Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Дагестан
«Государственная гимназия-интернат музыкально-хореографического образования г.Каспийск»
по самообразованию
Тема: «Формирование здорового образа жизни в начальной школе».
Воспитатель
ГКОУ РД ГГИМХО:
Алиева Сабина
Каспийск 2022
Одного мудреца спросили:
«Что является для человека наиболее ценным
и важным в жизни: богатство или слава?».
Подумав, мудрец ответил: «Ни
богатство, ни слава не делают человека
счастливым. Здоровый нищий счастливее
больного короля».
Притча
И это действительно так, потому что здоровье для человека -самая главная ценность.
Поэтому я выбрала тему самообразования «Формирование здорового образа жизни в начальной школе».
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства - одна из актуальных задач современного образования
К моменту поступления детей в школу, абсолютно здоровыми можно назвать только 4,3% детей. Многие уже имеют отклонения. со стороны органов зрения – 10%, избыточная масса тела - 8-16%. Значительное место занимают болезни органов дыхания, и нарушение осанки. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4- 5 раз, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 4 до 12%, с нервно-психическими расстройствами — с 6 до 16%, нарушениями осанки — с 2 до 17%.
Причин этому много:
Цель воспитателей и учителей - это сохранение и укрепление состояния здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни, ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
В своей работе выделяю следующие направления.
· Изучение состояния здоровья учащихся в классе. Я изучаю личные дела учащихся, беседую с медиком, на первом родительском собрании в классе вместе с классным руководителем раздал родителям анкеты, в которых, наряду с общими вопросами, дали блок вопросов, касающихся здоровья детей. При жалобах учащихся на ухудшение состояния здоровья я обязательно ставлю в известность родителей и учитываю их рекомендации.
· Слежу за внешним видом учащихся, правильной посадкой и осанкой, строго соблюдаю режим зрения, т.е. использую крупный шрифт, четкую запись на доске, индивидуальный раздаточный материал.
· вовлекаю учащихся в различные мероприятия по охране здоровья.
· Воспитание ребёнка не ограничивается рамками школы. Важнейшую роль в развитие ребенка, укреплении его здоровья и эмоционального самочувствия играет семья, поэтому родители стали неизменными участниками различных внеклассных мероприятий.
Формы и методы работы.
Одна из основных форм работы - это
1. Классный час
«Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься»
«Путешествие в страну здоровья»
«Правила дорожного движения»
"Здоровое питание – здоровая жизнь"
«Зрение – это сила»
«Глухонемые в нашей среде»
«Волшебница вода».
2. Рациональная организация урока – важная составная часть работы по формированию здорового образа жизни. Поэтому на уроках Применяю оздоровительные минутки. В минутки здоровья включаю:
" Упражнения животных".
1. "Жираф" – голова вверх – вниз, круговые движения вправо – влево.
2. "Осьминог" – круговые движения плечами назад – вперёд, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).
3. "Птица" – руки поднять (как крылья), круговые движения назад – вперёд.
4. "Обезьяна" – наклон вперёд, круговые движения туловищем вправо – влево.
5. "Лошадь" – поднятие ног по очереди, сгибая в калениях.
6. "Аист" – подняться на носки, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).
7. "Кошка" – подтягиваем всем телом, поднять вытянутую правую руку, затем левую.
Расскажу о некоторых из них
1. «Веселые человечки». На карточках, которые я показываю,
схематично изображены человечки, выполняющие разные гимнастические упражнения.
Размер изображения равен 2 см. Я показываю карточки, дети стоят у
противоположной стены и повторяют движения человечков
2. К концу указки прикрепляется снежинка (листочек, бабочка, цветочек). Дети
следят глазами, как эта снежинка кружится под порывом ветра по заданной
траектории. Упражнения для глаз выполняются через 10–15 минут напряженного
зрительного труда.
3. различные спортивные игры и состязания
4. конкурс рисунков
5. выпуск стенгазеты. В прошлом году выпустили стенгазету «Волшебница вода»
6. викторины и конкурсы «Дары моря», «Моя безопасность», «Весенние опасности»
v
Математический
разбор пословицы (сложение и вычитание).
Привожу, например, как условие задачи русскую народную пословицу: «Вставай в
5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99».
Вопрос 1. Через сколько часов после подъема рекомендуется завтракать?
Ответ: 9 – 5
= 4. Завтракать полезно не ранее, чем через 4 часа
после подъема.
Вопрос 2. За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать?
Ответ: 9 – 5 = 4. Последний раз нужно есть за 4 часа до сна.
Вопрос 3. Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна?
Ответ: 9 часов вечера равняется 21 часу; 24 – 21 = 3; 3 + 5 = 8.
Данный прием напоминает о нормальном режиме дня и правильном ритме питания как необходимых условиях здоровья, к соблюдению которых нужно стремиться.
v Русский язык: сочинение «Я здоровье сберегу»
Работа с родителями так же отражена в родительских собраниях по проблеме формирования здорового образа жизни. Вот примерная тематика.
1. "Здоровье ребенка в руках взрослых",
2. "Здоровая семья: нравственные аспекты",
3. "На контроле здоровье детей",
4. "Режим труда и учебы",
5. "Физическое воспитание детей в семье",
До окончания школы ещё далеко, но мои ученики мечтают о том, кем они станут во взрослой жизни. Каждый ребёнок видит себя удачливым и счастливым, здоровым и сильным и мечтает жить долго и счастливо. А что нужно для осуществления таких мечтаний? Конечно же, быть здоровыми душой и телом. И в наших силах помочь детям в этом!
Заключение
«Здоровье – не всё. Но всё без здоровья – ничто».
Сократ.
Ведение учащимися здорового образа жизни выражается: в неукоснительном соблюдении режима дня; в обучении воспитанников элементарным приёмам здорового образа жизни; в привитии им элементарных навыков гигиены; в проветривании и влажной уборки помещений; в чередование занятий с высокой и низкой активностью; в организации массовых оздоровительных мероприятий; в совместной работе с семьей.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха - необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Спасибо.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.