Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Вичугская коррекционная школа»
Доклад:
«Использование рефлексивных приемов и методов на уроках ПТО».
Докладчик:
учитель трудового обучения
Шарипов Р.З.
Ноябрь 2020 г.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Проведение рефлексии помогает учащимся не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Виды рефлексии
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока.
I. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая – когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная – самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материала или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная (выборочная), индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала – всем классом, потом – в отдельных группах, затем – выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели:
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось/не понравилось», «интересно/скучно», «было весело/грустно».
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема и наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.
Рефлексия настроения и эмоциональности
Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить с учащимися разных возрастных групп. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя?» И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
Например:
Перед началом выполнения практической работы учащимся предлагается отобразить эмоциональное состояние на «Лесенке» из пяти ступеней. У каждой ступени своё название: Первая ступень – крайне плохо, пятая ступень - комфортно
В конце практической работы предлагается вновь отобразить эмоциональное состояние на «Лестнице успеха», сделать выводы относительно самоорганизации, проанализировать причины успешности или неуспешности.
Рефлексия деятельности
Продуктом деятельности на уроках технологии у юношей является изделие в рамках изучения программы. По итогам прохождения раздела учащимся предлагается оформить «Дерево творчества». На дереве обычно могут располагаться листья, плоды, цветы:
· Плоды – дело прошло полезно, плодотворно
· Цветок – дело прошло довольно неплохо.
· Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.
· Жёлтый листик – «чахлое», неинтересное дело, нет никакого результата.
Таким образом, можно наглядно отследить результат деятельности класса.
Проанализировать, какая работа доминировала на уроке поможет приём «Мишень». Учащимся условно предлагают «выстрелить» в мишень, на котором отображают свою деятельность, деятельность группы, деятельность класса, деятельность учителя.
Рефлексия содержания учебного материала
Для выявления уровня осознания содержания пройденного эффективны приемы рефлексии содержания учебного материала. Итогом урока может стать прием рефлексии «Незаконченное предложение». Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
· Сегодня я узнал…
· Было интересно…
· Было трудно…
· Я выполнял задания…
· Я понял, что…
· Теперь я могу…
· Я почувствовал, что…
· Я приобрёл…
· Я научился
· У меня получилось…
· Я смог…
· Я попробую…
· Меня удивило…
· Урок дал мне для жизни…
· Мне захотелось…
«Незаконченное предложение» может носить как содержательный, так и пояснительный характер:
· «Для меня самым главным на учебном занятии было…, потому что…»
· «Мне показалось, что на занятии…, так как…»
Эта техника очень проста в применении и позволяет увидеть так называемый «сухой остаток» учебного занятия.
·
При подведении итога урока часто предлагаю упражнение «Плюс – минус – интересно». Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
Его можно выполнить как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф.
Таблица «Плюс-минус-интересно»
Плюс |
Минус |
интересно |
- что понравилось на уроке, -что вызвало положительные эмоции, -что было полезным, -что помогло достигнуть цели. |
-что не понравилось на уроке, -что показалось скучным, вызвало неприязнь, -что осталось непонятным. |
-что интересного узнал на уроке, -что хотел бы узнать, -какие хочешь задать вопросы учителю. |
Приём «Анкета».
На уроке я работал |
Как? |
Своей работой на уроке я |
Доволен/ недоволен |
Урок мне показался |
Каким? |
За урок я |
Сделал/успел/не успел |
Моё настроение |
Как изменилось? |
Материал урока мне был |
Интересен/ скушен/ захотелось узнать больше |
Домашнее задание мне кажется |
Трудным/ лёгким/ скучным/ интересным |
Содержательная рефлексия может быть представлена в виде вопросов учителя:
Закончить урок на положительной ноте поможет прием рефлексии «Комплимент»:
Комплимент – похвала.
Комплимент деловым качествам.
Комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Считаю, что процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение обучающегося, но и на учебную деятельность, процесс и содержание.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Приложение «Интересные идеи»
«Смайлики»
Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.
Показ большого пальца вверх или вниз
«Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
Красный – совсем непонятно; жёлтый – надо повторить ещё раз;зелёный – всё легко и просто.
«Радостный снеговик» – всё хорошо, «грустный снеговик» – грустно.
Игра — приветствие:
«Здравствуйте!»
Желаю (прикасаются
большими пальчиками)
успеха (указательными)
большого ( средними)
во всём ( безымянными) и везде ( мизинцами).
Здравствуй ( всей ладонью ),
удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук).
Прием «Эмоционально-музыкальная концовка».
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения) Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
«Маятник настроения» - отображает настроение ребёнка. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листики красного цвета, если нет, зелёного.
«Радуга настроения». Дети
выбирают цвет, который соответствует их настроению, прикрепляют магнитики -
смайлики на радугу.
Красный – восторженное, оранжевый – тёплое, радостное, жёлтый – светлое, приятное, зелёный – спокойное, синий - грустное, чёрный – тревожное, напряжённое, крайне неудовлетворённое.
«Цветик – семицветик» - дети выбирают себе лепесток, который по цвету подходит к их настроению. Собирается общий цветок.
«Поезд»
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным.
Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.
«Яблоня» - на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.
«Ракета, самолёт и машина»
Картинки я использую в течении всего урока: ракета – я уверен в себе и готов к путешествию.
самолёт – я хочу отправиться в путешествие, но не уверен в себе.
машина – мне тревожно, я не хочу.
«Волшебное дерево» - один из моих любимых приёмов рефлексии. - Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь. Цветочек – было трудно, но я понял. Яблоко – у меня всё получается.
«SMS» - Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю или другу сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.
«Самоанализ работы». Важное значение в учебной деятельности имеет умение анализировать свою работу, находить ошибки и выявлять причину их возникновения, находить пути их исправления.
На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока. Можно использовать мимику и жесты.
Облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
o сегодня я узнал...
o было трудно…
o я понял, что…
o я научился…
o я смог…
o было интересно узнать, что…
o меня удивило…
o мне захотелось… и т.д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.