Доклад по математике на тему: Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики
Оценка 5

Доклад по математике на тему: Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики

Оценка 5
docx
07.02.2021
Доклад  по математике на тему: Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики
ДОКЛАД бАБАЕВА.docx

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся

на уроках математики

Математика на протяжении всей истории человечества является одной из основных составных частей человеческой культуры, ключом к познанию и адекватной оценке окружающего мира. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, одним из основных элементов формирования личности. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”. И современное общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить.  Поэтому в современных условиях в образовательной деятельности важна  ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Учителю важно научиться владеть современными методами,  формами,  средствами организации математической деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.

Под методом обучения следует понимать  способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:

1.     Методы организаций и осуществления учебно-познавательной  деятельности

а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические.

б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

2.     Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной  деятельности

а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные    дискуссии, создание     эмоционально-нравственных ситуаций);

б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

3.     Методы контроля  и самоконтроля   за эффективностью  учебно-познавательной  деятельности

а) методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в) методы практического контроля и самоконтроля

К наглядным методам относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация.

К практическим методам относятся:

Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Опыты - самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений и обращаться с различным оборудованием.

Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

         Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

•       частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

•       исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

·         Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). «Средства обучения» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижения целей образования, т.е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Под специальными средствами обучения понимаются технологии обучения.

Дидактические средства для эффективного достижения целей образования: стандарты образования, основные и дополнительные источники информации, индивидуальные средства учащихся, такие как учебники, тетради, дополнительные источники информации и т.д.  Все средства можно разделить на: вербальные (учебники, рабочие тетради, тетради контрольных и проверочных работ) и наглядные (картины, схемы, таблицы, видео, слайды, мультимедиа, опыт, натуральные объекты, плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

 

В своей педагогической деятельности я использую следующие педагогические технологии:

- сценарно – контекстная технология - создаю реальные настоящие жизненные ситуации, то есть то, что называется принципом аутентичности общения, которые стимулируют изучение материала и вырабатывают адекватное поведение. Данная технология основана на принципах делового общения.

-информационные технологии и интернет ресурсы - Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках математики включают изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматического материала. Мои ученики принимают участие в тестированиях, викторинах, конкурсах, олимпиадах.

-технология интерактивного обучения- Одним из основных требований, предъявляемых к обучению бурятского языка с использованием интернет ресурсов - является создание взаимодействия на уроке - то, что принято называть в методике технологией интерактивного обучения.

Интерактивность - это объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством бурятского языка. Эта работа в парах, группах, интервью, опросники. В парах мои ученики отрабатывают грамматику, чтение, аудирование с выполнением заданий. Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы: что будем делать? как будем делать? сколько времени? в каком виде будем проводить? итог.

-проектная технология- Совместно со своими учениками я провожу большую работу по созданию проектов. Они делятся на: моно-проекты, коллективные, устно – речевые, видовые, письменные. Они способствуют развитию активного самостоятельного мышления у обучающихся, формируют у них коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению. При этом развивается умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий.

Проектная форма работы является одной из актуальных, позволяющих моим учащимся применить накопленные знания по предмету. В курсе бурятского языка я использую метод проектов в рамках программного материала по любой теме. Это многоуровневый подход, охватывающий чтение, аудирование, говорение, грамматику.

-технология обучения в сотрудничестве- Основная идея технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, в построении обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса:

- учитель – ученик (я помогаю, консультирую, являюсь партнером, источником информации; ученик осуществляет учебную деятельность);

- ученик – ученик (парная, работа при изучении нового материала, при закреплении изученного);

- ученик – группа (группы учащихся формируются мною до урока с учетом психологической совместимости детей). При этом в группе должны быть сильные, средние и слабые ученики, девочки и мальчики. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Я оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. Оценка ставится одна на всю группу. Далее я сама выбираю учащегося из группы, который должен отчитаться за задание. Иногда это может быть и слабый ученик, так как цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

- ученик – учебный материал (индивидуальная работа учащихся с учебным материалом).

Практика показывает, что вместе учиться значительно эффективней. -игровая технология-я использую игры на разных возрастных ступенях, которые способствуют сплочению коллектива, имеют познавательное значение, обеспечивают речемыслительную активность учащихся на иностранном языке, создают условия для детского творчества. Провожу уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-смотры знаний, уроки-викторины, уроки-экскурсии, уроки показа мод, уроки-конкурсы чтецов и т.д.

-здоровьесберегающие технологии- это создание благоприятного психологического климата, мотивация учащихся к учебной деятельности, использование различных видов учебной деятельности.

Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения. Увеличение умственной нагрузки на уроках бурятского языка заставляют задуматься над тем, как поддержать активность обучающихся на протяжении всего урока.

Учитывая возрастные психологические и физиологические особенности детей использую следующие организационные формы обучения: фронтальные, групповые и индивидуальные.

 

Успешно применяются такие формы организации математической деятельности как фронтальная, групповая, парная и индивидуальная, но необходимо включать в каждую из этих форм элементы, позволяющие заинтересовать современных школьников.

     На разных этапах урока можно применять различные приёмы.  В начале урока,  при актуализации опорных знаний, игровые

      Первый пример: 

а) Найти сумму чисел 3, 8 и 2, 6. Встаёт ученик,  у которого на карточке написано число 6,4  (5 класс);                                                                 

 б) Решить уравнение -5 + х = -11. Встаёт  ученик, у которого на карточке записано число -6 (6 класс).

    Второй пример: Путаница. На листочках бумаги или на интерактивной доске в разброс даны слова. Расположить их в таком порядке, чтобы получилась формулировка теоремы, правила и т.п. ( Свойства параллелограмма и признаки параллелограмма), (Признаки параллельности прямых и свойства углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей).  

  Третий пример: «Третий лишний»

Поочередно демонстрируются названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий – нет. Например:

· гектар, сотка, метр;

· ярд, тонна, центнер;

· конус, квадрат, круг;

·  треугольник, прямоугольник, квадрат;

·  прямая, отрезок, угол.

Приём – «Синквейн».

Правила написания:

  • 1 строка-тема называется одним словом (обычно существительным).
  • 2 строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
  • 3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
  • 4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
  • 5 строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Примеры:

1.Функция

2.Возрастающая, четная (переменная, убывающая, нечетная, периодическая, монотонная, ограниченная, неограниченная, обратимая, линейная, квадратичная….)

3.Строить, исследовать, задавать

4.Каждому значению переменной х соответствует значение у

5.Соответствие

 

1.Неравенство

2.Числовое, алгебраическое (верное, неверное, линейное, квадратное…)

3.Сравнивать, преобразовывать, решать

4.Два выражения, связанные знаками больше или меньше

5. Сравнение

Прием «Верные и неверные утверждения».

Например: Верно ли утверждение:

·        Сумма углов треугольника равна 120 градусов (для 5 класса)

·        НОК (18 и 45) = 90 (для 6 класса)

·        Смежные углы равны между собой (7 класс)

·        Если три угла равны одного треугольника равны соответственно трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны (8 класс)

        Прием “Яркое пятно”. Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие учитель концентрирует внимание на выделенном объекте. Или представляется сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и пр.)

 

    Групповую и парную работу можно организовать таким образом, чтобы    обучение осуществлялось путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого или в небольших, по составу, группах, каждая из которых по-своему овладевает учебным материалом. В этой ситуации ученики:

·        Отмечают успехи друг друга;

·        Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;

·        Обсуждают изучаемый материал совместно;

·        Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды, преобразовывать информацию в другие формы - свои слова, рисунок, диаграмму, отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;

·        Стимулируются положительным опытом совместной работы;

·        Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.

 

НАПРИМЕР:

Статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель»-«ученик» (пару может составлять два «слабых» ученика, два «сильных», «слабый» и «сильный» - при условии взаимного расположения).

Динамическая четверка: четверо учащихся готовят одно задание, которое разделено на четыре части. После подготовки «своей» части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.д., т. е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

Такая форма организации позволяет совершенствовать навыки логического мышления, развивать навыки мыслительной деятельности.  Каждый ученик чувствует себя комфортно, работает в индивидуальном темпе, у них повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.

 

Творческие задания :

написание сказок, мини-сочинений, стихотворений по соответствующим темам

изготовление геометрических фигур, раздаточного материала.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики

К наглядным методам относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация

К наглядным методам относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др

При этом развивается умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий

При этом развивается умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий

Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения

Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения

Возрастающая, четная (переменная, убывающая, нечетная, периодическая, монотонная, ограниченная, неограниченная, обратимая, линейная, квадратичная…

Возрастающая, четная (переменная, убывающая, нечетная, периодическая, монотонная, ограниченная, неограниченная, обратимая, линейная, квадратичная…

Динамическая четверка : четверо учащихся готовят одно задание, которое разделено на четыре части

Динамическая четверка : четверо учащихся готовят одно задание, которое разделено на четыре части
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2021