Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №53» общеразвивающего вида
(МБДОУ «Детский сад №53»)
Семинар – практикум для педагогов
«Дидактические игры в художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста»
Барнаул, 2022
Выступление
«Дидактические игры в изобразительной деятельности
детей дошкольного возраста»
При работе с новыми образовательными программами в детском саду появилась потребность в более разнообразных дидактических играх. Нужны были дидактические игры, которые позволяли бы закрепить пройденный материал, а так же развивающие игры для развития творческих способностей, мышления, которым уделяется большое внимание в данных программах.
1. Значение дидактических игр.
Дидактические игры имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного материала осуществляется не на занятиях, а в свободной деятельности. Тогда, когда ребенок еще и еще раз проигрывает ситуацию, применяя на практике знания и умения, полученные на занятиях до тех пор, пока они не перейдут в навык. Тогда-то и происходит окончательное понимание и освоение учебного материала. И лучшим тренажером для детей возраста, в данной ситуации, являются дидактические игры.
2. Классификация дидактических игр.
Любая программа предполагает наличие двух видов дидактических игр по изобразительной деятельности - это теоретические и практические.
· Теоретические игры в свою очередь делятся на:
- Игры направленные на развитие восприятия («Цвет, форма, величина», «Контур – силуэт», «Отреставрируй картину»)
- Игры направленные на знание искусствоведческих терминов («Изословарь», «Натюрморт, портрет, пейзаж», фланелеграф «Составь натюрморт»)
- Игры направленные на знание декоративно-прикладного искусства («Матрешкина одежка»)
- Игры на развитие эмоциональной сферы («Зеркальце», «3медведя»)
- Игры направленные на знание творчества известных художников, архитекторов, художников – иллюстраторов («Чьи картины?»)
· Практические игры
могут быть направлены на развитие глазоручной координации, памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, цветовосприятия, но все они предполагают работу с изобразительными материалами: «Дорисуй», «Чего не хватает», «Нарисуй симметричный узор», «Соедини по точкам». К практическим играм относятся ребусы и кроссворды.
3. Типы дидактических игр.
Закончив с классификацией, хочется поговорить о самих играх. Среди используемых игр различают дидактические и развивающие.
Дидактические игры помогают дать ребенку определенные знания, закрепить навыки, в дидактических играх обязательно существуют правила, порядок игры, выполняя которые дети решают игровую задачу (лото, домино).
Развивающие игры не предполагают конкретных правил и алгоритма действий: ребенок выполняет задания по своему усмотрению. Развивающие игры, таким образом, обеспечивают активизацию всех психических и познавательных процессов. С их помощью тренируются зрительная память, внимание, совершенствуются технические навыки, формируются сенсорные эталоны (дорисуй, найди ошибку, составь узор).
4.Распределение дидактических игр в соответствии с возрастом:
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Теоретические игры: восприятие - 15 игр, декоративно-прикладное искусство - 5 игр, искусствоведение - 3 игры, эмоции – 2 игры, творчество художников - 1 игра.
Практические игры: мелкая моторика - 7 игр, прочее - 3.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Теоретические игры: восприятие - 5 игр, декоративно-прикладное искусство - 10 игр, искусствоведение – 5 игр, эмоции – 3 игры, творчество художников - 3 игры.
Практические игры: мелкая моторика - 3 игры, внимание, воображение, память, цветовосприятие - 7 игр.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Теоретические игры: восприятие - 2 игры, декоративно-прикладное искусство – 5 игр, искусствоведение - 7 игр, эмоции - 3 игры, творчество художников - 3 игры.
Практические игры: мелкая моторика – 3 игры, внимание, воображение, память, цветовосприятие – 10 игр, ребусы, кроссворды по 3 сборника.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Теоретические игры: восприятие - 2 игры, декоративно- прикладное искусство – 5 игр, искусствоведение - 5 игр, эмоции - 4 игры, творчество художников - 3 игры.
Практические игры: мелкая моторика - 2 игры, внимание, воображение, память, цветовосприятие - 10 игр; ребусы, кроссворды - 5 сборников. Каждый учебный год детям предоставляется - 36 дидактических игр (по одной игре в неделю с последующим усложнением).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.