслительной деятельности приводит к отсутствию критичности при выполнении учебных заданий. Трудности при усвоении знаний, не владеют учебными приемами, беспечно относятся к учению, к результатам своей деятельности, узость их мышления: в процессе познавательной деятельности они не выходят за пределы прочно усвоенных обиходных понятий |
|||
испытывают затруднения при необходимости усвоения учебного материала, используя главным образом репродуктивный подход к решению мыслительных задач |
Избегают активной умственной работы на уроках и при подготовке домашних заданий по тем предметам, которые требуют от них особенно больших умственных усилий и напряжения |
Особенные трудности они испытывают в запоминании учебного материала, что вызвано отсутствием установки на запоминание в связи с нежеланием учиться и крайне низким уровнем развития мышления |
|||
Темп работы класса им не под силу, поэтому выполняют все наспех, небрежно |
Не проявляют склонности к труду, профессиональные интересы не развиты |
||||
Они подчиняются требованиям коллектива и устанавливают с ним хорошие отношения. |
Находятся вне классного коллектива, часто конфликтуют с одноклассниками |
Постоянно испытывают неудовлетворенность своим положением в классе |
|||
1 подтип (33%) |
2 подтип (67%) |
1 подтип (36%) |
2 подтип (64%) |
1 подтип (35%) |
2 подтип (65%) |
Стремятся компенсировать неуспех в учебной работе с помощью какой-либо практической деятельности, не связанной с учением, имеют адекватную самооценку |
Стремятся избегать всяких трудностей в учебной работе. Имеют малый запас представлений об окружающем мире. Их основной недостаток — ярко выраженная мыслительная пассивность. Нежелание осуществлять интеллектуальное напряжение компенсируют списыванием, подслушиванием, обманом учителей и родителей. |
Компенсируют интеллектуальной деятельностью, которая не связана непосредственно с учением в школе. Направленность на будущее определяется характером той деятельности, с помощью которой компенсируется неуспех в учении |
Неуспех в учении и неблагоприятное положение в коллективе компенсируют тем, что ищут возможность установить связи с каким-то другим неформальным коллективом. Действуют в направлении удовлетворения интересов и склонностей, имеющих отрицательную, асоциальную направленность. Часто теряют позицию ученика, грубо нарушают дисциплину в школе и имеют плохую репутацию вне школы. Очень часто эти дети находятся на внутреннем (и внешнем) контроле.
|
Стремятся компенсировать неуспех в учении практической деятельностью, не связанной с учением. Труд привлекает, если им можно заниматься вместо учения |
Стремятся компенсировать свое непонимание учебного материала поиском обходных путей для выполнения заданий, в качестве которых могут выступать списывание выполненных заданий у одноклассника, требование подсказки во время устного ответа и выполнения письменных заданий, подслушивание, обман |
2.Организация индивидуального подхода к учащимся для организации адресной помощи |
|||||
1 тип |
2 тип |
3 тип |
|||
проводить работу по развитию их мыслительной деятельности, опираясь на их положительное отношение к учению |
должна проводиться преимущественно воспитательная работа, имеющая целью изменение свойств их личности (необходима плотная работа всего социально-психолого-педагогического аппарата школы, работа совместная) |
формирование познавательных потребностей, преодоление отрицательных наклонностей. Серьезное внимание следует уделить систематической работе по развитию мыслительной деятельности и познавательной активности, формированию правильного отношения к труду |
|||
В группах |
К каждому подтипу свой подход |
Включение их в общественно полезную деятельность в коллективе. |
|||
-создавать проблемные ситуации; -активизировать самостоятельное мышление; -организовывать сотрудничество учащихся на уроке; -выстраивать позитивные отношения с группой; -проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят
|
Моральные качества и отношение к учению могут быть сравнительно легко изменены под влиянием коллектива класса, к которому они тяготеют |
Должна предваряться и сопровождаться целенаправленной длительной работой по их перевоспитанию. Необходимо изменить внутреннюю позицию, моральные установки, сформировать новое отношение к школе, учению |
Включение в трудовые бригады, волонтерскую организацию и другие группы, где учащиеся привлекаются к общественно-полезному труду |
-организовывать сотрудничество учащихся на уроке; -выстраивать позитивные отношения с группой; -проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят
|
|
|
|
-организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами |
|
|
При построении работы с неуспевающим/слабоуспевающим учащимся взаимодействие субъектов образовательного процесса должно основываться на детоцентристской модели, ориентированной на ситуацию, связанную с конкретным ребенком. Взаимодействие всех элементов этой социально-психолого-педагогической структуры необходимо использовать в разных комбинациях и на разных этапах формирования положительного отношения к учению.
Необходима тесная связь с родителями, которым необходимо объяснить, что без их систематической помощи, контроле , работа по преодолению неуспеваемости будет невозможна.
Схему взаимодействия всех элементов можно представить так
Важно понимать, что любая работа с неуспевающим – это система работы и работа в системе. И огромную роль играет диагностика и планирование работы. Для этого пользуюсь личным планом работы (см. Приложение 1.) Тут важно задействовать все имеющиеся средства, всю структуру психолого-педагогической группы по сопровождению учащихся «группы риска». А саму систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы (см.Таблицу 2)
Таблица 2
Этапы формирования положительного отношения к учению |
|||
Формируемые отношения |
1-й этап |
2-й этап |
3-й этап |
К содержанию учебного материала |
Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости |
Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого |
Существенный, важный, но не привлекательный материал |
К процессу учения (усвоения знаний) |
Действует учитель – ученик только воспринимает |
Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса |
Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
К себе, своим силам |
Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий |
Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий |
Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий |
К учителю (коллективу) |
Подчеркнутая объективность, нейтралитет |
Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие |
Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
3.Какие психолого-педагогические технологии можно использовать в работе со слабоуспевающими и неуспевающими школьниками?
В своих работах Н.А. Менчинская выделила психолого-педагогические основы подхода к слабоуспевающим школьникам:
• обеспечение дозированной помощи взрослого при выполнении школьниками интеллектуальных заданий — вначале ее можно оказывать в больших дозах, затем мера помощи уменьшается, тем самым расширяется зона самостоятельного мышления ребенка;
• необходимо предлагать посильные задания для самостоятельного выполнения;
• постепенно повышать требования в соответствии с возрастными возможностями их реализации детьми;
• обязательно поощрять правильное выполнение детьми заданий учителем;
• обеспечить индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.
Наиболее типичными мерами профилактики неуспеваемости учащихся являются:
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к школьнику.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6. Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение.
В целях предупреждения отставания и неуспеваемости обучающихся педагог может использовать следующие методы их стимулирования.
1-ая группа. Посредством содержания (содержательные) |
1. Особый подход к содержанию учебного материала, характеру его преподнесения: эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный); аналитический (разъяснительный, логический, проблемный); деловой; необычный. 2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: важность отдельных частей; трудность, сложность (простота, доступность); новизна, познавательность материала; историзм, современные достижения науки; интересные факты, противоречия, парадоксы. 3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами. 4. Показ значимости знаний, умений: общественной; личностной. 5. Межпредметные связи. |
2-ая группа. Посредством организации деятельности (организационные) |
1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач. 2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика), алгоритмы; единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные. 3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий). 4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, с дискуссии, противоречия); игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой). |
3-я группа. Посредством воспитательных взаимодействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологические) |
1. Демонстрирование достижений в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся. 2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. 3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям. 4. Организация сотрудничества в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь). |
4.Конкретные приемы при работе с группами неуспевающих
А) прием «Разработка индивидуальной диагностической контрольной работы»
С целью диагностики индивидуальных затруднений школьников этот прием использую в 5 классе.
Цель такой работы: спецификация индивидуальных затруднений ребенка в выполнении общеклассных проверочных работ. Ребенку предлагается контрольная работа на отдельном бланке, которую он должен выполнять самостоятельно, обращаясь к учителю в случае затруднений. Задания даны в письменной форме. Задания по соответствующей теме подобраны от самого низкого до довольно высокого уровня сложности, но, в основном, повторяют задания предыдущей проверочной работы, в которой ребенок показал низкие результаты. Учитель сидит рядом с ребенком и записывает все вопросы ребенка, одновременно отвечая на них. После выполнения работы отмечается наличие:
1) затруднений ребенка в прочитывании и понимании самого задания (не может начать работу, прочитав задание, нуждается в дополнительном истолковании или просто в чтении задания учителем);
2) специфических предметных трудностей (не применяет нужный способ действия, не может осуществить какое-либо действие, поскольку не выделяет нужных ориентиров и пр., не знает точного значения слов, встречающихся в задании);
3) затруднений, связанных с чтением и использованием схем;
4) ошибок, связанных с нехваткой собственного контроля (не видит своих ошибок).
Кроме этих, могут быть выбраны дополнительные характеристики действий ребенка, проявляющиеся в конкретной проверочной работе.
Б) Упражнение "Самое главное" (с целью коррекции при работе в малых группах)
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом - одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.
В) Упражнение "Моментальное фото" (с целью коррекции при работе в малых группах)
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Г) Упражнение "Лучший вопрос"(с целью повышения мотивации при работе в классе)
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Д) При организации контроля (для создании «ситуации успеха»)
«Тихий опрос». Беседа с одним или несколькими учащимися ведётся полушёпотом, в то время как класс занят другим делом.
«Программируемый опрос». Обучающийся выбирает верный ответ из нескольких предложенных.
«Выборочный контроль». Проверить письменные работы на уроке выборочно у слабоуспевающих и обратить внимание класса на типичные ошибки.
«Тренировочная контрольная работа». Проводится контрольная работа до основной контрольной, но оценки в журнал ставятся по желанию ученика.
«Релейная контрольная работа». Контрольная проводится по текстам ранее выполненных упражнений. Задания состоят из тех заданий, что отрабатывались на 1-2 урока ранее. В «слабых» классах особенно актуально: работа составляется по аналогии с отработанными заданиями.
Заключение
В качестве заключения хотелось бы оставить коллегам памятку, которой пользуюсь не только в классах с неуспевающими учащимися, но и в любых других.
Памятка "Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего"
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. "За двумя зайцами погонишься". Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами
Даже самый малый успех - это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу!
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки.
Умение оценивать себя самостоятельно - главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося (для этого использую таблицы, куда учащийся вносит результаты своих работ и самостоятельно может отслеживать свой прогресс) (см.Приложение 2)
Использованная литература
1. Калмыкова, З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога [Текст] / З.И. Калмыкова. - М.: Знание, 2000
2. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие [Текст] / Н.П. Локалова. - СПб: Питер, 2009. - 368 с.
3. Организация адресной работы со слабоуспевающими и неуспевающими школьниками: методические рекомендации / Сост. А.В. Аверин. – Сыктывкар: Изд-во ГОУДПО «КРИРО», 2020
Приложение 1.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися учителя русского языка и литературы _________________на 20__-20___уч.год |
|
Мероприятия |
Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации |
Сентябрь |
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком |
Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть |
Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости |
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий |
В течение учебного года |
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса |
В течение учебного года |
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками |
В течение учебного года |
Приложение 2.
Таблица сравнения результатов работ, выполненных в формате ОГЭ (кем?)________________________, учеником _____ класса
Дата и вид работы |
Содержание изложения |
ТЕСТОВАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ |
Содержание сочинения 9.2/9.3 |
Практическая грамотность |
|
|
|||||||||||||||||
ИК1 |
ИК2 |
ИК3 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
СК1 |
СК2 |
СК3 |
СК4 |
Гк1 |
Гк2 |
Гк3 |
Гк4 |
Фк1 |
итого |
оценка |
|||
Макс. балл |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
||
20.09. тест+ изложение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
29.09 тест+ Сочинение 9.2 «Смелость» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
24.10. тест+ Сочинение 9.3 «Трусость» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
26.11. тест+ изложение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
23.12. тест+ Сочинение 9.3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Пробная работа ОГЭ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.