Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановская средняя школа №18 имени Валерия Болотова
Выступление на городском семинаре
учителей изобразительного искусства, музыки
Тема: «Развитие воображения на уроках изобразительного искусства, как основного аспекта творческой деятельности в рамках реализации ФГОС».
Учитель: Дауиотас Светлана Николаевна
2023
ВВЕДЕНИЕ
Стремительные перемены в современном мире и во всех областях жизни коснулись и такой важной сферы деятельности общества, как образование.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов.
Задачи, которые ставит перед человеком современная ситуация, подчас требует продуктивных методов деятельности, нестандартных решений, обеспечить которые может развитое творческое воображение. Сейчас обществу особенно нужны творческие люди с развитыми воображением и фантазией, способные к креативной деятельности в быстро меняющихся социально-экономических условиях жизни. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения и фантазии. Проблема развития творческого воображения учащихся актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности, поведения человека.
Меняется предназначение учителя, его способность справится со сложными задачами, возникающими в педагогической практике, обусловливается квалификацией, опытом, психолого-энергетическими ресурсами его личности.
На первый план в работе учителя изобразительного искусства выходит не только передача суммы знаний, но и способность формирования и развития у ребенка системы отношений к окружающему миру, воспитания творческой личности. А сам учитель вместо традиционно отводившейся ему роли руководителя учебного процесса, согласно принципам гуманистической педагогики, становится наставником и проводником в развитии личности ученика, его творческого воображения.
Человек сегодня живет среди образов, навязываемых ему с экранов телевизоров, компьютеров, смартфонов. Эти образы часто инородны для формирующегося человека, они не рождены чувствами и переживаниями юной развивающейся личности, в результате создается неверное представление о человеческих ценностях и расставляются губительные приоритеты. В связи с этим, работа с художественным воображением юного поколения особенно важна в наше время.
Работая в школе с2006 года, в последние несколько лет я столкнулась с такой проблемой, когда дети теряются, если им предлагаешь «свободную тему» или тему «Сказочный герой», или изображение по представлению, тему, в которой нет жестких рамок, а предполагается полет детской фантазии. Такие задания ставят детей в тупик. Обычный детский вопрос «что рисовать?», «я не знаю что нарисовать?». И это не только проблема младших школьников, но и проблема детей среднего звена. Поэтому нужно создавать систему упражнений развивающих воображение в каждом классе (с 1 по 7 класс) и продумать, как применить их на уроках, не нарушая тематику планирования.
Учебный процесс в начальной, средней и старшей школе необходимо гармонизировать, то есть уравновесить репродуктивные методы обучения творческими формами учебного процесса. Поэтому целью должно быть развитие воображения учащихся, как важного компонента любой творческой деятельности.
Для реализации этой цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу о развитии воображения детей.
2. Создать систему упражнений, развивающих воображение для учащихся разных классов.
3. Создать условия для развития творческого воображения в урочной и во внеурочной деятельности. Отследить уровень развития воображения учащихся.
4. Развивать креативное мышление, умение находить нестандартное решение, умение видеть необычное в обычном.
«Психолого-педагогические основы развития творческой деятельности учащихся».
Процесс творчества условно можно разделить на три последовательных этапа:
1.Наблюдение и изучение окружающей действительности.
2.Обдумывание замысла.
3.Создание художественного произведения, в котором наглядно видны результаты творческой деятельности.
Необходимым условием творческой деятельности художника являются способности. Если результатом творческой деятельности взрослого человека является произведение искусства, то результат детского творчества – это образ выразительный.
Творчество ребенка определяется двумя факторами:
1. Субъективный (развитие анатомо-физиологических особенностей).
2. Объективный (воздействие явлений окружающей жизни).
Выделяем этапы творчества у детей:
1. Подготовительный этап (побуждение к созданию картины).
2. Вынашивание замысла (ребенок создает эскиз, подбирает изоматериалы). Часто этот этап бывает у детей «свернут».
3. Реализация замысла (создание и завершение работы)
4. Представление картины зрителю (выставка работ). Этот этап имеет особое значение для детей.
Рисунок – это лишь внешний результат учеников, но в нем зашифрован весь путь развития тех мыслеобразов, которые были заданы темой. И от того, насколько они были многообразны и активны, зависел результат. Здесь мы понимаем огромное значение развития воображения, как важного фактора в решении тех или иных художественных задач. Отсюда мы делаем вывод, что воображение на уроках изобразительного искусства носит активный творческий характер.
Взгляды педагогов и психологов на проблему развития воображения.
Уроки изобразительного искусства имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. Для работы подключаются воображение, память, мышление, переживания. Как отмечает К.Д. Ушинский, «дети …мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще».
Рисование, по мнению К.Д. Ушинского, является одним из средств развития наблюдательности, воображения, памяти, мышления.
Исследование этапов развития воображения в дошкольном возрасте убедительно доказывает предположение Л.С. Выготского о том, что в творческом процессе ребенка воображение выступает как сложная психологическая система, действие которой проявляется в усложнении форм преобразования действительности средствами восприятия, мышления, памяти, собственного воображения и эмоционально- потребностной сферы.
На это указывал Е.И. Игнатьев, который писал, что основной признак процесса воображения в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего формируется новое знание, ставшее личностным, значимым именно для ребенка.
С.Л. Рубинштейн писал, что воображение – это отлет от прошлого опыта и преобразование его, осуществляемое в образной форме, в форме переработки.
Д.Б. Эльконин в своем исследовании методов развития творческого воображения выяснил, в какой мере дети в игре следуют логике реальной жизни и насколько они стойки в осуществлении этой реалистической тенденции. Он выдвинул предположение, что само возникновение образов фантазии вызывается столкновением реалистической идеи с ограниченными средствами ее воплощения, - это создает необходимость дополнить недостающие элементы ситуации образами воображения.
Очень часто под воображением понимается то, что нереально, что не соответствует действительности, нечто невиданное, непривычное, небывалое.
Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
Сам процесс воображения достаточно сложный психологический процесс. Он состоит из многих компонентов. Но, исходя из уже сказанного, можно выделить одно правило: чтобы на уроках изобразительного искусства у детей заработал процесс воображения, необходимо как можно больше знакомить их с богатым наследием изобразительного искусства и опытом человечества.
Чтобы ребенок научился творчески мыслить, для этого необходим процесс переживания и сопереживания, чего можно добиться средствами изобразительного искусства, литературы и музыки.
Виды, способы и механизмы воображения
Виды воображения
1. Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение
2. Произвольное (активное, преднамеренное) воображение
3. Творческое воображение
4. Воссоздающее воображение
Существует несколько классификаций видов воображения, но педагогическая деятельность нацелена на осознанное, деятельное воображение, поэтому рассмотрим только творческое воображение.
Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. С помощью творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности.
Механизмы творческого воображения:
1. Типизация
2. Комбинирование
3. Акцентирование
4. Реконструкция
5. Агглютинация
6. Гиперболизация
7. Уподобление
8. Расчленение
9. Замещение
10. Аналогия
Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность. Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями личности, преобразуя прошлое и настоящее за счет обобщений.
Процессы воображения в своем развитии описали круг: восприятие, воображение, материализованный образ.
«Создание условий для развития воображения в разных формах творческой деятельности».
Детское творчество – самое интересное и незабываемое, так как ребенок в этом возрасте мыслит образами и чувствами. Именно через это чувственное восприятие действительности он, младший школьник, накапливает опыт творческой деятельности. Данный возрастной период характерен тем, что ребенок может сам задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы.
Программа основного общего образования по изобразительному искусству помогает воспитать в ребенке чуткость и стремление к красоте, развить художественный вкус, творческое воображение и фантазию. Дает возможность использовать интересные приемы, разнообразные творческие задания, занимательные упражнения и т.д. Все эти приемы формируют художественно – образное мышление учащихся.
Для развития творческого воображения учащихся применяю метод синектики, согласно которому соединяются воедино не совместимые элементы. Рассматривается известное, как неизвестное – это основа творчества.
Механизмы превращения известного в неизвестное:
1.Личная аналогия (войти в образ и отразить его)
Задание: «Я кошка», «Я цветок», «Я бабочка»
2.Прямая аналогия (сравнение образов)
Задание: «Образ семьи», «Образ Зимы», «Образ Весны», «Образ Осени»,
«Образ Лета», «На что похожа рука?»
3. Символическая аналогия (сравнение с двух позиций)
Задание: «день и ночь», «добро и зло», «солнце и луна»
4. Фантастическая аналогия
Задание: «Астрологический портрет», «Продолжение натюрморта», «Предметный портрет», «Образ времени», «Храм – образ»
Существует и сенсорно-чувственная фактура образа. В итоге, при помощи линий, цвета можно выразить свои чувства и отношение к чему- либо.
Задание:
1. Страны: «Россия и Китай», «Италия и Япония»
2. Чувства: «Холодно», «грустно», «радостно»
3. Музыка: «рок», «вальс», «попса», «танго»
Такие упражнения по превращению и некоторые другие я практикую на своих уроках.
Большинство упражнений по развитию воображения можно отнести к арт-терапии, когда создаётся ситуация, при которой дети забывают о своих проблемах.
Арт-терапия - это мощнейший источник, который переключает человека на тот уровень, где он может почувствовать свою силу. У ребенка появляется источник радости, источник мысли, он получает мощный импульс для самовыражения. Искусство превращается в средство, в “препарат” для оздоровления детей. Желание детей выражать образы своих чувств, те или иные ассоциативные связи, становится предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир.
Предлагаю упражнения по развитию воображения, оригинальности мышления и индивидуальности каждого ребенка. Они включаются в темы программы, могут предлагаться как часть занятия и как отдельные уроки.
1.Упражнения на нахождение изображения в пятнах.
а) Гуашь накладывается на мокрую бумагу цветовыми пятнами, причем границы пятен должны затекать друг на друга. Среди пятен ребята отыскивают знакомый им образ и дописывают его, чтобы он стал понятен всем.
б) Гуашь накладывается на бумагу пятном. Добавив линии, превратить красочное пятно в изображение животного, птицы, насекомого. Задания, позволяющие потренировать у ребенка процесс воображения в комплексе с мышлением.
2. Упражнения: «Геометрические фигуры в создании различных образов» (человек, животное, город и т.д.)
а) Составление изображений объектов.
Нарисовать заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.
Объекты для рисовании: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость.
Каждую из фигур можно использовать многократно. Менять ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
б) « Неоконченный рисунок».
Ребенку предлагается целый ряд кружков. Его задача - из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. Кто больше нарисует образов, тот и выиграл.
Кружки можно заменить квадратами, овалами.
3. Упражнение «Фантастический образ».
Изобразить чудо - зверя.
Используется для тренировки творческого мышления и фантазии для любого возраста.
а) Это задание можно провести в виде групповой игры.
Первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок. Точно также поступает третий и т.д.
б) Можно выполнить данное задание индивидуально.
Ребенку предлагаются элементы реалистичных изображений животных, его задача – построить из них фантастический образ животного.
4. Упражнение «Три краски»
Задание: взять три краски наиболее подходящие друг другу (по мнению ребенка) и заполнить ими весь лист.
Придумать как можно больше названий к рисунку.
Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Используя богатство эмоциональных состояний, можно успешно развивать его воображение.
5.Упражнения «Войди в образ».
а) «Полет в космос»
б) «Танец настроения»
в) «Волшебное пианино».
Представьте, что вы – музыкальный инструмент, пианино. Когда композитор начнет играть музыкальное произведение (а им может быть любая характерная мелодия или песня, которая вам нравится), музыка зазвучит у вас в душе. Попробуйте с помощью красок передать ваше настроение, чувства, вызванные звучащей музыкой.
6. Стилизация природных форм (переработка в декоративные формы)
Задание: реалистичное изображение дерева превратить в сказочное. (Линейное изображение).
7. Упражнения «Сказочные изображения с помощью «трафарета» - руки».
а) Изображение птицы
б) Изображение дерева
В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, кистью, пером; использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами.
Такие методы развития творческого воображения, как дудлинг и зентангл стремительно покоряют сердца и завоевывает мир. И я поделюсь этим замечательными и увлекательными занятиями с вами. У них огромный потенциал в разных видах творчества. И не только, они нашли применение в психологии, арт-терапии, искусстве, педагогике, медицине.
Дудлинг — это техника рисования из простых фигур (точек, кружков, линий, черточек, закорючек, каракулей - дудлов). Собираясь вместе, дудлы становятся удивительной картиной..
Зентангл — это запатентованная Риком Робертсом и Марией Томас в 2006 году техника рисования структурированных узоров (танглов, зенартов) с помощью комбинаций точек, прямых и кривых линий и геометрических фигур. Робертс и Томас определили для себя, что зен – путь развития (движения), и отражающий характер Р. Робертса, тангл – путанные завитки, отражающие характер М. Томас. Рисунки выполняют на квадратной бумаге размером 8,9 x 8,9 см или на большом расчерченном листе. Квадраты называют плитками, из них можно собрать мозаику. В зентангле нет четкой узнаваемой картинки. Это сетка узоров. Настоящий зентангл похож на черно-белый печворк. Этакое лоскутное одеяло в одном тоне.
Прежде чем начать рисовать в стиле зентангл или дудлинг, необходимо приобрести средства для рисования. Для зентангла – бумага акварельная, из нее сделать карточки размером 9 см на 9 см, или расчерченный лист. Для Дудлинг – блокнот, тетрадь и т.д. Понадобится шариковая ручка, линер, карандаш (простой или цветной) – можно выбрать все с разной толщиной стержня и мягкостью.
Выполняя рисунки в стиле дудлинг, не стоит особо задумываться, необходимо полностью положиться на интуицию и внутренние ощущения, без правил и ограничений фантазии, цвета и формы и типа рисунка.
Зентангл выполняется в черно-белом цвете, с определенными четкими линиями, в виде абстракции. Эскиз должен быть законченным со всех сторон и выглядеть, как единая картина.
Вот несколько основ зентангла:
У листа не должно быть ни верха, ни низа — он не ориентирован в пространстве. Он не должен представлять какой-либо узнаваемый предмет; в идеале, он должен быть абстрактным.
Рисунок следует выполнять черными чернилами на белой бумаге.
Зентангл задуман быть небольшим и быстрым, так что его можно создать в любое время, когда приходит вдохновение.
Пример создания рисунка – плитки.
1 Шаг. Пограничные или берега вашей Зендудл-плитки.
Возьмите плитку (кусок бумаги примерно 9*9 см) и поставьте четыре точки карандашом по одной в каждом углу. Вам не нужно быть точным в этом, иными словами не отмеряйте одинаковые расстояния по линейке — она здесь не требуется. Далее соедините точки с помощью волнистых неровных линий. Вы даже можете добавить петли в линиях, но это не обязательно.
2 Шаг второй. Нарисуйте кривые для своей плитки Зентангл. Поставьте кончик карандаша на один край границы и нарисуйте случайную кривую линию.
3 Шаг. Начало танглинг — запутывания.
Конечно, самый интересный шаг, где предоставляется простор вашему личному воображению и фантазии. Ведь в этом шаге мы начинаем заполнять секции связок.
4 Шаг. Затенение.
Это довольно просто, чтобы добавить затенение вашему рисунку. Включите его, пока вы смотрите на это так, как вам больше нравится. Затем решите, какой путь ведёт свет к нему. Сверху слева или сверху справа обычно смотрится и работает хорошо.
Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа.
Методы развития творческого воображения могут быть самыми разнообразными. Творческое воображение более всего активно развивается в процессе активного творчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Считаю, что для развития творческого воображения, которое играет большую роль в формировании таких компетенций как ВЕРОЯТНОСТНОЕ МЫШЛЕНИЕ (умение прогнозировать развитие ситуации, видеть различные перспективы и возможные проблемы, предлагать решения по их предотвращению), КРЕАТИВНОСТЬ И НЕСТАНДАРТНОСТЬ, НОВАТОРСТВО (умение находить новые подходы к решению проблем, новые и оригинальные способы выполнять сложные задачи) необходимо начиная с начальных классов вести непрерывный процесс по развитию воображения. Чтобы к моменту выпуска обучающегося сформировать в нём творческую личность с развитым воображением и фантазией, способную к креативной деятельности в быстро меняющихся социально-экономических условиях жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.