В настоящее время одним из приоритетных направлений в образовании выступает развитие функциональной грамотности обучающихся. Особую актуальность развитие функциональной грамотности приобретает для детей с ОВЗ вне зависимости от нозологии, так как в процессе ее формирования происходит развитие навыков, необходимых при решении задач в бытовых и жизненных ситуациях. Учащиеся с нарушениями интеллектуального развития и речи имеют проблемы речевого развития и особенности познавательной деятельности. Прежде всего серьезные информационные, коммуникативные и социальные затруднения, что негативно влияет на формирование всех видов функциональной грамотности. Формирование функциональной грамотности у них следует осуществлять на основе развития речи как средства общения и познания. Трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, также могут быть обусловлены как недостатками внимания, недоразвитием функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитостью отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушения моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности. На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, но способы получения их кардинально улучшились.
Согласно одному из ключевых подходов в образовании – системно-деятельностному, сам ученик должен быть субъектом своей деятельности, должен уметь ставить цели, решать задачи и оценивать результаты своей работы. Включение ребенка с ОВЗ в процесс занятия в качестве непосредственного участника и организатора позволяет решать целый спектр задач, как личностных и метапредметных, так и коррекционных. Так занятия, направленные на формирование и развитие функциональной грамотности детей, могут быть реализованы с помощью современных педагогических технологий, одной из которых выступает кейс-технология. Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Особенностью кейс-технологий является создание проблемной ситуации и ее последовательное решение, в ходе которого актуализируются и расширяются знания, умения и навыки ребенка с ОВЗ. Данный метод способствует развитию анализа ситуаций, выбора оптимального пути решения, планирования собственных действий, оценивания альтернативного решения заданий, развития коммуникативных умений, эффективно развивает способность обосновано принимать решения в условиях ограниченного времени.
Задачей этой технологии является максимальная активизация каждого ребенка ОВЗ в самостоятельную работу по решению проблем, возникающих на жизненном пути. Для детей с ОВЗ это связанно, главным образом, с социализацией и коммуникацией, познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности, что, разрешает первичную задачу по адаптации в обществе. «Отрыв» учащихся от рабочих мест, включение детей в непосредственную деятельность и конкретные ситуации способствуют возникновению положительных мотивов к учебе, заставляет проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. С помощью кейс-технологии обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал и испытать успех, что способствует эффективному развитию всех познавательных процессов.
Работа в искусственно смоделированных ситуациях способствует:
· самоконтролю и контролю окружающих;
· контролю грамотности собственной речи и окружающих;
· обогащению слухового опыта, развитие слухового восприятия;
· повышению слуховой готовности и развитию слуховой догадки;
· использованию разнообразных грамматических конструкций;
· развитию словесно - логического мышления;
· максимальному использованию остаточного слуха;
· социализации лиц с нарушенным слухом;
· развитию взаимопомощи;
· развитию навыков аргументации, анализа и критического мышления.
Структура и содержание кейс- занятия:
- постановка проблемы, предъявление темы, вопросы, задания;
- подробное описание спорных ситуаций;
- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
- учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
- режим работы с кейсом, пути решения;
- критерии оценки работы, рефлексия.
, Обучающимся с ОВЗ требуется дополнительное внимание со стороны педагога и помощь в освоении учебного материала, а также возможность адаптироваться в современном мире. Кейс- технологии имеют не только информативный характер, но и носит практическую направленность. В конечном итоге учащиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений. Эффективность использования кейс-технологии во многом зависит от умения педагога организовать групповую работу, направить беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех учащихся, обеспечивать продуктивную обратную связь, корректно формулировать вопросы и задания, обобщать результаты и подводить итоги. Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Но достоинством данной технологии является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников.
Практические рекомендации по разработке кейса (можно раздаткой)
Прежде чем приступить к созданию кейса, необходимо решить:
· Каких целей Вы хотите достичь с помощью метода анализа конкретной ситуации?
· Какой вид кейса более всего соответствует поставленным Вами целям?
· Каковы должны быть основные проблемы в описываемой ситуации? (Количество проблем, заложенных в кейс, не должно быть большим - максимум 4 проблемы)
· От чьего лица будет описываться ситуация?
· Какая информация Вам понадобится для составления кейса, и как Вы ее будете добывать?
· Чья помощь Вам будет необходима при разработке кейса, как будет организовано сотрудничество?
Следующее, что необходимо учесть преподавателю при разработке кейса, это специфику дисциплины, в рамках которой планируется работа с кейсом, а также особенности учащихся, при работе с которыми он будет использоваться. Например, по таким критериям:
· соответствие проблематики кейса содержанию и дидактическим целям изучаемой дисциплины,
· какие темы учебной дисциплины используются или предваряются данным кейсом,
· уровень осведомленности учащихся в той области, которая составляет проблемное поле ситуации,
· наличие у учащихся опыта работы по анализу конкретной ситуации.
Далее целесообразно продумать процедуру организации работы учащихся с кейсом, то есть составить план работы и временной регламент. Основой плана может служить алгоритм работы с кейсом, откорректированный с учетом конкретных дидактических задач, специфики группы и временных возможностей. Таким образом, в процессе такой работы, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовыми знаниями. Дети получают возможность сопоставлять конкретную, жизненную ситуацию с теоретическими знаниями.
Кейс-метод – это умение мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания. В результате, данная технология способствует повышению интереса учащихся к предмету, развивает коммуникабельность, умение слушать товарища и грамотно излагать свои мысли и многое другое.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.