Доклад по воспитательной работе "ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Оценка 4.6

Доклад по воспитательной работе "ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Оценка 4.6
Документация
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
06.06.2021
Доклад по воспитательной работе "ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ  ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Сплочение коллектива.docx

Описание: F:\= Лицей (эМ блема)\Лицей №1(B).jpg 

 

 

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СВЕРДЛОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №1 ИМЕНИ СЕСТЕР-ПОДПОЛЬЩИЦ

ЛИДИИ И СВЕТЛАНЫ БАБАРИЦКИХ»

__________________________________________________________________

Ул. Мирющенко, 1, г. Свердловск, Луганская Народная Республика

94801, тел. (06434)2-26-94, e-mail: [email protected]

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

 

 

 

                                                          Подготовила:

руководитель МО кл. рук.

 «Школа экологии детства»

                                                                                   Павлюк Н. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

    Одной из главных задач учителя начальных классов является формирование сплоченного детского коллектива. Важно добиться того, чтобы между одноклассниками установились дружеские взаимоотношения, появились общие цели, сложилось коллективное мышление. Это довольно сложная и кропотливая работа, которая должна носить системный характер быть планомерной и ежедневной. Среди большого количества совместных мероприятий, которые проводит педагог с детьми в этом направлении, высокой эффективностью обладают игры на сплочение коллектива в начальной школе.

Особенности формирования детского коллектива в начальной школе

Для младших школьников преобладающий вид деятельности — игровой. Ребенок через игру примеряет на себя социальные роли, включается в систему социальных отношений. При этом примечательно, что главным мотивом таких дидактических игр является не манипуляции с предметами, а общение детей друг с другом, их взаимодействие.

Используя дидактические игры для сплочения детского коллектива необходимо учитывать, что сплочение происходит постепенно и проходит разные стадии. Поэтому в каждом классе цели и задания, реализуемые в ходе работы над сплочением коллектива, значительно отличаются друг от друга. Педагогу важно это учитывать при выборе игры, ориентируясь на те результаты, которые он планирует получить после ее проведения.

Этапы сплочения коллектива детей в начальной школе

1 класс

В 1 классе коллектив находится на стадии зарождения. Дети мало знают друг о друге, не имеют налаженных коммуникативных связей между собой. Учитель может предлагать им игры, которые помогут ближе познакомиться, установить приятельские отношения и даже объединиться в микрогруппы (на принципах интуитивной симпатии).

1 класс

Получить больше информации об одноклассниках, выявить ребят со схожими интересами или способностями может помочь игра на сплочение «Граница». Правила проведения просты: дети выстраиваются в шеренгу, учитель на расстоянии 2-3 метров от них проводит границу. Далее он оглашает задание:

·         у кого есть брат;

·         кому 7 лет;

·         кто недавно ходил в кино;

·         кто любит рисовать;

·         у кого есть дома кошка и т.д.

Школьники, к которым относится указанный признак, должны перейти через эту линии и собраться на другой стороне. Информация, которую дети узнают после этой игры, может послужить поводом для дальнейшего более тесного общения.

  Так же это могут быть такие упражнения, как «Строй», «10 секунд» и др.

Игровое упражнение «10 секунд» позволяет повысить эмоциональное составляющее класса, сократить дистанцию в общении и узнать друг друга лучше. Тренинг следует проводить в просторном помещении, лучше всего в спортивном или музыкальном зале. Время игры составляет не более 15 минут.

Ход игры: по сигналу педагога ученики начинают хаотично перемещаться по залу, но как только прозвучит задание, ученикам следует в течение 10 секунд самостоятельно распределиться по группам согласно заданным критериям (цвет волос, цвет брюк, форма обуви, хобби, цвет глаз и т.д.). Критерии подбираются в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

Всем построиться!

Участники делятся на 2 команды. По сигналу за короткое время игроки должны построиться в соответствии с каким-либо признаком: по количеству пуговиц, карманов, цвету волос или глаз, по росту, размеру обуви.

    Удаленная работа обернулась для нас новыми эмоциональными вызовами. Одна из невидимых причин стресса и усталости — выключение нашего тела из пространства коммуникации. И мы сейчас даже представить не можем, чем всем нам угрожает вынужденный эксперимент по проживанию в условиях физической и тактильной изоляции. Особенно это касается детей.

Обычно сложно даже подсчитать, как часто мы вступаем в физический, тактильный контакт с другими. Наше тело живет довольно спонтанно и бессознательно играет огромную роль в повседневной коммуникации, внутренней и внешней. Эпоха COVID-19 заставила нас удивиться цифрам о том, например, сколько раз в час человек дотрагивается до своего лица (около 20), и задуматься о том, что теперь будет с нашими естественными тактильными привычками, приветственными рукопожатиями, поцелуями в щеку, объятиями, похлопываниями по плечу и десятками других еще менее заметных тактильных жестов.

Межличностные отношения в детском возрасте рассматриваются как субъективно переживаемые связи между детьми, определяемые межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности. Межличностные отношения в детских группах представляют собой достаточно сложное социально-психологическое явление. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми и сверстниками являются фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания.

Младший школьный возраст- это особый период в жизни ребенка. С приходом ребенка в школу, указывает Д.Б. Эльконин, происходит перестройка всей системы отношений с действительностью. Решающим фактором социализации при поступлении ребенка в школу является овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Одновременно с этим младший школьник включается в другой значимый процесс усвоения социального опыта в школе – в межличностные отношения. Г.А. Цукерман подчеркивает, что общение со сверстниками дает младшему школьнику то, что в принципе не может дать общение с взрослыми: критичность к мнениям и поступкам других людей, независимость от их воли и желаний. Когда дети, общаясь с другими детьми, ребячатся, дурачатся, ведут себя как-то особенно несерьезно, не по-взрослому, они обретают большую самостоятельность и независимость, чем в “серьезных общениях” с взрослыми.

Поэтому так важны упражнения, которые предполагают тактильное взаимодействие детей.

Игра «Здравствуй друг»

Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.

- Здравствуй, друг! (Жмут друг другу руки).

- Как ты тут? (Хлопают правой рукой по левому плечу партнера).

- Где ты был? (Осторожно треплют ухо).

- Я скучал! (Складывабт руки на груди).

- Ты пришел! (Разводят руки в стороны).

- Хорошо! (Обнимаются).

Затем стоящие во внешнем кругу делают шаг в сторону, тем самым производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока опять не встретятся первые пары.

    Очень интересно проходит игра «Стиральная машина». Здесь дети не только получают тактильное общение, но и учатся его контролировать»

СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА

Игроки выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 50см.Один игрок с закрытыми глазами проходит через строй (механизм стиральной машины). Игрок должен быть расслаблен. Задача других игроков – «постирать» ведущего, касаясь его, одергивая, поправляя. Не забывайте, что машина–«Indesit», а, следовательно,

«стирка» должна быть щадящей и не приносить неприятных ощущений ведущего.

Результат- раскрепощение.

 

2 класс

2 класс является периодом формирования основ коллектива. Именно на этом этапе наиболее часто возникают межличностные конфликты на основе разных ценностных ориентиров у детей, могут появиться «изолированные» школьники. Еще одной проблемой является проявление психологических барьеров: если первоклассники ведут себя искренне и открыто, то во втором классе у детей может возникнуть замкнутость, страхи, истеричность.

Дидактические игры, проводимые с второклашками, должны быть направлены на формирование общих правил поведения в коллективе, выработку навыков взаимодействия, решение и предупреждение конфликтных ситуаций, преодоление психологических проблем.

2 класс

Детей во втором классе нужно учить говорить о своих чувствах и уметь понимать настроение и эмоции других. Такая возможность у них появляется во время игры «На что похоже настроение». Для ее проведения лучше расположить детей по кругу и предложить продолжить фразу «Мое настроение сегодня похоже на…». Может быть задана определенная тема для сравнения: время года, цвет, цветок, зверь и т.д. Чтобы показать пример ответа, первым высказывается учитель. В конце игры можно провести обсуждение, определить, кто сегодня злится или печалится и почему, а также предложить детям помочь своим одноклассникам улучшить настроение.

Если дети в классе еще не могут или стесняются выразить свое настроение словами, можно предложить использовать для этого мимику, позы, жесты. В игре «По грибы» нужно выбрать грибника, а остальным ученикам предложить изобразить любой гриб, но так, чтобы по его виду было понятно съедобный он или нет. Грибник, рассматривая замерших детей, должен их разделить на две группы. После этого можно предложить детям высказаться, почему они захотели изображать именно такой гриб.

Поможет научиться взаимодействовать и игра «Молекулы», которая может быть использована от простейших вариантов до самых сложных.

Один из самых простых вариантов игры «Молекулы».  , это распределение по количеству ( учители показывает 1, 2, 3, 4, пальца, а дети формируют группы). Можно предложить стать всем, у кого цифра 1 и т.д. Можно собрать группы «123». Можно усложнить:

Каждый ребенок должен получить табличку с буквой (цифрой или рисунком). Далее дается задание:

·         составить слово;

·         составить пример;

·         составить рецепт борща и т.д.

Детям нужно не просто объединиться, но и правильно скоординировать свои действия, чтобы восстановить правильную последовательность.

Так же во 2 классе дети должны научиться решать конфликтные ситуации. Для этого можно использовать упражнение Имя – ассоциация

Дети располагаются по кругу. Каждый по очереди называет свое имя и добавляет слово, с которым он себя ассоциирует. Можно предложить конкретную тему для таких ассоциаций: цвет, цветок, природные явления и т.д.

·         Игра «Растительные обзывалки» — можно выразить негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями и другие.

Подними монету
Эта игра учит договариваться. Для того чтобы ее провести, понадобится книга большого формата или что-то подобное, на чем одновременно смогут стоять двое детей. Также нужны две монеты или два камешка.
Каждый из детей ищет партнера, с которым они часто конфликтуют. Участники встают на книгу и кладут на свободные края книги две монеты. Каждый из них должен поднять одну монету. При этом запрещается наступать на пол или держаться за что-нибудь. Дети могут поддерживать друг друга, им разрешается разговаривать. У каждой пары есть 3 минуты на подготовку. При желании можно потренироваться, естественно, без книги. Пары приступают к выполнению задания по очереди. Остальные наблюдают и готовятся. Нельзя громко разговаривать, давать советы или критиковать. В конце все аплодируют.

    Хорошим способом развивать у детей умение договариваться является предложение придумать сказки о дружбе, о способах поиска друзей, о конфликтах внеземных цивилизаций.

3 класс

В 3 классе происходит сплочение коллектива. Дети готовы выполнять общественные поручения в классе, проявляют заинтересованность в совместной деятельности. Вместе с тем именно в этот период наиболее полно раскрываются личностные качества каждого ребенка, дети осознают свою индивидуальность.

При выборе дидактических игр для данного этапа необходимо отдавать предпочтение тем, которые будут давать возможность ребенку чувствовать себя частью коллектива, показывать значимость его деятельности для всего класса, подталкивать детей к объединению в группы для достижения поставленных целей, проявлять поддержку друг другу.

3 класс

Помочь ребенку выразить свою индивидуальность, проявить свои склонности поможет игра «Автопортрет». Детям дается задание нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта — любимую пищу, вместо волос — то, о чем любит думать и т.д. После выполнения задания можно устроить выставку картин.

КАРАБАС

На сплочение. Для проведения этой игры дети садятся вкруг, вместе с ними садится учитель, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку про Буратино и помните бородатого Карабаса – Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы

– куклы. Я произнесу слово: «КА – РА - БАС» и покажу на вытянутых руках какое – токоличество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев.

НЕ СОБЬЮСЬ

Счет по очереди. Вместо числа, которое имеет цифру 3 или делится на 3, произносится фраза: «Раз, два, не собьюсь».

 

4 класс

Учеников 4 класса можно охарактеризовать как сформировавшийся коллектив, члены которого проявляют заинтересованность в социально значимой деятельности и могут давать оценку поведения своих одноклассников, нести общую ответственность. В таком коллективе есть актив, который руководит жизнью класса, выделяются дети с лидерскими запросами. 

В дидактических играх, проводимых в 4 классе, нужно предлагать детям выступать в качестве организатора, учить их взаимопониманию и умению координировать свои поступки с одноклассниками, согласовывать общее поведение. Рекомендуются игры, в которых школьники должны придумать способ реализации поставленного задания, иметь возможность выбрать свой вариант действий. Стоит обратить внимание на сюжет игр и перейти от детских сценариев к ситуациям практической направленности.

4 класс

Навыки самооценивания и оценивания одноклассников, выражение своего мнения, коллективная сплоченность — все эти качества развиваются во время игры «Цветная паутинка». Детям нужно встать в круг. Первый участник получает клубок ниток. Он должен несколько раз обмотать ниткой палец на руке и называть свои черты характера «Я…». После этого он продолжает: «Мне нравится…, потому что он(а)…» и перекатывает клубок ниток к тому, кого он назвал. Следующий игрок делает то же самое. Игра продолжается, пока все дети не окажутся связанными в одну паутинку. Допускается, чтобы один ребенок был выбран несколько раз. При этом надо следить, чтобы не осталось детей, не включенных в общую паутину. После игры рекомендуется обсудить, что в каждом человеке есть что-то хорошее, надо уметь это подмечать. И, конечно же, стоит обратить внимание на то, что эти нити символизируют дружеские отношения, коллективные связи между детьми.

Выразительные движения

       Описание игры: ведущий предлагает выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щёки, втянуть щёки в полость рта. Затем ведущий предлагает показать жестом слова: высокий, маленький, там, я, здесь, он, толстый. Покажите, как мы выглядим, когда нам холодно; когда болит живот; когда несём тяжёлую сумку.

Конкурс хвастунов

    Описание игры: ведущий объявляет о том, что проводится конкурс хвастунов. Нужно лучше всех похвастаться. А хвастаться мы будем не собой, а своим соседом слева. Ведь это так приятно, иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на соседа, подумайте, какой он, что в нём хорошего, чем он может понравиться?

         Слепой паровозик

Участники разбиваются на команды по 3-4 человека и образуют своеобразный «поезд», цепляясь за талию впереди стоящего «вагончика». Видит путь только ребенок, изображающий последний вагон, у остальных завязаны глаза. Задача «паровозика» - под руководством зрячего дойти до нужного места, не сбившись с дороги.

ПРОВОДНИК

Дети выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи друг другу.

правила:

1.                  Нельзя разговаривать.

2.                  У всех, кроме последнего, закрыты глаза.

3.                  Последний человек—машинист «поезда».

4.                  Хлопок по левому (правому )плечу—поворот влево (вправо).

5.                  Хлопок по обоим плечам— вперед.

6.                  Двойной хлопок по обоим плечам—назад.

7.                  Хлопок по обоим плечам дробью—стоп.

Задача машиниста: провести «паровозик» несколько поворотов (о направлении пути сообщает вожатый). Для продолжения игры последний участник становится впереди всех.

КТО БЫСТРЕЕ?

Команда выполняет задания быстро и четко.

1- й вариант. Постройте, используя всех игроков команды:квадрат;

треугольник;круг;

ромб;угол;

букву;

птичий косяк.

2- й вариант. Построиться в шеренгу по:

  росту;

  цвету волос;

  алфавиту имен;

размеру ноги.

Дружный класс — мечта любого классного руководителя. Если в классе имеется сложившийся коллектив, с ним гораздо легче работать педагогам, да и самим детям в школу ходить приятнее и радостнее, а значит, и учеба становится более продуктивной. Поэтому в педагогике очень часто используются специальные коммуникативные игры на сплочение класса, повышающие социализацию.

Во время тренинга на сплочение коллектива школьники смогут показать свои лучшие стороны, иногда неожиданно для себя и для всей группы. В будущем классному руководителю наверняка будет приятно напоминать им об этих качествах, ненавязчиво развивая их и усиливая атмосферу дружбы и взаимовыручки в классе.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Одной из главных задач учителя начальных классов является формирование сплоченного детского коллектива

Одной из главных задач учителя начальных классов является формирование сплоченного детского коллектива

Всем построиться! Участники делятся на 2 команды

Всем построиться! Участники делятся на 2 команды

СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА Игроки выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 50см

СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА Игроки выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 50см

Игра «Растительные обзывалки» — можно выразить негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями и другие

Игра «Растительные обзывалки» — можно выразить негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями и другие

Рекомендуются игры, в которых школьники должны придумать способ реализации поставленного задания, иметь возможность выбрать свой вариант действий

Рекомендуются игры, в которых школьники должны придумать способ реализации поставленного задания, иметь возможность выбрать свой вариант действий

Построиться в шеренгу по: • росту; • цвету волос; • алфавиту имен; размеру ноги

Построиться в шеренгу по: • росту; • цвету волос; • алфавиту имен; размеру ноги
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2021