Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 1
Мы с Вами, как никто другой, знаем, что существуют проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.
Слайд 2.
Тема моего выступления «Смысловое чтение на уроках в начальной школе»
Цель школьного обучения — формирование успешности каждого ученика.
Именно работа над смысловым чтением способствует развитию у учащихся навыков информационной переработки текста, владение приемами компрессии, умение выделять главное и второстепенное, дифференцировать известное и неизвестное в тексте. Все это способствует успешному усвоению программы по русскому языку и литературе, развитию грамотности чтения учащихся.
Слайд 3.
Как говорил Дени Дидро, французский философ «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
В своей работе я столкнулась с некоторыми проблемами:
– дети имеют низкую скорость чтения;
– зачастую они не понимают смысла, прочитанного из-за ошибок при чтении;
– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
– затрудняются кратко пересказать содержание, мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Слайд 4
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе…
Расскажу о некоторых методах и приёмах этой стратегии.
Слайд 5
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и критически осмыслить извлечённую информацию.
Процесс чтения состоит из трёх фаз:
Слайд 6
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа (стратегии) работы с текстом. Вы можете посмотреть на слайде.
· Восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла.
· Извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.
· Создание собственного нового смысла, т.е. присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Смысловое чтение обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Слайд 7
Работа с текстом до чтения
· Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, эпиграфу, по иллюстрации с опорой на читательский опыт.
· Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.
Работа с текстом во время чтения
Слайд 8
Как говорила Стелла Бондаренко: «Заголовок – окошко для взгляда вперёд. Посмотри и подумай, что тебя ждет? Заголовок — это не просто слова, эти слова – всему голова!»
Слайд 9
На уроках с детьми пользуемся памятками. Где нужно прочитать заголовок, сформулировать, о чем пойдет речь;
вспомнить, что мы знаем об этой теме;
поставить вопросы, на которые будут по мнению ответы;
дать предположительные ответы, на вопросы, до чтения текста;
после приступить к чтению и сопоставить выдвинутые ответы с реальным содержанием текста.
Слайд 10
Прогнозирование на уровне иллюстрации на примере «Кот - ворюга»
Знакомство с заглавием, иллюстрациями. (Что мы видим на изображении? Кто главный герой? Что происходит с главными героями? И т.д.) коллегам вопросы
Слайд 11
Упражнения на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из полученного текста. (работа с коллегами)
Слайд 12
Называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу. (работа с коллегами) с презентации
Слайд 13
«Мозаика» - после ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
(«Четыре девочки» рассказа Дамира Лунича) с презентации
Слайд 14
Перекодирование информации – приём работы, заключающийся в переносе информации из одной формы её представления в другую. Если сложно запомнить текст нарисуй его тогда.
Слайд 15
С вопроса, с удивления начинается мышление.
Слайд 16
Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
Слайд 17
Называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу.
Слайд 18
Пословица – это народное творение. Она похожа на орешек, в ней есть и скорлупка, и ядрышко. Основные умения пословицы:
- различение прямого и переносного смысла;
- умение выражать скрытую в пословице мысль своими словами;
- перенести общее понятие в ситуацию с тем же отношением объектов.
Слайд 19
Во время чтения ученики ставят на полях значки – V– уже знал, + - новая информация, -- думал иначе, ? – есть вопросы.
Давайте с вами тоже попробуем отметить V, для того, чтобы понять, какая пословица отражает главную мысль истории.
Слайд 20
Подводя итог концепции ФГОС требует от учителей организовать учебную деятельность так, чтобы учащиеся вели самостоятельную работу с учебником и дополнительными ресурсами. Главное преимущество технологии смыслового чтения – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. А это и является главным принципом ФГОС – «Научить учиться».
Слайд 21
Благодарю Вас за внимание, коллеги!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.