Дополнительная образовательная программа
кружка
«ДОБРИК»
Возраст учащихся:
7-11
Срок реализации:
2 года
Составитель:
Кабешова Светлана Григорьевна
руководитель кружка
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Пояснительная записка
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
2. |
Цель, задачи
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
3. |
Принципы реализации программы
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
4. |
Формы организации
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
5. |
Ожидаемые результаты
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
6. |
Учебно - тематический план занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
7. |
Методическое обеспечение
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
8. |
Используемая литература
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа духовно - нравственного кружка «Добрик» разработана в соответствии с государственными и ведомственными нормативными документами, определяющими и регламентирующими образовательный процесс:
· Конституция Донецкой Народной Республики;
· Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72);
· Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.
· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;
· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;
· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи».
Программы: И.В.Волоховкая, В.А. Волоховский «Азбука человечности»- интегрированный курс 1- 4 класс, Н.И Громак «Библейские истории и христианская этика» - факультативный курс 1-7 класс.
НАПРАВЛЕННОСТЬ дополнительной образовательной программы – духовно-нравственная. Она призвана содействовать на формирование всесторонне развитой личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.
Духовно - нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе образовании: духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основными его направлениями, а основной формой - служение добру, служение людям.
Концепция предлагаемой программы строится на актуальности для жителей ДНР вопросов духовно – нравственного воспитания. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания ответственности сегодняшних школьников не только за свою судьбу, а также за судьбу ближних, сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.
В связи с этим видим педагогическую целесообразность в составлении учебной программы так, чтобы темы изучались последовательно, от легкого к сложному, были взаимодополняемые. Особое внимание предлагается уделить практическим занятиям.
Новизна программы заключается в разработке ее в соответствии с требованиями нынешнего времени и задачами Донецкой Народной Республики. Программа включает логически взаимосвязанные разделы. Разделы в совокупности составляют область знаний, охватывающую теорию и практику по духовно- нравственному развитию личности.
Программа ориентирована на воспитание духовно-нравственной личности, благотворно влияя на все стороны развития.
Отличительной особенностью программы является расширение тематика занятий по основным духовно- нравственного воспитания, что позволит более качественно подготовить обучающихся к жизни в обществе.
Роль кружковой работы в заключается в духовно- нравственном воспитании ребенка, -в создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Духовно- нравственное воспитание содействует формированию у человека:
- нравственных чувств,
- нравственного облика,
- нравственной позиции,
- нравственного поведения.
Цель программы:
Гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций родного народа
Задачи:
· Разработка серии занятий по формированию доброго отношения друг другу, родителям, природе; развитие принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим;
· Участие в различных мероприятиях по формированию чувств добра, сохранения исторической преемственности поколений, воспитания патриотов ДНР;
· Участие в акции «Спешите делать добро»;
· Проведение мониторинга уровня воспитанности;
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – первая группа 7-8 лет, вторая группа 9-11 лет. Программа предназначена для использования в работе кружков духовно-нравственного воспитания для учащихся 1 – 4 классов.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана:
- на 75 часов, по два часа в неделю, в течение учебного года, при реализации в условиях общеобразовательного учреждения;
Принципы реализации программы
Принцип комплексности. Предусматривает согласованные действия руководителя и родителей
Принцип системности, непрерывности и преемственности. Определяет необходимость реализации программы согласно календарным планам руководителя
Принцип научно – методической обоснованности. Определяет необходимость планирования и проведения некоторых мероприятий совместно с духовными священниками
Принцип валеологической направленности. Учет возрастных индивидуальных особенностей и характер школьника
Принцип приоритета позитивных воздействий
При реализации программы возможен широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, программа реализуется по следующим направлениям:
«Учусь доброте»
Жизнь дана на добрые дела»
«Вместе все преодолеем»
- занятия с использованием документов и привлеченных дополнительных материалов из тематических источников;
- самостоятельные работы школьников;
- задания, направленные на групповую форму;
- выполнение практических занятий через ролевые игры;
- уроки-презентации, творческие лаборатории, уроки-проекты и др.;
- уроки с использованием мультимедиа.
Формы организации учебного процесса:
- классно-урочная;
- групповая;
- индивидуально-групповая;
- фронтальная;
- практикумы.
Формы контроля знаний и умений учащихся:
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум;
- тестирование;
- урок-зачет.
В процессе использования педагогических технологий, а именно: технологии критического мышления, технологии проектного обучения, ИКТ – технологии, технологии интерактивного обучения; через практическое применение вышеперечисленных технологий достигаются предполагаемые результаты:
· Повышение уровня самосознания.
· Развитие эмоционально-волевых свойств.
· Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
· Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.
· Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.
· Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов реализации программы. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения практических работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учащимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
· Система оценки достижений планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля знаний включает:
· 1 Стартовую диагностику (заключается в проверке уровня общей готовности в начале учебного года): проводится в виде теста.
· 2. Текущий контроль: проводится в форме фронтального опроса, работы с карточками, взаимопроверки.
· 3. Тематический контроль: (контроль в конце изучения темы, главы) проводится в виде теста, самостоятельной работы.
· 4. Итоговый контроль (контроль по окончании учебного года): проводится в виде теста, итогового практического занятия либо учебно-практических работ.
Ожидаемые результаты. По итогам обучения учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
· О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
· О стремлении к самосовершенствованию.
· О культуре поведения и общения.
УМЕТЬ:
· Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
· Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
· Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми
· Заниматься самовоспитанием.
Учебно-тематический план занятий
1- год обучения
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
Теоретических |
Практических |
1 |
Раздел №1. Правила поведения в школе |
6 |
4 |
2 |
2 |
Раздел№2 О добром отношении к людям |
10 |
6 |
4 |
3 |
Раздел №3. Как стать трудолюбивым |
7 |
4 |
3 |
4 |
Раздел №4. Правила опрятности и аккуратности |
4 |
4 |
|
5 |
Раздел №5. Культура общения |
9 |
2 |
7 |
6 |
Раздел №6. Общечеловеческие нормы нравственности |
4 |
4 |
|
7 |
Раздел №7. Дружеские отношения |
11 |
6 |
5 |
8 |
Раздел №8. Понять другого |
10 |
5 |
5 |
9 |
Раздел №9. Азы православия |
14 |
13 |
1 |
|
Всего |
75 |
48 |
27 |
Учебно-тематический план занятий
2 – год обучения
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
Теоретических |
Практических |
|
1 |
Раздел №1.Культура общения |
9 |
4 |
5 |
|
2 |
Раздел №2 Самовоспитание |
7 |
1 |
6 |
|
3 |
Раздел №3. Общечеловеческие нормы нравственности |
10 |
5 |
5 |
|
4 |
Раздел №4. Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? |
8 |
2 |
6 |
|
5 |
Раздел №5. Культура общения |
9 |
3 |
6 |
|
6 |
Раздел №6. Самовоспитание |
7 |
4 |
3 |
|
7 |
Раздел №7. Общечеловеческие нормы нравственности |
10 |
5 |
5 |
|
8 |
Раздел №8. Искусство и нравственность |
8 |
3 |
5 |
|
9 |
Раздел №9. Азы православия |
7 |
7 |
|
|
|
Всего |
75 |
34 |
41 |
|
Методическое обеспечение образовательной программы духовно – нравственного воспитания «Добрик», учитывая специфику предмета, наличие материально-технического обеспечения в рамках требований Программы для общеобразовательных организаций включает в себя создание мультимедийных средств обучения для проведения занятий; разработку сценариев традиционных и инновационных праздников ко Дню Святого Николая, Рождеству Христову, Пасхи, Празднику Жен Мироносиц, разработку положений школьных акций «Благовест», «Твори Добро», «От сердца к сердцу», «За окошком Рождество», «Добродел», «Помогай», «Рождественка радуга», «Пасхальное чудо» конкурсов и театральных представлений; организацию и проведения Дня Доброты, Дня Заботы, месячника «Добрых дел», Дня Ангела. освещение опыта работы в средствах массовой информации.
Использованная литература
1. Детская библия.
2. Закон Божий для семьи и школы – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1987г.
3. Хрестоматия по духовному духовно – нравственному и патриотическому воспитанию детей 1-4 год обучения.- Н.В.Маслов, 2008 г.
4. Толковый педагогический словарь в 2-х томах – Н.В. Маслов,2008г.
5. Житье святых – Л.И.Денисов, 2003 г.
6. Готово ли сердце? – рассказы Б.Ганго, 2006г.й1
7. О воспитании девиц в духе истинно христианском.- Н.В. Маслов,2005 г.
8. Детям о православной вере.-2006 г.
9. Навстречу детским сердцам.-2003 г.
10. Цветы для спасителя. – Б.А.Ганго,2006 г.
11. Азбука нравственного воспитания - И.А. Каирова, 2002 г.
12. Журналы «Клинские чтения», -2009г. и другие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.