Индивидуальный план самообразования учителя индивидуального обучения на дому
на 2021-2022 учебный год.
Тема самообразования: "Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС".
Пояснительная записка.
Профессиональная деятельность педагогая надомного обучения детей с ОВЗ, детей с умственной отсталостью (Интеллектуальными нарушениями) выходит за рамки традиционной учительской дятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитеционной, консультативно-диагностической, псхотерапевтической, коррекционной. Самообразование педагога проходит через всю педагогическую деятельность.
Тема самообразования: "Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях ФГОС".
Цель: развитие личности обучающихся с умтственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соотвтствии с требованиями современного общества, обеспечивающими развитие жизненных компетенций и успешной социализации с учетом особых образовательных потребностей.
Задачи:
1. Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии через участие в педагогических семинарах, вебинарах;
2. Продолжать освоение деятельного и деффиринцированного подходов, осуществление которых предполагает: признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержания обучения;
3. Работать над совершенствованием условий образовательного процесса, в первую очередь, учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью;
4. Охрана и укрепление физического и псхического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
5. Составлять индивидуальные комплексные программы развития ребенка;
6. Выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной деятеельности учащихся в соответствиии с выбранным направлением;
7. Активизировать участие обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
Вопросы изучения:
сущность понятия "познавательная активность" и условия успешного внедрения на уроках для детей с ОВЗ;
изучение психолого-педагогической литературы;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
изучение педгогического опыта коллег;
работа с электронно-образовательнымии интернет-ресурсами.
Ожидаемые результаты:
повышение теоритического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности в условиях ввеления ФГОС для детей с ОВЗ;
доклады, выступления на заседаниях МО, педсоветах, участие в конкурсах конференциях с обощением опыта;
активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.
Формы самообразования:
идивидуальная - через индивидуальный план, групповая - через участие в деятельности МО, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернета.
Источники самообразования:
Специальзированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная),
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под ред. И.М. Бгажноковой ВЛАДОС, 2010, с.184
Прогрмма специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 0-4 классы Изд. "Просвещение" А.К. Аксенова и др.
ФГОС с ОВЗ Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва "Просвещение", 2017
ФГОС ОВЗ Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва "Просвещение", 2017
Интернет, семинары, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Методы формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ.
Актуальность темы
Развитие познавательной активности - одна из важнейших задач современного учителя. Особенно актуален вопрос для педагога, работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, т.к. у них часто отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень познавательных интересов, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность. У значительной части детей с ограниченными возможностями и наблюдаются затруднения в усвоении програмного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их псхической деятельности. Ключевым моментом этой стуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Поэтому учитель должен не только донести важную и полезную информацию, но и уметь предстваить ее так, чтобы это привлекло внимание, заставило задуматься, было доступно для понимания ребенка, имеющего особенности в обучении. С этой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы и программы по всем предметам с учетом возможностей и способностей детей-инвалидов. А повысить результативность обучения позволяют мотивационные составляющие урока, повышение заинтересованности, использование многообразие педагогических приемови мотодов, как традиционных, так и нетрадиционных, вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в активные виды деятельности. Для развития мотивационной сферы существует множество приемов. Эти приемы используются в зависмости от возраста ребенка, учебного материала,индивидуальных особенностей учащихся. Разнообразные работы активизируют учебную деятельность школьников, воспитывая у них активоность, самостоятельность мышления, умение применять знания в процессе обучения. Положительный эффект в обучении дают различные дидактические игры, творческие задания, практические работы, заниметльные задачи...
Рекомендации по обучению детей с ОВЗ с учетом их познавательных возможностей.
Я считаю, что большое значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
обучение без принуждения (основанное на итересе, успехе, доверии);
урок как сиситемы реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувстваовать и сознавать себя способным действовать разумно,ставить перед собой цели и достигать их;
адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в прцессе восприятия материала;
использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
дополнительные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качаства.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приемы обучения:
использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен "+", с другой - "-"; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).
дети выполняют задания, либо оценивают его правильность.Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. удобство и эффективность их заключается в том, что сразу видна работа каждого ребенка.
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывание кроссоврда и т.д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т.к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводы, которые нужно запомнить).
Данный прием можно использовать в конце изучения темы - для закрепления, подведения итогов;
в ходе изучения материала - для оказания помощи при выполнении заданий.
Восприятие материала на определенном этапе занятия с закрытыми глазами и спользуется для развития слухового восприятия, внимания и памяти;
переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия;
для настроя детей на занятия после активной деятельности (после урока физ-ры), после выполнения задания повышенной трудности и т.д.
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развитие связной речи.
Игры-энергизаторы.
Энергизаторы - это короткие упражнения, востанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно приодолевать спад активности учащихся, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать. Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус. Благодаря упражнениям - энергизаторам в классе или группе создается атмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие от пребывания вместе.
- Игры на деление группы на команды. Прежде чем приступить к той или иной игре, зачастую бывает необходимо предварительно разделить группу на команды.
- Игры для начала занятия. Самый простой способ создать непринужденную атмосферу - это провести игру, которая задаст позитивный тон и придаст заряд энергии педагогу и всей группе. Дружелюбная и веселая атмосфера позволяет участникам расслабиться и способствует установлению понимания и ощущения безопасности. Игры-приветствия используются в начале занятия для поднятия настроения и активизации группы. Особенно эффективны они на первых занятиях для раскрепощения и снятия напряжения, когда участники еще плохо знакомы друг с другом. Важно и то, как будет закончено занятие. Оставить хорошеее впечатление от всего занятия помогают и игры прощания, дающие заряд отличного настроения.
- Игры на знакомство. Эти игры направлены на знакомство участников группы между собой, запоминание имен, снятие напряжения в группе, вызванное присутствием большого количества незнакомых людей, а также на подготовку участников к дальней совместой работе
Игры для активизации группы.
- Игры на концентрацию внимания.
- Игры на снятие напряжения. Эти упражнения целесообразно проводить, если группа слишком напряжена или возбуждена. А также после занятий или упражнений, требующих большого эмоционального напряжения.
- Релаксации. Включается инструментальная, спокойная, возможно, "природная" музыка. Ведущий дает участникам инструкции: "Сядьте удобно. Расслабьтесь. Если вы чувствуете, что какая-то часть тела напряжена или "зажата", напрягите эту область как можно сильнее, подержите 5 сек. и расслабьте.
- Игры на сплочение группы. В этом разделе приведены примеры игр, не несущих информационной нагрузки, но помогающих сплотить группу и развить командное и межличностное взаимодействие.
Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое спровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая и моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинетические и визуально-аудиальные связи с центральной нервной системой. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятия, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ученика. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного материала (ее можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональное).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется прием с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребенка в процессе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
"Дерево чувств" - учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зеленого, если ощущают дискомфорт.
"Море радости" и "Море грусти" - пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т.д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребенка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Для решения проблемы развития познавательной деятельности детей с ОВЗ актуальным становится использование в коррекционно-развивающей работе нетрадиционных форм развития детей с ОВЗ.
В ходе изучения разнообразных нетрадиционных форм работы с "особыми" детьми, предпочтение, на мой взгляд, следует отдать методам арт-терапии. Эти методы оказывают творческое действие, позволяющее ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Рисунок или коллаж для этих детей является не искусством, а речью. Им легче невербально выразить как внутренние свои чувства, так и события, нежели объяснять их словами.
Все вышеперечисленные методы и приемы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ. Таким образом, применение активных методов и приемов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения.
Переключение от одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в тоже время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Средства активации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.
Методическое обспечение:
1. Медведева Е.А. Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с ЗПР средствами искусства. Дефектология. 2007 №5 с. 10-18
2. Чудова А.В. Психолого-педагогическое изучение готовности к школе учащися с нарушением интеллектуального развития. Дефектология 2007
3. Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей дошкольников. 2008. №4. с 52-64
4. Кумарина Г. Коррекционно-развивающее образование: актуальные проблемы теории и практики. Народное образование. 2007. №8 с 184-192
Дефектология 2007 №6 с 21-27
5. Малофеев Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ: основные положения 2010. №1. с 6-22
6. Буторина О.Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ОВЗ. Воспитание школьников. 2010 №7 с 40-44
7.Боброва С.В. Работа со слабоуспевающими детьми Русский язык в школе. 2008 №5. с 3-6
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.