МКОУ «Шуланинская СОШ»
ГУНИБСКОГО РАЙОНА
Доклад
по теме:
«Рефлексия на уроке – как способ развития самооценки ребенка»
Учитель: Гусейнова Х.И.
Доклад на тему: «Рефлексия на уроке как способ развития самооценки ребенка».
Доклад на тему: «Рефлексия на уроке как способ развития самооценки ребенка». В В последние годы рефлексии в педагогической практике уделяется достаточно много внимания. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов. Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Как вы знаете рефлексия это обращение внимания ученика на самого себя и на свое сознание, в частности. На продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Думаю, многие со мной согласятся, что ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием этого является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути. Ее цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация. Используя рефлексивную практику в педагогической деятельности важно обращать внимание на три основных компонента. Во-первых, необходимо определить – развитие какой сферы (или сфер) важнее всего диагностировать, для чего будет использоваться рефлексия на уроке. Какую роль должны сыграть сама процедура проведения рефлексии и ее результаты. Во-вторых, действительно эффективная методика рефлексии, хотя бы на уровне гипотезы, должна давать представление о возможных причинах зафиксированных в ходе рефлексивной деятельности изменений. Лучше, если эти причины будут установлены самими школьниками. И, наконец, третий компонент – оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия. Данный компонент предполагает наличие продуманных и достаточно четких критериев - ориентиров для проведения рефлексии. Так, например, если дети выражают свое отношение или продвижение в баллах, то у них должны быть четкие ориентиры – качественная характеристика каждого деления на балльной шкале. Рефлексию настроения и эмоционального состояния я обычно провожу в начале и в конце урока, с целью установления эмоционального контакта с группой. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого учащегося на разных этапах занятия, используя, например, прием «лестницы успеха». Ребенок (да и взрослый тоже) может эффективно и с удовольствием заниматься только тем делом, которое у него получается, где он чувствует себя успешной личностью, пусть даже для этого ему приходится много трудиться. Для этого мы организуем работу школьников в разных режимах. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который я оцениваю по следующему алгоритму: Какое общение в ходе работы влияло на выполнение задания? На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? Какой стиль общения преобладал в работе? Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности на уроке предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для это мы с ребятами проводим разные виды работ. Вот некоторые из них. В конце урока, когда мы подводим итоги, мы обсуждаем то, что узнали сегодня на уроке, как работали- т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Так же для подведения итогов занятия на уроке хорошо использовать упражнение «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось во время выполнения заданий, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать их с точки зрения ценности для каждого ученика. В конце урока я иногда даю ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку урока. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы предмета обращается особое внимание. Так же прошу учащихся аргументировать свой ответ, что активизирует их словарный запас и развивает речь. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте мы используем одним из вариантов упражнения «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в проделанную работу и благодарят одноклассников и учителя за совместный вклад в процесс обучения. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Ни для кого не секрет, что при правильной самооценке ученик начинает поощрять сам себя и внутри деятельности находить причину своего стимулирования. Внутренний мир ребенка в основном определятся эмоциями. Усвоение любых знаний происходит только при непосредственном включении эмоционального плана, и в наибольшей степени это проявляется в ситуации успеха, в результате чего возникает мотивация к дальнейшему получению знаний. Поддержка школьника, укрепление его самооценки, обучение его анализу причин неудач, создание ситуации успешности являются определяющими в эффективном формировании учебной мотивации и создают предпосылки для создания психологической комфортности в классе. Я беру вот такие смайлики, очень простые в применении. Смайлики всех видов должны присутствовать заранее у учащихся, которые потом они демонстрируют мне, т.е. охватываются все ученики в понимании материала, и оценочные отношения становятся уже двусторонними. Один из приемов стимулирования в классе – шкала успеха. В начале урока дети получают индивидуальные карточки, с начерченными шкалами, где отмечают с какими знаниями по теме они пришли на самоподготовку и в конце нее, как знания по данной теме выросли. Опять же, ребенок видит, и свой рост по данной теме и переживает так ему нужную ситуацию успеха. Еще мы используем «Дерево успеха». Каждый из учеников выбирает цветовую карточку, оценивая свою работу на уроке. Листочки дети прикрепляют на дерево, и сразу видна картина класса. Каждый педагог использует множество приемов. Умелое их сочетание оптимизирует работу детей, делает ее разнообразной и интересной. Хочу выделить рефлексию чувств, то есть вербальное или невербальное выражение чувств и ощущений, протекающих в той или иной ситуации. После определения темы и цели урока я выясняю, как учащиеся восприняли установку, то есть провожу начальную рефлексию. Задаю вопросы. На доске табличка с вариантами начала высказывания. Дети выбирают любой вариант ответа и, исходя из целевой установки учителя, высказывают свои мнения. Таким образом, в начале урока создается ситуация “свободного выбора”, которая поддерживается на протяжении всего времени. Мои ученики много работают в парах. Обсуждают заданный вопрос, готовят общий ответ и договариваются, кто из них будет отвечать. И здесь работает принцип “свободного выбора”. Подобный приём работы учит детей взаимовыручке и объективной оценке другу друга. Еще один из приемов, который мне очень нравится, называется «Синквейн». Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: - первая строка – название темы (одно существительное); - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; - третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. Оно является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. С каждым днем мы стараемся разнообразить приемы рефлексии. Начинать работу по формированию адекватной самооценки школьника необходимо с первого дня его нахождения в учебном заведении, т. е. с курса «Введение в школьную жизнь». В результате работы по курсу «Введение в школьную жизнь» должны быть заложены основные принципы оценивания. Все, что делается на занятии уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности, адекватной самооценки. Ученика оценивает не только учитель или воспитатель, но и сам ученик оценивает свою работу. Он наглядно видит свои достижения или, то над чем ему еще необходимо поработать. Постоянное проведение рефлексии на уроках будет постепенно развивать у ученика правильную самооценку и объективную оценку других учащихся.
|
Слайд 1- Название темы.
Слайд 2- Классификация.
Слайд 3-4 лестница.
Слайд 5-Режимы.
Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8
Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16 Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20 Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.