Практика применения инструментов цифровых технологий в начальной школе
Автор статьи: учитель иностранного языка
МБОУ «СОШ №2» г. Тарко-Сале Пуровского района
КЛЕСОВА АЛЬБИНА РАДМИРОВНА
Сложившаяся в последние годы непростая ситуация с пандемией, вызванная вирусом Covid-19, подтолкнула многих педагогов к поискам и освоению новых технологий, методов и приёмов обучения, направленных на продуктивное усвоение материала учащимися во время дистанционного обучения. Освоение технологии проведения онлайн-уроков на платформе «zoom» позволило нам продолжить процесс обучения в те периоды, когда наше население вынуждено было соблюдать режим самоизоляции, а теперь помогает и при закрытии отдельных классов на карантин. Работа на одной платформе показала, что возникла необходимость в изучении и других образовательных платформ, позволяющих нам разнообразить занятия как в онлайнформате, так и в офлайн. До пандемии, конечно же, у меня была систематизирована работа на таких образовательных платформах как «Учи.ру» и «ЯКласс», но их было недостаточно, поскольку они не отражают в полной мере суть конкретного УМК. Следует отметить, что не стоит от них отказываться. Возможности данных платформ обновляются и колоссально расширяются, поэтому я и сегодня активно использую их в своей педагогической практике.
Многочисленные вебинары, семинары, форумы, конференции и, конечно же, курсы повышения квалификации по применению дистанционных технологий в обучении помогли мне перестроить свою работу и освоить такие онлайн-сервисы как «Google Forms», «Kahoot», «Quezizz» и многие др. Всего пару лет назад всё это казалось далёким, достаточно сложным для понимания учителя, который в сжатые сроки должен был научиться многому и реализовать это на практике. Теперь понимаю, что это был обычный страх, возникающий при столкновении с большим потоком информации и навалившимися обязанностями.
В данной статье мне хотелось бы остановиться на таких онлайн-сервисах как «Google Forms» и «Kahoot»: вкратце описать возможности их использования в области преподавания, а также поделиться примерами своих авторских наработок. Ссылки Вы найдёте ниже в разделе «Банк заданий в онлайн-сервисах «Google Forms» и «Kahoot».
Свою работу в сервисе «Google Forms» я начала с создания аккаунта на сайте Google [1].
«Google Forms» - это онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайнтестирований, опросов, связанный с облаком и таблицами. Сервис имеет много настроек. При оформлении тестовых заданий можно использовать иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Имеется хороший выбор типов вопросов: открытый тип заданий (самостоятельный ответ ученика по заданию), закрытый тип (тестовая форма: альтернативный ответ, множественный выбор, установление соответствия, правильной последовательности) [2]. Учитель выбирает для учащихся типы вопросов в зависимости от преследуемых целей и задач при изучении определённого материала. После составления тестовой работы можно проверить её корректность через кнопку «Просмотр». С инструкцией поэтапного составления заданий можно ознакомиться на сайте «Медиа Нетологии» [3].
Несомненным преимуществом использования сервиса «Google Forms» является то, что информация о результатах выполненных работ как отдельного ученика, так и всего класса отражается в таблице. Оценивание автоматизировано, что облегчает задачу учителя при проверке заданий.
«Kahoot» - это платформа для проведения викторин и тестов в игровой форме с музыкальным сопровождением. Учитель может создать как авторские викторины, так и воспользоваться готовыми тестами коллег со всего мира. При создании заданий педагог может установить время ответа на каждый вопрос отдельно в зависимости от уровня его сложности. Следует подчеркнуть, что количество доступных типов вопросов зависит от пакета услуг, который выбрал учитель в своём личном кабинете (базовый, т.е. бесплатный или премиум). Для игры учащимся необходимы мобильные телефоны, интерактивная доска и, соответственно, доступ к интернету. Оценивание с указанием набранных очков/баллов автоматизировано, как и в сервисе «Google Forms». С подробной инструкцией по регистрации на сайте kahoot.com, а также по созданию онлайнвикторин/опросов/тестов можно ознакомиться на сайте корпорации «Российский учебник» [4].
Учитывая вышеизложенное, можно отметить несомненное преимущество использования цифровых технологий и интернет-ресурсов в процессе обучения, поскольку они в значительной степени расширяют возможности учителя при подготовке к урокам, активизируя его творческую деятельность, а также в некоторой степени облегчают его нагрузку, если речь идёт о проверке и оценивании работ. Ключевым моментом является то, что образовательные онлайн-платформы способствуют повышению мотивации учащихся, повышению качества обучения за счёт новизны, интерактивности, привлекательности предъявляемого материала. Тем не менее, стоит помнить, что цифровые технологии не могут в полной мере заменить педагога, который использует на своём уроке возможности данных ресурсов только в комплексе с другими методами и приёмами обучения.
Банк заданий в онлайн-сервисах «Google Forms» и «Kahoot»
https://kahoot.it/challenge/05819533?challenge-id=4738f090-8d92-441a-8965ede6b80118dc_1645280561514 (Онлайн-викторина в 3-м классе «Food». Game PIN: 05819533)
https://kahoot.it/challenge/09701441?challenge-id=4738f090-8d92-441a-8965ede6b80118dc_1645280335720 (Онлайн-викторина в 3-м классе «I know». Game PIN: 09701441)
https://forms.gle/UNG62XFhwnskobD37 (Проверочная работа в 3-м классе «Food. My toys»)
https://forms.gle/DBiPEqLAjqvxiXKr5 (Проверочная работа в 3-м классе "Pronouns")
https://forms.gle/BvXMhwFxSWZV9Jwe8 (Домашнее задание в 3-м классе «My mood»)
https://forms.gle/iXbY22xNnVKp21Xn9 (Подготовка к контрольной работе в 3-м классе по теме "My family")
https://forms.gle/JuoL1T8Lq9BbWUYG7 (Самостоятельная работа в 3-м классе по итогам 4й четверти)
https://forms.gle/hAuekHgSZ8fXaTkN8 (Домашнее задание для 4-го класса «Глагол "to be" во времени Past Simple»)
https://forms.gle/J7YUm9oCYemwBpXv7 (Тест в 4-м классе по теме "Litter in the park")
https://forms.gle/x5ysAfuQCfBJVhbj7 (Проверочная работа в 4-м классе «Modal verbs»)
https://forms.gle/4JdGtyB6xoS7qx1Z8 (Самостоятельная работа в 4-м классе по теме
«Модальные глаголы. Времена группы «Simple»)
Используемые источники
1. https://accounts.google.com (создание гугл-аккаунта)
2. https://pedsovet.su/metodika/5976_vidy_i_formy_pedagogicheskih_testov (Виды тестовых заданий, которые можно использовать для оценки знаний учеников и студентов. Как правильно сформулировать тестовые задания?)
3. https://netology.ru/blog/google-formy (Медиа Нетологии «Все возможности Google
Forms»)
4. https://rosuchebnik.ru/material/kahoot-servis-dlya-organizatsii-onlayn-viktorin-testov-ioprosov/ (Корпорации «Российский учебник» «Kahoot! – сервис для организации онлайнвикторин, тестов и опросов»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.