Доклад "Преподавание математики по ФГОС"
Оценка 4.6

Доклад "Преподавание математики по ФГОС"

Оценка 4.6
Семинары
docx
математика
5 кл—11 кл
11.03.2020
Доклад "Преподавание математики по ФГОС"
Доклад Преподавание математики по ФГОСс.docx

 

                          Доклад по теме:

                                        

«Преподавание математики в соответствии с требованиями        ФГОС.»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Подготовила

                             учитель  математики 

                             1кк. МКОУ «СОШ № 1

                        Евтухова Ирина Юрьевна

 

 

 

                               Районное МО учителей математики. Октябрь 2013

 

Преподавание математики в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок, не нужно насильно развёртывать лепестки, а нужно создать условия, при которых он сам распустится.

                                                                                                                                                     ЛЕВ ТОЛСТОЙ

 

   Настоящий учитель не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой.

                                                                                                                                                       МИХАИЛ СВЕТЛОВ Великая ценность образования — это не знания, а действия.

 

                                                                                                                                                                Г. СПЕНСЕР

С введением ФГОС изменились структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Главная задача стандарта — сделать ребенка «гибким», чтобы он не просто получил определенные знания, но и умел их применять, добывать самостоятельно, искать выходы из различных ситуаций. Даже сейчас на рынке востребованы профессии, о которых лет пять назад никто не слышал. А сегодняшние первоклассники окончат школу в 2021 году, и каковы будут требования нового времени, не знает никто.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий(сл)

 

Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Но родители не должны этого бояться и воспринимать как чрезмерную нагрузку. Знания он будет получать по сути те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием: зачем ему это надо знать, где и как это можно применить.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования формулируют требования и  к подготовке учителя.

Именно сегодня встает острая необходимость вооружить себя как учителя-предметника, не только теоретическими навыками введения ФГОС в основное звено, но и попробовать себя в качестве составителя рабочей программы по математике для продолжения введения стандартов начальной школы, т.е. для 5-6 классов

Образование в 5-6 классах школы является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».

Рабочая программа по предмету «Математика» разработана на основе примерных программ основного общего образования, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации.(сл)

Меняются требования к  методике преподавания(сл)

 

 

На уроках математики в  5,6 классах мною  осуществляется работа в соответствии с постепенным введением  во ФГОС. : происходит общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Все это обеспечивает  такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Учащиеся  5, 6 классов  занимаются по УМК под редакцией Е.А. Бунимович и Г.В.Дорофеева, что, по- моему, наиболее приемлемо в условиях перехода к ФГОС ООО. (сл.)На данный учебник для 5 класса можно переходить после любого учебника начальной школы. Ключевые темы курса раскрываются в учебнике увлекательно и наглядно, язык изложения доступен ученикам, соответствует их возрасту,  при этом сохранена научная достоверность и точность; имеются задания в виде тестов, что усиливает их развивающую роль и готовит обучающихся к будущим экзаменам в форме ЕГЭ. В учебнике прослеживаются межпредметные связи и реализован принцип дифференцированного обучения. Практическая направленность учебного материала реализуется в задачах качественного и экспериментального характера. Многие задачи содержат интересные факты из географии, истории, биологии, астрономии, физики, техники. Соседние задания в системе упражнений отличаются по содержанию и по формулировке, что помогает поддерживать интерес к математике и снимает утомление. Каждый практический разворот содержит представительный набор заданий и упражнений (от базовых до задач-исследований.)

В ходе учебного процесса задания  используются мною избирательно, с акцентом на соответствующую деятельность.

Эти виды деятельности таковы: работаем с текстом; выполняем упражнения; находим закономерности; анализируем и рассуждаем.

На уроках и в домашней работе также использую тетрадь- тренажер. Это пособие индивидуального пользования для учеников, задания выполняются непосредственно в нем.

Большую методическую помощь несет электронное приложение к учебнику. Оно включает: мультимедийные демонстрации; виртуальные лаборатории; интерактивные модели; интерактивные задания; тренажеры; тесты; игры и головоломки; материалы для математического кружка и организации внеклассной работы; нужные интернет-ссылки и др.

Возможности электронного приложения делают учебный процесс более привлекательным, личностно ориентированным с высокой степенью индивидуализации обучения.

При использовании данного УМК стараюсь на уроках добиваться красочного представление материала..

Материал излагаю небольшими порциями доступным языком, включая интересные материалы о происхождении математических терминов, что важно для формирования математической культуры.

В учебниках большое количество разнообразных задач практического и познавательного характера, способствующих расширению кругозора.

Стараюсь с их помощью  формировать самостоятельность мышления учащихся: учу за счёт таких заданий обосновывать ответы, выдвигать гипотезы.

Пространственные представления и воображение развиваю за счёт большого количества геометрических задач.

Необычно осуществляю преподнесение  нового материала, создавая изначально проблемную ситуацию, подталкивающую учащихся самим ее разрешать.

Помимо учебника к курсу 5-6 классов есть тетради-тренажёры, необходимые для отработки учебного материала, особенно со «слабыми» учениками, для которых большую помощь оказывают пошаговые упражнения, в которых нужно поэтапно заполнять пропуски. Ученик, который не мог сам сразу выполнить задание, видел по этой тетради-тренажёру, в каком направлении ему надо двигаться.

На уроках стремлюсь  осуществлять расширение информационного поля путем вовлечения в учебный процесс широкого набора медиаресурсов.

Таким образом из урока к уроку осуществляю деятельностный  подход к процессу обучения. Он является методологической основой концепции государственного стандарта общего образования второго поколения. Для этого подхода главным является вопрос, какими универсальными действиями должен овладеть ученик, чтобы решать любые задачи. А его главная идея состоит в том, что усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Формирование мотивации к обучению – актуальная задача для средних классов в связи с гормональной перестройкой организма учеников.

Для её решения можно применить сознательность и, самый действенный стимул, интерес к предмету. Опыт показывает, что если учащиеся достаточно результативно работают на предыдущем уроке, то с удовольствием включаются в решение поставленной мною проблемы и на следующем уроке. Поэтому так важно настроить каждого ученика на успех.

На этапе постановки проблемы, т.е. ситуации затруднения или противоречия, возникающие в процессе выполнения определенной задачи, для решения которой требуются не только имеющиеся знания, но и новые, я использую различные приемы.

Так на уроке «Метод Гаусса» при изучении темы «Действия с натуральными числами» учащимся рассказывается известный в истории математики случай (используется учебник): «Однажды в Германии в конце XVIII века, для того, чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание – сложить все числа от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один из учеников сказал ответ: сумма равна 5050. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, впоследствии стал великим математиком». А попробуйте и вы найти сумму чисел, для начала, от 1 до 10. Может быть, кто-то из вас найдет свой, новый способ вычисления сумм. Проблема сформулирована.

Учащиеся с энтузиазмом приступают к выполнению задания. Выясняем, что не хватает знания какого-то приема, чтобы не находить значение суммы в «лоб». А поэтому далее уже переходим к целеполаганию.

Осознание сути затруднения стимулирую соответственно проблеме – вопросами, например: «Готовы ли вы ответить на проставленные вопросы задачи?», «Почему не получается выполнить задание?» и т.д.

На этапе построения выхода из затруднения основным помощником является учебник и электронное приложение к учебнику, которое в информационно образовательной среде УМК занимает особое место. Учебник  является главным структурным элементом электронного приложения, что позволяет сделать процесс обучения более привлекательным, задействовать различные способы восприятия информации, вследствие чего повышается эффективность учебного процесса в целом..

 Чтобы новое знание не стало для учащихся проходящим, случайным явлением, оно должно перейти в его сознание и зафиксироваться там, в форме алгоритма или нового понятия. Незаменимым помощником на этом этапе является тетрадь-тренажер, особенно в работе со слабыми учащимися.

 На этапе самоконтроля и самооценки важно продемонстрировать самому ученику, что понятие или алгоритм в его сознании зафиксированы, что можно осуществить через самостоятельную работу по применению новых знаний, взаимопроверку и самостоятельное достижение успеха с помощью некоторого знания. Организация самоконтроля осуществляется путем сравнения своего решения с эталонным.

Рефлексия учебной деятельности на уроке – подведение его итогов в конце каждого. Цель этапа – осознание обучающего метода собственной познавательной деятельности

Помимо основного урочного математического образования, занимаюсь с учащимися 5,6 классов  дополнительным образованием .Дополнительное  математическое  образование  школьников  представляет  собой  особую,  самоценную  составляющую  школьного  дополнительного образования, неотъемлемую часть непрерывного математического образования, обеспечивающую  посредством  реализации  дополнительных  образовательных  и досуговых программ на основе свободного выбора и самоопределения учащихся. Целью такого образования для себя ставлю:

развитие логического мышления и математической речи учащихся, их интуиции, алгоритмической культуры, геометрических представлений, интереса к изучению математики, создание фундамента для изучения в следующих классах систематических курсов алгебры и геометрии, а также школьных предметов естественнонаучного цикла.

 воспитание упорства, аккуратности, способностей к преодолению трудностей,

 гражданской ответственности.

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных и нестандартных задач в математической области и смежных дисциплин; самостоятельной познавательной деятельности.

Курс называетя « Погружение в геометрию»(6 кл.), «Занимательная геометрия»(5 кл.). Это  погружение -через форму, окружающую действительность .

Это больше наглядная  геометрия с элементами абстрагирования. Основные методы изучения: наблюдения, анализ, элементы исследования. Темы: Что такое геометрия? Что изучает? Геометрия дождя и снега. Что такое дождемер? Сколько осадков выпадает в сутки? Математика и сказание о потопе. Геометрические головоломки(Измерение без линейки, Живой масштаб. Старинные меры длины).  Логика геометрических задач. Геометрия вокруг нас. Удивительные треугольники, загадочные квадраты. Многообразный мир линии. Геометрические иллюзии (Развитие понятии геометрической оптики, Иллюзия Перельмана, Мюйлера-Лайера и др.)

     Оразовательные результатов школьников следующие:

Предметные результаты – теоретические знания, практические  умения  и  творческие  навыки,  усвоенные  учащимися  в  рамках  освоения программы.

 Метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные умения (учебно-регулятивные, учебно-познавательные, учебно-коммуникативные).

Личностные результаты – формирование и развитие у школьника: познавательного интереса к предмету; математических способности; математической образованности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Доклад по теме: «Преподавание математики в соответствии с требованиями

Доклад по теме: «Преподавание математики в соответствии с требованиями

Преподавание математики в соответствии с требованиями

Преподавание математики в соответствии с требованиями

Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов,…

Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов,…

Большую методическую помощь несет электронное приложение к учебнику

Большую методическую помощь несет электронное приложение к учебнику

На этапе постановки проблемы, т

На этапе постановки проблемы, т

Курс называетя « Погружение в геометрию»(6 кл

Курс называетя « Погружение в геометрию»(6 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2020