Доклад педагога-психолога "Развитие функциональной грамотности через кейс технологии на коррекционных занятиях"
Оценка 4.7

Доклад педагога-психолога "Развитие функциональной грамотности через кейс технологии на коррекционных занятиях"

Оценка 4.7
Особые потребности +3
docx
детская психология +1
06.01.2022
Доклад педагога-психолога "Развитие функциональной грамотности через кейс технологии на коррекционных занятиях"
В настоящее время одним из приоритетных направлений в образовании выступает развитие функциональной грамотности обучающихся. Особую актуальность развитие функциональной грамотности приобретает для детей с ОВЗ вне зависимости от нозологии
доклад ФГ кейс технологии психолог.docx

Развитие функциональной грамотности на коррекционных занятиях

      В настоящее время одним из приоритетных направлений в образовании выступает развитие функциональной грамотности обучающихся. Особую актуальность развитие функциональной грамотности приобретает для детей с ОВЗ вне зависимости от нозологии, так как в процессе ее формирования происходит развитие навыков, необходимых при решении задач в бытовых и жизненных ситуациях. Учащиеся с нарушениями интеллектуального развития  и речи имеют проблемы речевого развития и особенности познавательной деятельности. Прежде всего серьезные информационные, коммуникативные и социальные затруднения, что негативно влияет на формирование всех видов функциональной грамотности. Формирование функциональной грамотности у них следует осуществлять на основе развития речи как средства общения и познания. Трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, также могут быть обусловлены как недостатками внимания, недоразвитием функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитостью отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушения моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности. На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, но способы получения их кардинально улучшились.

    Согласно одному из ключевых подходов в образовании – системно-деятельностному, сам ученик должен быть субъектом своей деятельности, должен уметь ставить цели, решать задачи и оценивать результаты своей работы. Включение ребенка с ОВЗ в процесс занятия в качестве непосредственного участника и организатора позволяет решать целый спектр задач, как личностных и метапредметных, так и коррекционных. Так занятия, направленные на формирование и развитие функциональной грамотности детей, могут быть реализованы с помощью современных педагогических технологий, одной из которых выступает кейс-технология. Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Особенностью кейс-технологий является создание проблемной ситуации и ее последовательное решение, в ходе которого актуализируются и расширяются знания, умения и навыки ребенка с ОВЗ. Данный метод способствует развитию анализа ситуаций, выбора оптимального пути решения, планирования собственных действий, оценивания альтернативного решения заданий, развития коммуникативных умений, эффективно развивает способность обосновано принимать решения в условиях ограниченного времени.

Задачей этой технологии является максимальная активизация каждого ребенка ОВЗ в самостоятельную работу по решению проблем, возникающих на жизненном пути. Для детей с ОВЗ это связанно, главным образом, с социализацией и коммуникацией, познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности, что, разрешает первичную задачу по адаптации в обществе. «Отрыв» учащихся от рабочих мест, включение детей в непосредственную деятельность и конкретные ситуации способствуют возникновению положительных мотивов к учебе, заставляет проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. С помощью кейс-технологии обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал и испытать успех, что способствует эффективному развитию всех познавательных процессов.

Работа в искусственно смоделированных ситуациях способствует:

·                     самоконтролю и контролю  окружающих;

·                     контролю грамотности собственной речи и окружающих;

·                     обогащению слухового опыта, развитие слухового восприятия;

·                     повышению слуховой готовности и развитию слуховой догадки;

·                     использованию разнообразных грамматических конструкций;

·                     развитию словесно - логического мышления;

·                     максимальному использованию остаточного слуха;

·                     социализации лиц с нарушенным слухом;

·                     развитию взаимопомощи;

·                     развитию навыков аргументации, анализа и критического мышления.

Структура и содержание кейс- занятия:

- постановка проблемы, предъявление темы, вопросы, задания;

- подробное описание спорных ситуаций;

- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

- учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;

- режим работы с кейсом, пути решения;

- критерии оценки работы, рефлексия.

,       Обучающимся с ОВЗ требуется дополнительное внимание со стороны педагога и помощь в освоении учебного материала, а также возможность адаптироваться в современном мире. Кейс- технологии имеют не только информативный характер, но и носит практическую направленность. В конечном итоге учащиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений. Эффективность использования кейс-технологии во многом зависит от умения педагога организовать групповую работу, направить беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех учащихся, обеспечивать продуктивную обратную связь, корректно формулировать вопросы и задания, обобщать результаты и подводить итоги. Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Но достоинством данной  технологии является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников.

 

 

 

 

 

 

 

Практические рекомендации по разработке кейса (можно раздаткой)

Прежде чем приступить к созданию кейса, необходимо решить:

·         Каких целей Вы хотите достичь с помощью метода анализа конкретной ситуации?

·         Какой вид кейса более всего соответствует поставленным Вами целям?

·         Каковы должны быть основные проблемы в описываемой ситуации? (Количество проблем, заложенных в кейс, не должно быть большим - максимум 4 проблемы)

·         От чьего лица будет описываться ситуация?

·         Какая информация Вам понадобится для составления кейса, и как Вы ее будете добывать?

·         Чья помощь Вам будет необходима при разработке кейса, как будет организовано сотрудничество?

Следующее, что необходимо учесть преподавателю при разработке кейса, это специфику дисциплины, в рамках которой планируется работа с кейсом, а также особенности учащихся, при работе с которыми он будет использоваться. Например, по таким критериям:

·         соответствие проблематики кейса содержанию и дидактическим целям изучаемой дисциплины,

·         какие темы учебной дисциплины используются или предваряются данным кейсом,

·         уровень осведомленности учащихся в той области, которая составляет проблемное поле ситуации,

·         наличие у учащихся опыта работы по анализу конкретной ситуации.

     Далее целесообразно продумать процедуру организации работы учащихся с кейсом, то есть составить план работы и временной регламент. Основой плана может служить алгоритм работы с кейсом, откорректированный с учетом конкретных дидактических задач, специфики группы и временных возможностей. Таким образом, в процессе такой работы, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовыми знаниями. Дети получают возможность сопоставлять конкретную,  жизненную ситуацию с теоретическими знаниями.

      Кейс-метод – это умение мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания. В результате, данная технология способствует повышению интереса учащихся к предмету, развивает коммуникабельность, умение слушать товарища и грамотно излагать свои мысли и многое другое.

 

 

 


 

Развитие функциональной грамотности на коррекционных занятиях

Развитие функциональной грамотности на коррекционных занятиях

Работа в искусственно смоделированных ситуациях способствует: · самоконтролю и контролю окружающих; · контролю грамотности собственной речи и окружающих; · обогащению слухового опыта, развитие слухового восприятия;…

Работа в искусственно смоделированных ситуациях способствует: · самоконтролю и контролю окружающих; · контролю грамотности собственной речи и окружающих; · обогащению слухового опыта, развитие слухового восприятия;…

Практические рекомендации по разработке кейса (можно раздаткой)

Практические рекомендации по разработке кейса (можно раздаткой)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2022