Доклад по теме «Нейропсихологический подход к обучению как здоровье-сберегающая технология в начальной школе»
Сегодня я хотела бы поговорить с вами , вернее , поделиться опытом внедрения нейропсихологического подхода на уроках при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
·
· Основоположником нейропсихологии в нашей стране в 60-е годы прошлого столетия стал Александр Романович Лурия, хотя впервые нейропсихологические исследования проводились ещё в 20-е годы Львом Семёновичем Выготским.
Особо в теорию нейропсихологии углубляться не буду.
Скажу, что
· Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровье-сберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов и эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Представляет собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию повреждённых структур головного мозга.
· И в своей работе я активно использую нейропсихологические упражнения и приёмы. Но так как урок- это не коррекционное занятие, а всё таки он несёт обучающую функцию, то нейропсихологические приёмы являются дополнением к этапам урока.
Но , в силу специфики развития и дефекта детей нашей категории, мы не можем полноценно осуществлять выполнение нейропсихологических упражнений, а берём лишь доступные элементы , посильные для детей с интеллектуальными нарушениями, максимально упрощаем эти упражнения. Так как принцип «не навреди» остаётся приоритетным.
· (видео- демонстрация упр с мячом)
· Известно, что наши дети очень быстро теряют интерес к любому виду деятельности, становятся пассивными, внимания хватает лишь на небольшой промежуток времени, работоспособность снижена, повышена истощаемость.
Наша задача- активизировать ребёнка, задействовать этот самый энергетический блок. И главным средством является Мотивация. Эмоционально- значимый материал проходит более глубокую обработку и лучше запоминается, а также способствует сохранению интереса и повышению работоспособности.
Большинство приёмов имеют игровую подоплеку.
Я предлагаю выполнить вместе со мной упражнения, которые помогу детям сконцентрироваться, и в то же время, применяются на уроке письма как пауза-отдых.
1. Одной рукой показываем 3 пальца, другой -2 и меняем. Это упражнение вполне доступно для наших детей. Начинаем , конечно же, с выполнения в медленном темпе и под зрительным контролем, так как праксис и кинетический и кинестетический у детей у.о. нарушен.
2. Если получается легко, можно чередовать через хлопок.
3. Играем в «Камень -ножницы-бумага» сами с собой.
4. Соединяем поочерёдно на одной руке большой-указательный пальцы, а затем на другой руке- большой-мизинец. Так меняем.
Так для сенсомоторной коррекции применяются
1. - Дыхательные упражнения, как этап урока, например, Речевая практика (здесь мы учим четырёхфазному дыханию, выполняем дыхательные упражнения с движением).
- Формируем навык четырёх-фазного дыхания; учим дышать животом.
- На уроках обучения грамоте дыхательные упражнения сочетают с произнесением изучаемого звука (-Глубоко вдохнуть, а на выдохе произнести, как спускает шина – с-с-с-с; как пищит комар -з-з-з-з; как жужжит жук – ж-ж-ж-ж и т.д.).
- Так же дыхательные упражнения способствуют успокоению перевозбуждённых детей.
2. Массаж и самомассаж.
- Как таковой полноценно на уроках не проводится, но его элементы на физкультминутках используем (например, использование упражнений с Су-джоком).
- совмещая с упражнениями на межполушарное взаимодействие и ориентировку в пространстве можно выполнять поглаживание и массирование частей своего тела (проведи правой рукой по левому плечу сверху вниз, левой рукой по правой ноге снизу вверх, помассируй правой рукой левое ухо).
3. По мере необходимости на уроке применяются упражнения на релаксацию.
4. Несомненна роль Пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики . Большинство этих упражнений вам известны. Когда дети совмещают работу пальчиков с речью, движением
·
5. Мы уже начали говорить об упражнениях на межполушарное взаимодействие. Их польза несомненна:
· синхронизируют работу полушарий;
· улучшают мыслительную деятельность и речь;
· способствуют улучшению памяти и внимания;
· развивают пространственные представления;
· мелкую и крупную моторику;
· облегчают процесс чтения и письма;
· позволяют снизить утомляемость и повысить способность к произвольному контролю.
*
«Кулак-ладонь-ребро» (различные вариации)
(видео- демонстрация упр на парте)
Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
*
(видео-клип с комментарием)
«Ухо-нос»
Одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.
«Лягушка» Детям предлагают положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
«Перекрестное марширование» Дети медленно шагают, попеременно прикасаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения
«Скорая помощь»
Это упражнение применяем на этапе урока по теме закрепления названий букв.
На доске прикреплён листок бумаги, на котором изображены буквы нашего алфавита. Под каждой буквой написаны буквы В, Л или П. Для чего это нужно? Во время упражнения верхняя буква проговаривается вслух, а нижняя указывает на действие, которое Вам необходимо выполнить. В - обе руки поднимаются вверх, Л – поднимаем левую руку , П - правую руку. Выполняется упражнение последовательно от первой буквы до последней, а затем от последней к первой.
|
А Л |
Б П |
В П |
Г В |
Д Л |
|
1 Л |
2 П |
3 П |
4 В |
5 Л |
|
Е В |
Ё Л |
Ж П |
З В |
И Л |
|
6 В |
7 Л |
8 П |
9 В |
10 Л |
|
К Л |
Л П |
М Л |
Н Л |
О П |
|
11 Л |
12 П |
13 Л |
14 Л |
15 П |
|
П В |
Р П |
С Л |
Т П |
У В |
|
16 В |
17 П |
18 Л |
19 П |
20 В |
|
Ф Л |
Х В |
Ц В |
Ч П |
Ш Л |
|
21 Л |
22 В |
23 В |
24 П |
25 Л |
|
Щ Л |
Ы П |
Э В |
Ю Л |
Я В |
|
26 Л |
27 П |
28 В |
29 Л |
30 В |
Задания для обеих рук:
- письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв;
- раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);
- обводка по контуру двумя руками одновременно.

(приостановить видео)
Упражнения для развития когнитивной сферы.
(пошло видео)
· Например , при изучении букв и цифр можно использовать такой приём: нарисовать ребёнку на спине или на ладони букву или цифру, а он угадает, что нарисовано. Т.е. развиваем тактильно-кинестетическое восприятие.
· Закрепляя ориентировку в пространстве , показываем правую-левую руку, ногу; изучая счёт, отстукиваем рукой, ногой определённое число раз.
· Используем «Волшебный мешочек» при изучении букв, совмещая с тактильным восприятием. В мешочке пластиковые буквы, ребёнок не глядя ощупывает букву, называет её.
· Так же , лепим из пластилина изученные буквы, цифры, формы.
· Приём «Умные пальчики» Показать одновременно двумя руками количество пальцев с соответствующей цифрой.
· «Хоккей с Су-джоком». Для развития периферического внимания. Следим за двумя колечками одновременно, контролируем силу движения рук.
*(пошло фото)
Для развития зрительного восприятия (гнозиса) применимы такие упражнения:
- Наложенные изображения. Узнаём изображения наложенных друг на друга цифр, букв, фигур, предметов окружающего мира по соответствующим темам.
- Аналогично «зашумлённые» изображения (буквы под штриховкой).
- Используем приём «Таблиц Шульте». Только в самом упрощённом варианте. Разбросанные и перевернутые буквы на магнитной доске. Ребёнок их просто показывает и называет; находит заданную букву; находит несколько одинаковых заданных букв; находит и называет цифры по порядку в прямой и обратной последовательности.
· Выполняем много заданий по нахождению отличий, закономерностей (продолжи ряд) и т.д.
· При закреплении материала по предметам Мир природы и человека и Речевая практика играем в игру «Я знаю 5… имён, фамилий, домашних животных, птиц, явлений природы и т.д» с мячом. (проговариваем и отстукиваем).
И, конечно же, очень важный аспект современной системы образования – это эдоровьесберегающие технологии. В каждом моем занятии обязательно есть упражнения направленные на профилактику плоскостопия, нарушений осанки и зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастика, развитие вестибулярного аппарата.
Таким образом, для успешной работы с обучающимися с умственной отсталостью, я использую симбиоз современных научных направлений, позволяющих мне, как учителю, наиболее эффективно заниматься коррекционно-развивающей работой.
Я, считаю, что такие занятия необходимы всем детям, как с проблемами в развитии, так и условно нормативным.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.