Доклад: "Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников".
Оценка 4.7

Доклад: "Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников".

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
другое
Взрослым
24.10.2021
Доклад: "Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников".
Целенаправленное развитие психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом и чтением, является основным методом профилактики. Работа включает следующие направления: 1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков. 2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации. 3. Развитие осязания, обоняния, определение различных свойств предметов. 4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений. 5. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий. 6. Развитие речевого дыхания. 7. Развитие силы голоса. 8. Развитие артикуляционного аппарата. 9. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Для доклада.doc

Доклад на тему:

Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников.

Главным направлением работы учителя – логопеда в начальной школе является

профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.

Письменная речь, формируется в условиях целенаправленного и системного обучения.

Процесс письма состоит из следующих операций:

 анализ звукового состава слова,

 перевод фонем в графемы, графические знаки,

 перевод графемы в движения необходимые для записи.

Детям с дисграфией и дислексией, необходима специальная логопедической

поддержка, специфические ошибки на письме не исправляются обычным методами. Эти

нарушения значительно легче предупредить, чем потом устранить.

Целенаправленное развитие психических функций, необходимых для полноценного

овладения письмом и чтением, является основным методом профилактики. Работа

включает следующие направления:

1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.

Упражнения:

Лабиринты-лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание,

безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в

зависимости от его уровня. 

Телесные буквы – придумать каким способом можно показать букву при помощи тела,

пальцев;

Обвести букву - по контурному изображению, по точкам;

Письмо в воздухе-логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.

2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.

Упражнения:

Посчитай до 30

Развитие зрительного внимания. На карточке нарисовано 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. На подобие проводиться игра Найди все буквы

3. Развитие осязания, обоняния, определение различных свойств предметов.

Упражнения: 

Что за буква? Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по

порядку с закрытыми глазами.

Нарисуй букву. Пальцем на руке нарисовать геометрическую фигуру (треугольник,

круг), буквы. Ребёнок отгадывает, что нарисовали.

4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать

звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов,

словосочетаний, предложений. 

Упражнения:

Домик для звука

Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество

слогов в слове, составить схему слова по картинке.

Найди отличия?

Развитие фонематического анализа

Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например:

мишка-мышка. 

Шифровка

Развивает фонематический анализ и синтез. Ребенку из последовательно выложенных

картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово.

Звонкое слово

Развивает слуховое внимание и произвольную память. Ребенок с логопедом называет

числительные с существительными. Нельзя назвать запретное слово пять, а из слов карандаш. Вместо называния запретного числа или слова нужно хлопнуть в ладоши.

5. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.

Упражнения:

Назови букву

Стимулирует ориентировку ребенка на листе бумаги.

Ребёнку предлагается карточка 3 столбика и 3 строки, в клеточках вырезные буквы.

Описывается расположение буквы, ребенок находит ее и называет.

Корректурная правка

Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с

одной буквы, увеличивая количество букв.

Пропущенные буквы

В тексте предлагаемом ребёнку пропущены буквы. Для этого ребёнку даётся, текст-

подсказка, где пропущенные буквы на месте. Упражнение способствует развитию

внимания и уверенность навыка письма.

6. Развитие речевого дыхания.

Нормализация правильного речевого дыхания.

Предлагается использование речевых зарядок, скороговорок для развития дыхательной

системы.

Использование пособий на развитие направления и силы выдоха.

При релаксации использование дыхательных упражнений

Отрабатывается речевой материал при разной силе голоса.

7. Развитие силы голоса.

Нормализация правильного дикционного произношения.

Развитие всех голосовых данных с учётом индивидуальных особенностей.

8. Развитие артикуляционного аппарата.

Используются артикуляционные упражнения.

Применение массажа и самомассажа.

9. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Развитие звукового анализа и синтеза.

Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения:

Дополни предложение

Развитие грамматического строя. Ребенку предлагается выбрать для себя несколько

символов — предлогов.

Произносится начало предложения, а ребенок заканчивает его, используя один из

своих символов. Например: Книга лежит ... столе.

Что за слово?

Для игры используются слова-действия. Ребенок придумывает действие, используя

части слова: вы-, при-, за- После этого составляет предложение. Например: Я

закрываю книгу.

Профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет

полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребёнка.


Доклад на тему: Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников

Доклад на тему: Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников

Упражнения: Что за буква? Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами

Упражнения: Что за буква? Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами

Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы

Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы

Профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребёнка

Профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребёнка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2021