государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области «Коррекционная школа-интернат»
(ГБОУ НСО «КШИ»)
Доклад
« Приоритетные направления воспитательной работы со старшими подростками»
Выполнила: Каракчеева А.В. воспитатель первой квалификационной категории
г. Куйбышев 2021 г.
Самое дорогое, что есть у человека – это его здоровье. И сохранить его – главная задача каждого. Одной из задач школы является сбережение здоровья учеников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь .Многое зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в школе значительную часть времени, заниматься их здоровьем должны и мы педагоги. В современном мире экологическая обстановка, природные катаклизмы , техногенные катастрофы уже привели к серьёзным климатическим изменениям, которые всё более негативно влияют на здоровье людей. Не лучшим образом сказывается на здоровье всё возрастающее психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.
Такая ситуация делает актуальным разработку здоровьесберегающих технологий в образовании. Здоровые дети – это основа жизни нации. Под здоровьем мы подразумеваем физическую, гигиеническую, душевную, социальную культуру человека. Одна из приоритетных задач образования на сегодня это сохранение
здоровья учащихся и педагогов, установка на здоровый образ жизни. Если человек физически здоров, то он может выполнять свои обязанности без лишней усталости. Если человек духовно здоров, он нравится себе таким, каков есть. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы, умеет находить новых друзей. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью, способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности.
Очевидно , что школа должна стать центром здоровья для детей и педагогов и никто лучше, чем школьные учителя и воспитатели, имеющие соответствующие знания , убеждения и навыки, вооружённые комплексом современных здоровьесберегающих технологий не сможет решить задачи по профилактике здоровья детей и подростков, а точнее научить их навыкам здоровья, таким, как гармоничная работа сердечно – сосудистой и дыхательной системы, правильная осанка.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит» - гиподинамию, то есть количество движений, сделанных ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Работами известного отечественного физиолога профессора И. А. Аршавского и его учеников установлено, что, двигаясь, организм не только расходует энергию, но и восполняет израсходованное. При этом он старается накопить энергию с некоторым избытком, запасом на будущее. И вот такой запас является базой, необходимым условием дальнейшего развития. За счёт этого растёт и развивается детский организм. Поэтому чем больше ребёнок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма. Поэтому одной из актуальных является проблема организации двигательной активности в течение дня. Нужно выработать у учащихся потребность заниматься физическими упражнениями не только на уроках физкультуры, но и в повседневной жизни.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Занятия спортом способствуют воспитанию мужества, силы воли, трудолюбия, благородства и милосердия. Высокие результаты в учёбе, спорте, улучшение здоровья, поддерживание отличной физической формы не оставляют места вредным привычкам . Учащиеся школы активно принимают участие в различных акциях: « Нет – наркотикам!», « Спид – реальность или миф?», «Молодёжь против туберкулёза», в районных и городских мероприятиях по данному направлению, регулярно участвуют в «Кроссе нации» вместе с педагогами . Во всех классах проводятся внеклассные занятия по здоровьесбережению , действует секция « Волейбол»,каждый вечер, если позволяет погода, ребята играют в футбол, регулярно проводятся игры на свежем воздухе, экскурсии, походы в лес, где так -же воспитатели продумывают игровую программу, просмотр специальных фильмов и их обсуждение. На внеклассных занятиях, на самоподготовке обязательно присутствуют физ.минутки. Занятия должны снимать нервное переутомление, предупреждать усталость, повышать умственную работоспособность и эмоциональную устойчивость.
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Занятие должно « увлечь школьников , взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься и проявить себя в творчестве. Через чувства, эмоции, самореализация личности учащегося происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности, и поэтому обогащение учащихся опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребёнка – его духовного здоровья.
Культура и полезные сведения о жизни приобретаются через знания. А сумму знаний о здоровье , позволяющих освоить навыки ЗОЖ, можно дать и получить. Всё это способствует созданию такого образовательного пространства, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющемся мире. В этом и заключается творческая задача педагога по реализации тематики формирования здорового образа жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.