Дополнительная общеразвивающая программа обще-интеллектуальной направленности «Умники и умницы» 3 класс
Оценка 4.9

Дополнительная общеразвивающая программа обще-интеллектуальной направленности «Умники и умницы» 3 класс

Оценка 4.9
doc
07.02.2024
Дополнительная общеразвивающая          программа обще-интеллектуальной направленности                                «Умники и умницы»                                              3 класс
программв кружка 3 кл 23-24.doc

                                                   Пояснительная записка

            Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

·        Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

·        Приказа Министерства просвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

·        Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,

утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;

·        СанПиН 1.2.3685-21; 

·        основной образовательной программы НОО.

·        Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф.

Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс «Умники и Умницы», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для

формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных

умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и

использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цели и задачи:

            ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое

воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

ЗАДАЧИ:

Ø  расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

Ø  расширять математические знания в области чисел;

Ø  содействовать умелому использованию символики;

Ø  правильно применять математическую терминологию;

Ø  развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

Ø  уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,

Ø  развивать краткости речи.

                              ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Ø  Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Ø  Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Ø  Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Ø  Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Ø  Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физикоматематического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Ø  Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

Ø  Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты. Занятия должны помочь учащимся:

§  усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

§  помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

§  формировать творческое мышление;

§  способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;

§  успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

                                ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Курс "Умники и Умницы" входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность

научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Курс «Умники и Умницы» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться

мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

            Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся

реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Эффективность задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

ü  развитие личности ученика, его творческого потенциала;

ü  развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

ü

                       МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

 Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса (9-10 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 минут. Программа рассчитана на 1 год. Всего 34 часа в год.

 ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ЯВЛЯЮТСЯ:

ü  формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

ü  освоение эвристических приемов рассуждений;

ü  формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

ü  развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

ü  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

ü  формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

ü  привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

ü развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

ü развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

ü воспитание чувства справедливости, ответственности;

ü  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

 Метапредметные результаты

ü Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

ü Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

ü Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

ü Анализировать правила игры.

ü Действовать в соответствии с заданными правилами.

ü Включаться в групповую работу.

ü Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

ü Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

ü Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

ü Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

ü Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

ü Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

ü Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

ü Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

ü Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

ü Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

ü Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

ü Воспроизводить способ решения задачи.

ü Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

ü Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

ü Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

ü Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

ü Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

ü Конструировать несложные задачи.

ü Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

ü Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

ü Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

ü Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

ü Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

ü Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

ü Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

ü Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

ü Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

ü Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

ü Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

ü Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Регулятивные УУД:

ü определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

ü учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

ü учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

ü находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

ü делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

ü преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

ü оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

ü слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

ü выразительно читать и пересказывать текст;

ü договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

ü учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание программы внеурочной деятельности «Умники и умницы».

Содержание курса «Умники и Умницы» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.  

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

 

            РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

Разделы

Кол-во часов

1.

Числа. Арифметические действия. Величины

13

2.

Мир занимательных задач

13

3.

Геометрическая мозаика

8

 

Итого:

34

 

Тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Умники и Умницы».

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Интеллектуальная разминка

1

 

2.

«Числовой» конструктор

1

 

3.

Геометрия вокруг нас

1

 

4.

Ребусы и логические задачи.

1

 

5.

В царстве смекалки

1

 

6.

«Шаг в будущее»

1

 

7.

«Спичечный» конструктор

1

 

8.

Числовые головоломки

1

 

9.

Интересные приемы устного счёта.

1

 

10.

Математические фокусы

1

 

11.

Математические игры

1

 

12.

Секреты чисел

1

 

13.

Математическая копилка

1

 

14.

Математическое путешествие

1

 

15.

Знай свой разряд

1

 

16.

Математические горки.

1

 

17.

В царстве смекалки

1

 

18.

Мир занимательных задач

1

 

19.

Геометрический калейдоскоп

1

 

20.

Наглядная алгебра.

1

 

21.

Задачи с многовариантными решениями.

1

 

22.

От секунды до столетия

1

 

23.

Знакомьтесь: Пифагор!

1

 

24.

Конкурс смекалки

1

 

25.

Это было в старину

1

 

26.

Математические фокусы

1

 

27.

Энциклопедия математических развлечений

1

 

28.

Математический лабиринт

1

 

29.

Знакомьтесь: Архимед!

1

 

30.

Числа-великаны.

1

 

31.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

 

32.

Практикум «Подумай и реши».

1

 

33.

Математический КВН

1

 

34.

Круглый стол «Подведем итоги»

1

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы внеурочной деятельности «Умники и Умницы»

Используемая литература:

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная

математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и

упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград:

Учитель, 2008.

5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —

2009. — № 7.

6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов:

«Лицей», 2002

10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:

Академкнига/Учебник, 2002

12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. —

СПб. : Союз, 2001.

14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для

детей. — М. : АСТ, 2006.

15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной

школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами

и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей»,

2004

18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.:     «Панорама», 2006 19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты

портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного

математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и

конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки,

фокусы, ребусы.

6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной

школе.

7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия

8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция

цифровых образовательных ресурсов.


Пояснительная записка

Пояснительная записка

Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач)

Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач)

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий…

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий…

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

Кенгуру». 3. http://4stupeni

Кенгуру». 3. http://4stupeni
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2024