Нестандартные формы проведения уроков окружающего мира
Урок – это основная организационная форма обучения в школе. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее образование. Повышение эффективности урока – важнейшая проблема, волнующая всех учителей.
Способы активизации учебной деятельности:
-проблемное изложение знаний
-дискуссия
-комментированные упражнения
-самостоятельная работа учащихся
-творческая работа учащихся
-коллективная познавательная деятельность
-формирование стимулов к учению
-игровые методы
-проведение нетрадиционных уроков
Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако, все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения.
Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако, все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения.
Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру».
Типы нетрадиционных уроков:
Урок – КВН Урок - консультация
Урок – сказка Урок - экспедиция
Урок – путешествие Урок – «Лесная газета»
Урок – спектакль Урок - соревнование
Урок – викторина Урок – «Следствие ведут знатоки
Урок – ярмарка Урок – деловая игра
Урок – игра Урок - эстафета
Урок – аукцион Урок – «Клуб почемучек»
Урок – лекция Урок – «Эврика»
Урок – экзамен Урок - творчество
Коллективный урок Урок - встреча
Урок – конференция Интегрированный урок
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний. Но некоторые из них (путешествие, интегрированный, коллективный урок, лекция) можно использовать при изучении нового материала. Проводят нестандартные уроки не чаще 1-2 раз в триместр, обычно при завершении какого – либо раздела. К данному виду урока готовятся не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители. Дети могут смастерить наглядные пособия, подготовить доклады и сообщения по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить гостей.
Урок – путешествие
Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Экскурсоводом может быть учитель или заранее подготовленный ученик.
Учащимся предлагается маршрутный лист, затем дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду – все, что необходимо для путешествия.
Урок строится в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, бесед и докладов об объектах природы, «встречающихся» на остановках во время путешествия. Остановки планируются заранее. Например, во время путешествия по теме «Материки и океаны» учащиеся совершают остановки на каждом континенте и узнают отличительные особенности природы Америки, Африки, Австралии и т.д.
Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист. По окончании путешествия составляют отчет об «увиденных» объектах природы.
Урок – сказка
Такой вид нетрадиционного урока проводится в 1-2 классах при обобщении и систематизации любой сезонной темы: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна».
Урок строится по сказкам В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова, по русским народным сказкам, или учитель сочинят сам новую сказку. Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные герои и отрицательные герои. В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация(в зимнем лесу слышится голос кукушки), загадка и т.д.
Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки. Преодоление трудностей и т.д.
Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока.
Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок заканчивается всеобщей радостью, удовлетворением, учитель называет лучших знатоков природы, ставит отметки, вручает призы.
Урок – КВН
Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки.
Каждая команда в начале урока выбирает название(лучше по теме урока) и капитана команды. Приглашается жюри.
Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.
Урок – викторина
Урок похож на урок – КВН, разница только в том, что учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Проводится с целью повторения материала.
Урок – игра
Названный вид может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Крестики – Нолики» и др.Учебная задача данных уроков – обобщение и систематизация знаний.
Этапами урока – игры «Крестики – Нолики» являются конкурсы, которые записаны на доске в виде игрового поля. Конкурсы могут сокращены или изменены в зависимрсти от возраста учащихся и от темы.
1.Домашнее задание. 2.Конкурс «Зеленых». 3.Конкурс фантазеров. 4.Конкурс эрудитов. 5.Конкурс ботаников. 6.Физкультминутка. 7.Конкурс географов. 8.Конкурс зоологов. 9.Конкурс художников. 10.Конкурс пародистов. 11.Фольклорный конкурс. 12.Литературный конкурс.
Класс делится на две команды: «Крестики» и «Нолики». Выбирают жюри. Учитель называет задание или вопрос по этому конкурсу. Обе команды выполняют задание, жюри оценивает, клетка игрового поля закрывается «+» или «0» в зависимости от того. Кто победил. Следующий ход делает победившая команда. После выполнения всех заданий урока – игры жюри подсчитывает количество «крестиков» и «ноликов» и называет победившую команду. Победившая команда получает «пятерки» за урок или призы.
«Животные и растения леса» (4класс).
Конкурс «Зеленых» Рассказать об охране какого - либо животного и растения.
Домашнее задание Составить дома ребус или кроссворд по теме.
Конкурс фантазеров Придумать сказку, необычную историю о любом животном
или растении, в рассказе должны присутствовать научные
сведения.
Конкурс ботаников Учитель задает вопросы о взаимосвязи животных и растений.
Конкурс зоологов
Конкурс географов Задание выполняется по картам, планам, глобусу, контурным
картам.
Художественный Нарисовать зверя или птицу, а команда должна отгадать,
конкурс кого нарисовали.
Конкурс пародистов Показать с помощью мимики и жестов какой-либо живой
организм леса, а команда должна его отгадать.
Фольклорный Предлагаются приметы, загадки, пословицы, связанные
конкурс с животными или растениями леса; учащиеся должны
их объяснить.
Литературный Учащиеся читают стихи, рассказывают сказки, вспоминают
конкурс отрывки из книг о лесе.
Урок – лекция
Проводится в 3 или 4классе при условии высокого интеллектуального развития школьников. Материал лекции должен быть интересным, сопровождаться показом наглядных пособий, содержать много примеров из личного опыта учителя и школьников. Лекция проводится в течении 30 минут, в остальное время урока можно провести самостоятельную работу по проверке усвоения материала или провести этап закрепления и систематизации знаний.
Урок – эстафета
Цель: повторение изученного материала по теме или разделу.
Подготовительный этап:
Учитель сообщает тему следующего урока и даёт учащимся задание придумать вопросы по заданной теме или разделу.
Ход урока:
- вступительное слово учителя;
- вызванный ученик отвечает на поставленный вопрос и задаёт свой вопрос, подготовленный дома (вопрос адресуется конкретному ученику);
- названный ученик отвечает на поставленный вопрос и задаёт свой вопрос следующему ученику (правильность ответов оценивается задающим вопрос, классом и учителем);
- подведение итогов, выставление оценок (оценивается вопрос и ответ).
При подобной организации урока стимулируется познавательная активность учащихся, развивается внимание, умение формулировать вопросы, осуществляется двойной контроль – со стороны учителя и со стороны класса.
Коллективный урок
Используется при изучении несложного нового материала. Класс делится на несколько групп по 5-6 человек. В одну из групп выбираются наиболее сильные учащиеся. В начале урока каждая группа выполняет проверочное задание по домашней работе (письменные по карточкам, перфокартам; устные – по ребусу, кроссвордам, учебникам).
Учитель в это время работает с группой сильных учеников, объясняет им новую тему, закрепляет материал дает инструкции, выполняет схемы, рисунки, таблицы. Подготовленные «учителя» подсаживаются по одному к другим группам и объясняют новую тему одноклассникам. Учащиеся сразу проводят в своих группах закрепление материала, выполняют в классных тетрадях рисунки и схемы. В конце урока учитель проверяет знания школьников либо устно, либо письменно. Оценивается работа «учителей» и их «учеников».
Коллективная форма обучения довольно сложна для учащихся начальной школы. К подобному уроку детей необходимо готовить постепенно, вводя элементы групповой работы и на другие предметы. Многое зависит от продуманности заданий при объяснении нового материала группе сильных школьников.
В настоящее время наиболее методически эффективными нетрадиционными формами проведения уроков «Окружающий мир» признаны дидактические игры, уроки-исследования, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, уроки – соревнования. Все они активизируют мыслительную деятельность учащихся, обеспечивают быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала, повышают познавательный интерес детей, мотивацию к учению, расширяют их кругозор.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.