Доклад «Проектная деятельность учащихся посредством использования ЭОР»
Оценка 4.6

Доклад «Проектная деятельность учащихся посредством использования ЭОР»

Оценка 4.6
docx
21.01.2023
Доклад «Проектная деятельность учащихся посредством использования ЭОР»
доклад использование ЭОР.docx

Доклад на заседании ШМО учителей английского языка: «Проектная деятельность учащихся посредством использования ЭОР».

Мизгирева Евгения Александровна, учитель английского языка, МОУ «Павловская СОШ», г.о. Истра

«Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти,
должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов 
чувств… приняли участие в акте запоминания».
К.Д. Ушинский

 

Об использовании новых информационных технологий и их роли в обучении в последнее время говорится много. Многочисленные Интернет-ресурсы (электронная почта, телеконференции и видеоконференции; справочные каталоги и поисковые системы, разговор в сети, возможность публикации собственной информации) широко используются на уроках английского языка. Но каждый учитель должен понять, что ИКТ - это не замена учителя, а средство при обучении, усиливающее и расширяющее возможности, позволяющее решить многие проблемы:

- личностно-ориентированного подхода, дифференциации обучения, учета уровня учащихся, 
- повышения мотивации, 
- формирования и развития коммуникационной культуры и т.д.

Учитель должен логично спланировать ход урока, качественно подойти к отбору ресурсов соответствующих возрасту и уровню, определить будут ли они способствовать решению поставленных задач.
 В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения.

Важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности. Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями.

Понятие цифровых (электронных) образовательных ресурсов является фундаментальным понятием. В состав его входят достаточно понятные и широко употребляемые термины. На основании их определений построим определение интересующего нас понятия.

Цифровой – представленный в виде последовательности цифр – чисел. В настоящее время при стремительном развитии информационных технологий особую популярность получает цифровая форма представления информации: цифровая фотография, цифровое видео и др.

Основная отличительная характеристика тех образовательных ресурсов, о которых идет речь – их цифровой характер, т.е. они должны быть представлены в цифровом виде.

Образовательный – т.е. направленный на изучение чего-либо, может быть использован в разных формах образования.

Ресурс, согласно толковому словарю, средство, к которому обращаются в необходимом случае.

Следовательно, образовательный ресурс можно определить как средство, к которому обращаются с целью получения образования, как ресурс, содержащий информацию образовательного характера.

Таким образом, под цифровым образовательным ресурсом будем понимать учебную, методическую, справочную, организационную и другую информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса, представленную в цифровом виде.

По целевому назначению: электронные образовательные ресурсы можно разделить на официальные, научные, учебные, учебно-методические, справочные.

Говоря о месте электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, необходимо учитывать особенности современного состояния образовательной системы, в которой соседствуют различные формы обучения, в том числе и комбинированные, а для них очень важно соответствующее методическое обеспечение самостоятельной работы. В соответствии с этим естественно требование, чтобы структура и способ представления учебно-методических материалов в электронном виде не только могли, но и должны были бы легко варьировать в зависимости от конкретной формы их использования. В конечном счете, необходимо обеспечить доступ к большему объему учебно-методических ресурсов для максимально возможного числа пользователей, а также поддержку индивидуального подхода и активных методов обучения и обратной связи.

Как и в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на известных дидактических принципах и правилах:

Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Именно на использовании этих важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-, фото-, видео - и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие;

Интерактивность. Во время занятий обучающийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти;

Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося;

Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно;

Научность изложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий;

Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации;

Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.

Весь понятийный материал учебного курса, за исключением справочной информации должен быть представлен в мультимедийной форме и озвучен диктором. Иначе говоря, ЭОР представлять собой достаточно эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти. Впрочем, тестовое содержание лекций должно быть также доступно учащемуся.

Рациональное использование учебного времени приводит к необходимости перестройки учебного процесса в случае активного использования электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП).

Урок - введение новой информации теряет свою актуальность в той форме, в какой он проводится в традиционной модели. Получение обучающимся новой информации происходит в основном не на уроке, а в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении обучающимися содержания ЭОР НП, работе с Интернет-ресурсами и другими информационными ресурсами: книгами, словарями, энциклопедиями и т. д.

Структура ЭОР включает в себя электронные учебные модули (ЭУМ) модули трёх типов: информационные, практические и контрольные. В различных дидактических моделях проведения уроков возможно использование всех типов ЭУМ.

ЭУМ И-типа:

-  предоставление учебной информации;

-  иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий;

-  организация самостоятельной работы.

-  ЭУМ П-типа:

-  закрепление знаний и применение их в практической деятельности.

-  ЭУМ К-типа:

-  повторение и закрепление пройденного материала;

-  текущий, тематический и итоговый контроль.

В рамках творческих практикумов и проектной деятельности на основе применения полученных обучающимися теоретических знаний организуется:

-  поиск возможностей применения известного способа для решения новой задачи;

-  интерпретация учащимися теоретических фактов в соответствующей области на основе предложенных дополнительных материалов;

-  моделирование процессов и явлений реальной жизни и других предметных областей на основе предложенных дополнительных материалов.

Учитель проверяет результаты выполнения практических заданий, связанных с содержанием курса.

Как известно, умение осуществлять деятельность по выполнению учебного проекта является интегрированным умением, включающим в себя:

–  анализ личного опыта;

–  формулирование цели и задач;

–  планирование деятельности;

–  поиск информации, ее анализ и преобразование;

–  применение имеющихся знаний на практике, для выполнения конкретных задач;

–  умение осуществлять самоанализ и рефлексию;

–  подготовку презентации результатов собственной деятельности.

Поговорим подробнее о портале Единой коллекции ЦОР. Сервис представляет собой ряд тематических подборок в виде комплектов учебно-методических ресурсов по предметам, внесенным в Федеральный базисный учебный план, а также примерных программ среднего общего образования.

Наглядность информационно-компьютерных технологий, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности детей, вызывает живой интерес обучающихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию. Преимущества компьютерных технологий открываются с самого начала и по мере их использования дают толчок к саморазвитию не только ученика, но и учителя, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.

Однако чрезмерное увлечение интерактивными технологиями и электронными образовательными ресурсами без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:

  • недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;
  • неправильное определение их дидактической роли и места на уроке;
  • несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;
  • бесплановость, случайность применения ИКТ;
  • перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.

Проведение интегрированных уроков, результативность проектной, исследовательской деятельности повышается при использовании ЦОРов.

Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где цифровые образовательные ресурсы применить необходимо. Практика показывает, что современный учитель не боится компьютерной техники, наоборот, с удовольствием учится работать на ней.

Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет нам осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

-  обеспечить положительную мотивацию обучения;

-  проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

-  обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

-  повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

-  усовершенствовать контроль знаний;

-  рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

-  формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

-  обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты

 


 

Доклад на заседании ШМО учителей английского языка: «Проектная деятельность учащихся посредством использования

Доклад на заседании ШМО учителей английского языка: «Проектная деятельность учащихся посредством использования

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах

Как и в традиционном обучении, современные

Как и в традиционном обучении, современные

Рациональное использование учебного времени приводит к необходимости перестройки учебного процесса в случае активного использования электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР

Рациональное использование учебного времени приводит к необходимости перестройки учебного процесса в случае активного использования электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР

Федеральный базисный учебный план, а также примерных программ среднего общего образования

Федеральный базисный учебный план, а также примерных программ среднего общего образования

Анализируя опыт использования

Анализируя опыт использования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2023