Доклад "Педагогика. Просветители эпохи Екатерины II"
Оценка 4.8

Доклад "Педагогика. Просветители эпохи Екатерины II"

Оценка 4.8
Занимательные материалы +4
docx
история +1
11 кл +1
25.01.2021
Доклад "Педагогика. Просветители эпохи Екатерины II"
Педагогика. Просветители эпохи Екатерины II"
Просветители эпохи Екатерины 2.docx

Татищев Василий Никитич

19.04.1686-15.07.1750

 

Делил науки на нужные (домоводстве мораль, религия), полезные (письмо, языки, верховая езда), вредные (ворожба, чернокнижие). Способствовал становлению в Рос сии истории как науки. Автор многотомной «Истории Российской самых древнейших времен», педагогического труда «Разговор пользе наук и училищ». Считал необходимым просвещение народных масс: крестьянских детей обоего пола следует с 5 до 10 лет обучать письму и грамоте, с 10 до 15 лет - ремеслам. Татищев бы. представителем светского направления в русской педагогике XVI в. По его инициативе в 1721 г. была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных учебных заведений. Автор педагогических сочинений "Записка об учащихся и расходах на просвещение в России", "Разговор двух приятелей" и др. Яркий представитель светского представления в русской педагогической мысли 18 века. Школа должна формировать светское сознание, воспитывать для жизненного благополучия, формируя "разумного эгоиста" - осознание человеком самого себя, внутреннего мира. Содержание общего образования (должно предшествовать профессиональному): письмо, грамматика, родной язык, красноречие, иностранные языки, математика, физика, ботаника и др.  Главная задача обучения - освоить нужные науки. Они должны дополняться "щегольскими науками": музыкой, поэтикой, танцами, живописью. Большое место уделял домоводству. Считал, что с 10 лет ребенка необходимо обучать ремеслу. Методы: обучение старшими учениками младших. После школьного этапа дворяне от 18 до 30 лет должны находиться на государственной службе, а лишь потом думать о женитьбе. Нравственное воспитание дворянские дети должны получать в домашних условиях. Качества личности, которые надо воспитывать Татищев ставил в зависимость от будущей деятельности.

 

Ломоносов Михаил Васильевич

19.11.1711-15.04.1765

 

Сын помора, пришедший пешком в Москву. Скрыв крестьянское происхождение, поступает в 1731 г. в Славяно-греко-латинскую академию, откуда переведен в академическую гимназию Петербурга, а затем направлен за границу. С 1745 г. академик Петербургской академии наук. Вместе с И. Шуваловым был инициатором открытия Московского университета, который носит его имя. В составе университета было три факультета: юридический, философский и медицинский. При университете открылось две гимназии (для дворян и разночинцев). Обучение велось в основном на русском языке.

Ломоносов разработал «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, наглядное обучение. Ведущими дидактическими принципами считал принципы посильности и развивающего обучения. Одним из первых в России стал разрабатывать вопросы содержания и методов обучения. Считал, что способы обучения должны соответствовать возрасту ребенка, а учебный материал соразмерен с его силами. Широко применял в педагогической практике конкретный фактический материал.

Автор ряда учебников. Его «Российская грамматика» в течение 50 лет считалась лучшим руководством для общеобразовательной школы.

Цель просвещения - научное образование человека, которое приводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. Развивать нужно не только разум, но и ум, направленный на творчество.

В 1755 организовал Московский университет в составе трех факультетов: юридический, философский, медицинский.

При университете открыл две гимназии: одна для дворян, другая для разных чинов (кроме крепостных). В гимназии изучали: латинский, русский, арифметику, геометрию, географию. Преподавание вели наиболее способные студенты, языком преподавания был русский.

В 1779 при университете была открыта первая учительская семинария.

 

 

Янкович де Мириево Федор Иванович

17.04.1741-01.01.1814

 

Член Российской академии наук, переводчик западноевропейских учебников и уставов школ, один из авторов «Устава народным училищам в Российской империи» (1786), реформирующего школьное образование. Предложил создание малых народных училищ в уездных городах и селах (срок обучения - 2 года) и главных народных училищ в губернских городах (срок обучения - 5 лет). По «Уставу» вводилась классно-урочная система, давался четкий перечень обязанностей школьников, запрещались телесные наказания. Янкович де Мириево руководил разработкой учебных планов сухопутного, морского и артиллерийского корпусов. Воспитание провозглашал «единым средством» общественного блага. Помимо работы в Комиссии Ф. И. Янкович с 1783 г. занимал должность директора открытого по его инициативе Петербургского главного народного училища, сочетая административную работу с учебной и научно-педагогической. С 1786 г. руководил созданием в Петербурге учительской семинарии, подготовившей за 18 лет своего существования около 400 учителей для народных училищ. При создании Министерства народного просвещения был членом Главного управления училищ Российской империи. В этот же период и самостоятельно, и совместно с русскими учеными-педагогами он разработал всю документацию по народным училищам, написал учебники и руководства для народных учителей.

 

 

Бестужев Александр Федорович

24.11.1761-20.03.1810

 

Просветитель, педагог. Свои педагогические взгляды изложил в трактате «О воспитании военном относительно благородного юношества», который опубликовал в «Санкт-Петербургском журнале».  Разработал основы двухгодичного курса морали, предполагавшего формирование представлений о гражданских и семейных обязанностях, нравственном воспитании.    Целью образования и воспитания считал подготовку трудолюбивых и полезных обществу граждан, умеющих подчинить личные интересы государственным. Был противником телесных наказаний в обучении, поощрял женское образование, ориентированное на «внутреннее украшение разума», а не на внешний блеск.

 

 

Новиков Николай Иванович

27.04.1744-31.07.1818

 

Центральная идея - воспитание добрых граждан, счастливых и полезных обществу, патриотов. Считал, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает главным образом через преодоление невежества и полноценное образование и воспитание. Большую роль в нравственном воспитании отводил семье, но отдавал предпочтение школьному воспитанию, которое открывает возможности для общения и соревнования детей, учит поведению в обществе. Основным средством умственного воспитания считал систематическое образование. Полагал, что воспитание юношества всех сословий - первейшая обязанность и каждого родителя, и правителя страны. Воспитание, по мнению Н. И. Новикова, включает три основные части: физическое, нравственное и «образование разума».

Призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания.

Цель воспитания: формирование активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на принесение пользы Отечеству и своим согражданам. Настаивал на широком и разностороннем умственном образовании.Исследовал проблему человека и его нравственного формирования. Считал, путь к высшей человеческой нравственности пролегает через преодоление невежества и полноценное образование.

 Критиковал дворянское воспитание: домашнее воспитание, обучение и воспитание за границей, воспитание в закрытых сословных учереждениях, оторванное от реальной жизни - это не воспитание.Свою пед. позицию изложил в трактате "О воспитании и наставлении детей".

Воспитание включает три части:         

1. физическое - достижение телесного здоровья;

2. нравственное, без которого человек не может быть счастлив, быть гражданином;

3. образование разума, для выполнения своих обязанностей.

Важную роль отводил семейному воспитанию.

 

 

Бецкой Иван Иванович

14.02.1704-10.09.1795

 

Деятель русского Просвещения, много сделавший в области образования, личный секретарь  императрицы Екатерины II   (1762—1779). При его содействии в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома с госпиталем для рожениц, коммерческое училище, училище при Академии художеств, куда принимали мальчиков разных сословий (кроме крепостных), Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок. Так же возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве, был президентом Императорской Академии искусств (1763—1795). Императрица Екатерина II по вступлении на престол поставила Бецкого в исключительное положение: он находился в непосредственной зависимости только от ее особы. Вообще, Екатерина относилась к Бецкому с большим уважением и окружала его почетом; но в дела государственные он не вмешивался и влияния на них не имел; он отмежевал себе особую область — воспитательную, и не выходил из нее.

 


Скачано с www.znanio.ru

Татищев Василий Никитич 19.04

Татищев Василий Никитич 19.04

При университете открылось две гимназии (для дворян и разночинцев)

При университете открылось две гимназии (для дворян и разночинцев)

С 1786 г. руководил созданием в

С 1786 г. руководил созданием в

Призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании…

Призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании…

вмешивался и влияния на них не имел; он отмежевал себе особую область — воспитательную, и не выходил из нее.

вмешивался и влияния на них не имел; он отмежевал себе особую область — воспитательную, и не выходил из нее.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2021