Доклад по теме "Готовность ребёнка к обучению"
Оценка 4.7

Доклад по теме "Готовность ребёнка к обучению"

Оценка 4.7
doc
07.02.2024
Доклад по теме "Готовность ребёнка к обучению"
Скоро в школу Родительское собрание.doc

 

 

 

                 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                  «Солигаличская средняя общеобразовательная школа»

              Солигаличского муниципального района Костромской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Скоро в школу.

 

 

Готовность ребенка
к школьному обучению

 

 

 

 

          Выступление  в  дошкольном учреждении

      перед родителями   будущих первоклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Медведева Светлана Михайловна,

учитель начальных классов

 

 

 

 2021 г.

 

 

 

Скоро в школу.

Тема: «Готовность к школьному обучению»

 

Цель:

·        Педагогическое и психологическое просвещение родителей  по вопросам воспитания и обучения детей, поступающих в 1 класс;

·        Формирование представления о психологической и педагогической готовности детей к школьному обучению;

·        Знакомство с особенностями адаптации к новым образовательным условиям.

 

 

Ход собрания:

Вступление.

Актуальность темы.

 

 

Уважаемые родители!

 

Совсем скоро ваши дети станут первоклассниками. И для вас, и для ваших детей наступит очень ответственный период жизни.

Первый год обучения в школе самый важный и трудный. Именно в первый год закладывается, формируется в целом отношение к учебе. Первые впечатления самые яркие и запоминающиеся. И от того, насколько ребенку понравится или не понравится школьная жизнь, будет в дальнейшем зависеть все обучение.

Школа – это совершенно новая жизнь для ребенка, где  полностью происходит смена ритма жизни, меняется режим дня, организм ребенка должен перестроиться, приспособиться к новым условиям, ребенок становится более самостоятельным, он чаще находится в таких ситуациях, с которыми раньше не сталкивался, где ему самому приходится принимать решения. 

Меняется основной вид деятельности: если в дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра, то с приходом в школу основной вид деятельности - учёба. Это непривычная нелегкая работа, направленная на развитие сложной мыслительной деятельности,  требующая определенного темпа усвоения программного материала, связанная с большим физическим и нервным напряжением, где надо учиться подчинять себя школьным правилам, порой выполняя не то, что хочется, а то, что требует урок.

 Особенно трудными бывают первые дни, а для некоторых детей и месяцы, пребывания детей в школе. В это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для периода адаптации характерны изменения в поведении ребенка, нарушение сна, аппетита, наблюдается повышенная раздражительность, замкнутость, утомляемость. Все это внешние проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят. Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают. Так проходит процесс адаптации у большинства первоклассников. Поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

 

Поэтому, в современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к школе.

 

 

 

 

 

 

Предлагаю вам познакомиться

с портретом «идеального первоклассника».

 

 Готовность к школе включает три основные составляющие:

·        физическую,

·        педагогическую,

·        психологическую.

 

Психологическая готовность включает в себя:

·        интеллектуальную,

·        мотивационную,

·        эмоционально-волевую,

·        коммуникативную готовность.

 

I.Физическая готовность.

 

Данные медицинских осмотров являются основой для определения физической готовности ребенка к обучению в школе. Дети здоровые, с нормальным физическим развитием, без отклонений, физически окрепшие, выносливые, с высокой сопротивляемостью (редко, нетяжело и недлительно болеют) легко переносят адаптацию, без затруднений справляются с учебными нагрузками. Очень важно хорошее развитие мускулатуры, особенно, мышц спины, что позволит ребенку справиться с физическими нагрузками на уроке (в течение 35 минут урока надо сидеть прямо и таких уроков будет 4 – 5 в день).  Здоровые дети привыкают к данным нагрузкам и справляются с ними.

 

И, наоборот, дети, подверженные частым или хроническим заболеваниям, с ослабленным организмом,  физически не окрепшие, на уроке быстро утомляются. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься, очень скоро начинают отвлекаться. Невнимательно слушая учителя, они недостаточно хорошо понимают материал урока. В результате учебная «задолженность» с каждым днем становится всё больше и больше. Не справляясь с нагрузкой, испытывая неудачи, дети теряют интерес к учебе, что может стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться.

 

Таким образом, в первую очередь необходимо обратить внимание на состояние здоровья вашего ребенка.

 

1. Своевременный и  полный медицинский осмотр (в ДОУ) и выполнение всех назначений врача.

 

2. Необходимо проконсультироваться у психолога (отклонения от нормы поведения), логопеда (дефекты речи). Во время начатые занятия с логопедом помогут устранить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и др. дефектов речи ребенок становится замкнутым, стеснительным. Кроме того, дефекты речи существенно затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма.

 

3. Каждодневно заниматься укреплением здоровья ребенка:

 

-Создать у себя дома условия, способствующие нормальному росту и развитию ребенка

 

 

 

 

-Строго выполнять режим дня (в одно и то же время  ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься)

 

-Следить за достаточной продолжительностью ночного и дневного сна (в сумме 12 часов), что позволит снять утомляемость

 

-Помнить о пользе свежего воздуха - подлинном эликсире здоровья

 

-Не забывать о закаливании. Оно надежно повышает сопротивляемость детского организма.

 

-Вести активный образ жизни: устраивать совместные лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, купания в реке, посильный физический труд.

 

-Позаботиться о полноценном регулярном питании, что позволит компенсировать затраты энергии  на активный рост и большую двигательную активность.

 

 

II. Педагогическая готовность

 

Включает тот багаж знаний, умений и навыков, который приобрёл ребенок до поступления в школу. Насколько развита разговорная речь ребенка, его словарный запас, подготовка к чтению и письму, математические знания, общий кругозор.

 

1.Математика.

 

При поступлении ребенка в школу необходимы следующие математические знания.

 

Важно, чтобы ребенок умел ориентироваться в пределах десятка:

-знать прямой и обратный счет до 10,

-уметь сравнивать числа (какое больше, какое меньше),

-хорошо ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, справа, слева, между, сзади),

-распознавать понятия «следующий», «предыдущий»,

-составлять числа первого десятка (четко понимать состав числа),

-соотносить числа с группой предметов (задание: принеси столько чашек, сколько нас за столом, или принеси 5 картофелин и 2 луковки и т. д.).

-различать цифры (упражнения по запоминанию цифр можно разнообразить:  можно развешать их в детской комнате, можно делать аппликации цифр техникой рваная бумага, выкладывать их камушками на прогулке, узнавать цифры на номерах домов, и т.д.)

-решать простые задачи из окружающей жизни.

Например,  На дереве сидело 2 воробья и 3 синицы. Сколько всего птиц?

Или: На грядке росло 5 цветов, 1 сорвали. Сколько цветов осталось?

Ребенок должен уметь вслушиваться в условие задачи, понимать, о чём говорится в задаче и что надо узнать.

 

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях в детском саду, должны быть обязательно закреплены дома. Тем более родителям не нужно прилагать особых усилий по закреплению математических знаний. Учить счету можно идя по дороге в сад и обратно домой, считая машины, деревья, птиц; дома, убирая игрушки ит.д., без утомительных занятий, легко, ненавязчиво.

 

 

 

 

2.Чтение.

 

Часто приходится отвечать на вопрос: надо ли ребенка учить читать до школы?

Если ребенок знает буквы, у него у самого появилось желание и стремление к чтению и самое главное вы, взрослые, в состоянии правильно организовать работу с ребенком по обучению его чтению, то это не запрещается. Тем более в связи с переходом на новые образовательные стандарты  ОУ требования к первоклассникам повысились. Учебники рассчитаны на читающего ученика.

Но если в ДОУ программой не предусмотрено обучение чтению, школа не вправе требовать, чтобы в школу поступил уже читающий ребенок.

 

Начните с работы над звуком. (Сами взрослые должны различать: звук, то, что произносим; а буква, то, что читаем, пишем)

 

Поиграйте в слова:

-назвать окружающие предметы на заданный звук, в мяч: я – звук, ты – слово;

-спрячь заданный звук в середину слова, в конец слова;

-разложи слово на звуки.

 

При обучении чтению обратите внимание на следующие моменты: в период изучения букв, ребенок должен знать только звук, обозначающий данную букву, а не название буквы. Иначе это затруднит слияние звуков.

 

Больше читайте ребенку сами, пусть он слышит правильную литературную речь, приучайте пересказать прочитанное. Начните с русских народных сказок.

 

 

 

3.Разговорная речь.

 

Обсуждая прочитанное, учите ребенка ясно выражать свои мысли. Иначе у него будут проблемы с устными ответами.

 

Когда спрашиваете его о чем – либо, не довольствуйтесь ответами «да» или «нет» - уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца.

Приучайте последовательно рассказывать о происшедших событиях и анализировать их.

 

Развивая словарный запас слов, можно поиграть в антонимы (слова, противоположные по смыслу): «Съедобное - несъедобное», «Одушевленное - неодушевленное». Игра «Назови одним словом»

 

Правильно поступают те взрослые (родители, бабушки, дедушки), которые уделяют основное внимание повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ребенку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные явления природы. Дома они вместе проговаривают, что видели на прогулке. Это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи.

 

 

 

 

 

 

4.Письмо

 

            При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать (письму учить не надо, не зная особенностей программы, можно только печатать буквы), а необходимо создать условия для развития мелких мышц рук.

 

Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук:

 

-лепка из пластилина, глины, зимой из снега, летом можно соорудить замок из песка, из мелких камушков,

-рисование, раскрашивание, штриховка, умение обводить по контуру клеточки,

-изготовление поделок из бумаги, умение пользоваться ножницами, клеем,

-изготовление поделок из природного материала,

-конструирование,

-застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков,

-завязывание и развязывание шнурков, лент, узелков на веревочке,

-завинчивание и развинчивание крышек на банках, пузырьках,

-всасывание пипеткой воды,

-нанизывание бус, пуговиц (из рябины, из мелких плодов)

-плетение косичек из ниток, из лент, венков из цветов,

-все виды ручного творчества – вышивание, вязание, чеканка, выпиливание, выжигание

-переборка круп

-«Показ» стихотворения,

-Театр теней,

-игры в мяч, с кубиками, мозайкой.

 

 

Все эти упражнения приносят ребенку тройную пользу:

 

  1. Развивают его руки, подготавливая к овладению письмом.
  2. Формируют художественный вкус.
  3. И как утверждают детские физиологи, хорошо развитая кисть потянет за собой развитие интеллекта. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью.

 

 

5.Общий кругозор.

 

К 7 годам ребенок должен иметь элементарные знания о себе (фамилия, имя,  

 отчество, дата рождения, домашний адрес),

-о близких людях (ФИО мамы, папы, место работы),

-знания об окружающем мире, о явлениях природы,

-иметь представление о временах года, месяцах.

 

Воспитание ребенка – это сложный процесс. Проявляйте изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надежных – добрый пример родителей.

Не пытайтесь усадить ребенка за стол и 35 минут проходить с ним школьные предметы.  Готовьте ребенка к школе умно, настойчиво, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребенка, ни для вас.

 

 

 

 

 

III. Психологическая готовность.

 

Она включает в себя ряд очень важных аспектов, от сформированности каждого из которых зависит успешность подготовки ребенка к школе и дальнейшее обучение.

Интеллектуальная готовность.

 

Интеллект – (в переводе с латинского – понимание) - ум, рассудок, мыслительная способность у человека.

 

Успешность интеллектуальной готовности к обучению во многом зависит от развития познавательных психических процессов: зрительная и слуховая память, мышление, внимание, творческое воображение. Над развитием данных психологических процессов работают воспитатели на занятиях. Родители дома вполне могут организовать работу по развитию памяти, внимания, мышления. Сейчас создано множество развивающих игр. Но, развивая способности ребенка, надо знать один важный секрет.

 

Проделаем такой опыт. Возьмем наклонную плоскость – это лестница знаний, поднимаясь по которой развивается ребенок. А это шар – интеллект, ум. Попробуем катить шар (умственная деятельность человека) по плоскости вверх. Чтобы шар двигался по наклонной плоскости вверх, необходима определенная движущая сила. Она должна быть постоянна и стабильна.  В противном случае шар начинает движение в обратную сторону. Также и наш ум требует постоянной загрузки. Развитие и обучение должно быть стабильным и постоянным. Стоит нам на время сделать перерыв и наверстывать упущенное будет нелегко. В развитии интеллекта нет стоячего положения. И если мы не движемся вперед, то неизбежно движемся назад.

Воспитание и обучение ребенка необходимо выстраивать таким образом, чтобы ребенок захотел узнавать новое, постоянно двигался вперед. Высокий уровень обучаемости связан с познавательной активностью. Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно истолковать наблюдаемые события. Создавайте для ребенка ситуации, в которых ребенок сам познает радость маленького открытия.

 

Всем нам хорошо знакома ситуация, когда мама кормит маленького ребенка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести ее ко рту малыша, которому остается только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономится, и нет риска, что все вокруг окажется в каше. А теперь представим малыша, который ест сам, перепачкав все вокруг. Мама находится рядом. Конечно, в этом случае и маминого драгоценного времени уходит больше, и хлопот добавляется. Оба способа приведут к желаемому результату – ребенок будет накормлен. Но первый просто поел каши, а второй приобрел ценный опыт. Пока первый ел, второй учился. И не просто учился, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение- сколько новых открытий он для себя сделал!

Но взрослые чаще выбирают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застегиваем пуговицы, завязываем шнурки, убираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, что наш ребенок не самостоятелен, безынициативен, безответственен. Старайтесь развивать в детях самостоятельность, поощрять инициативность, помогать учиться новому, а не делать все за них.

 

 

 

 

Мотивационная готовность.

 

Любой человек не будет прилагать старания, занимаясь каким – либо делом, не зная, зачем он это делает?

И ребенок при поступлении в школу должен  понимать, зачем он пришел в школу, зачем ему нужны знания?

Когда ребенок будет знать ответы на поставленные вопросы, то и учебная деятельность станет более значимой и важной.

Положительное отношение к школе, желание учиться должно формироваться в семье.

Если родители ребенка придают большую роль образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно только,  если хорошо учиться, какую гордость родители будут испытывать за ребенка, то это будет способствовать формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.

Родителям не стоит запугивать ребенка школой или, наоборот,  настраивать на легкость учения.

Следует формировать адекватное представление о школе и об основных занятиях в школе.

Полезнее сказать: «В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового», чем высказывать что-то неопределенно-пугающее: «Вот пойдешь в школу, тогда и узнаешь»

 

Коммуникативная готовность  -

 

включает умение ребенка общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником.

От того, насколько ребенок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь, зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей – научить ребенка простым правилам общения.

            Понаблюдайте, умеет ли ваш ребенок играть по установленным правилам, не нарушая их, не раздражаясь, если проигрывает, не хитрит, пытаясь поменять правила по ходу игры в свою пользу.

Если ребенок умеет играть в сюжетно – ролевые игры, легко организует ролевые отношения – это говорит о высоком уровне произвольности в общении. Ребенок, который научен понимать цель игры, правила игры, научен реализовывать ролевые отношения. Он легко будет воспринимать учебные задачи и безболезненно переходит от игры к учению.

 

 

Эмоционально – волевая готовность  -

 

важное звено школьной готовности. Это умение управлять своими эмоциями, настроениями, контроль над своими желаниями.

В вечном компромиссе между «хочу» и «надо» у старшего дошкольника должно преобладать надо.

Очень важно к моменту поступления в школу выработать умение делать не только то, что хочется, но и то, что надо, даже, если не хочется.

К сожалению, иногда ребенку разрешается делать все, он не приучен к запретам.

 

 

 

 

 

Нельзя допускать, чтобы дети добивались своего криком и истерикой.  

Таким детям в школе приходится нелегко. Им впервые приходится постигать смысл слов «Надо» и «нельзя».

 

Древнейший философ сказал: «Если хочешь погубить ребенка, разреши ему делать все».

 

От того, насколько ребенок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть или поиграть, от того, насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность.

 

Истина гласит:

«Гений – это один процент таланта и 99 процентов трудолюбия».

 

С детства приучайте ребенка к труду, не на словах, а на личном примере. Пусть ваш ребенок будет уверен в том, что только упорство и труд приведут к желаемому результату.

Доводите начатое до конца, не отчаивайтесь при временных трудностях, получайте удовольствие от работы и ваш ребенок с легкостью усвоит эти полезные навыки.

В детстве ребенок, как губка впитывает в себя те нравственные нормы, правила  поведения, моральные принципы и отношение к жизни, которые мы демонстрируем.

И то, что мы вложим в него в детстве, мы получим в более зрелом возрасте.

 

 

Давайте вкладывать в своих детей только хорошее и доброе. И тогда они непременно порадуют вас своими успехами в будущем!

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1.      Бардин К.В. «Подготовка ребенка к школе» - «Знание» № 5 , Москва, 1983.

2.      Катаева А., Будницкая И. «Родителям будущего первоклассника» - «Семья и школа» 1982, № 10 – 11, 1983, № 1 – 4.

3.      Загик Л.В., Куликова Т.А. «Воспитателю о работе с семьей» - Москва: «Просвещение», 1989.

4.      Абрамян Л.А., Антонова Т.В. «Игра дошкольника» -  Москва: «Просвещение», 1989.

 

5.      Бударникова Л.В., Попова Г.П. «Проблемы нравственного становления: материалы для родительских собраний». – Волгоград: Учитель, 2001

 

6.      Дик Н.Ф. «Веселые классные часы и родительские собрания в 1 – 2 классах» -Ростов н/Д: Феникс, 2007.

 

7.      Михайленко Н.Я.,Короткова Н.А. «Как играть с ребенком» - М.: Педагогика, 1990.

 

 


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Солигаличская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Солигаличская средняя общеобразовательная школа»

Скоро в школу. Тема: «Готовность к школьному обучению»

Скоро в школу. Тема: «Готовность к школьному обучению»

Предлагаю вам познакомиться с портретом «идеального первоклассника»

Предлагаю вам познакомиться с портретом «идеального первоклассника»

Строго выполнять режим дня (в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься) -Следить за достаточной продолжительностью ночного и дневного сна…

Строго выполнять режим дня (в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься) -Следить за достаточной продолжительностью ночного и дневного сна…

Чтение . Часто приходится отвечать на вопрос: надо ли ребенка учить читать до школы?

Чтение . Часто приходится отвечать на вопрос: надо ли ребенка учить читать до школы?

Письмо При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать (письму учить не надо, не зная особенностей программы, можно только печатать буквы), а необходимо…

Письмо При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать (письму учить не надо, не зная особенностей программы, можно только печатать буквы), а необходимо…

III . Психологическая готовность

III . Психологическая готовность

Мотивационная готовность .

Мотивационная готовность .

Нельзя допускать, чтобы дети добивались своего криком и истерикой

Нельзя допускать, чтобы дети добивались своего криком и истерикой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2024