Доклад на тему:
Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников.
Главным направлением работы учителя – логопеда в начальной школе является
профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.
Письменная речь, формируется в условиях целенаправленного и системного обучения.
Процесс письма состоит из следующих операций:
анализ звукового состава слова,
перевод фонем в графемы, графические знаки,
перевод графемы в движения необходимые для записи.
Детям с дисграфией и дислексией, необходима специальная логопедической
поддержка, специфические ошибки на письме не исправляются обычным методами. Эти
нарушения значительно легче предупредить, чем потом устранить.
Целенаправленное развитие психических функций, необходимых для полноценного
овладения письмом и чтением, является основным методом профилактики. Работа
включает следующие направления:
1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.
Упражнения:
Лабиринты-лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание,
безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в
зависимости от его уровня.
Телесные буквы – придумать каким способом можно показать букву при помощи тела,
пальцев;
Обвести букву - по контурному изображению, по точкам;
Письмо в воздухе-логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.
2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.
Упражнения:
Посчитай до 30
Развитие зрительного внимания. На карточке нарисовано 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. На подобие проводиться игра Найди все буквы
3. Развитие осязания, обоняния, определение различных свойств предметов.
Упражнения:
Что за буква? Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по
порядку с закрытыми глазами.
Нарисуй букву. Пальцем на руке нарисовать геометрическую фигуру (треугольник,
круг), буквы. Ребёнок отгадывает, что нарисовали.
4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать
звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов,
словосочетаний, предложений.
Упражнения:
Домик для звука
Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество
слогов в слове, составить схему слова по картинке.
Найди отличия?
Развитие фонематического анализа
Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например:
мишка-мышка.
Шифровка
Развивает фонематический анализ и синтез. Ребенку из последовательно выложенных
картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово.
Звонкое слово
Развивает слуховое внимание и произвольную память. Ребенок с логопедом называет
числительные с существительными. Нельзя назвать запретное слово пять, а из слов карандаш. Вместо называния запретного числа или слова нужно хлопнуть в ладоши.
5. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.
Упражнения:
Назови букву
Стимулирует ориентировку ребенка на листе бумаги.
Ребёнку предлагается карточка 3 столбика и 3 строки, в клеточках вырезные буквы.
Описывается расположение буквы, ребенок находит ее и называет.
Корректурная правка
Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с
одной буквы, увеличивая количество букв.
Пропущенные буквы
В тексте предлагаемом ребёнку пропущены буквы. Для этого ребёнку даётся, текст-
подсказка, где пропущенные буквы на месте. Упражнение способствует развитию
внимания и уверенность навыка письма.
6. Развитие речевого дыхания.
Нормализация правильного речевого дыхания.
Предлагается использование речевых зарядок, скороговорок для развития дыхательной
системы.
Использование пособий на развитие направления и силы выдоха.
При релаксации использование дыхательных упражнений
Отрабатывается речевой материал при разной силе голоса.
7. Развитие силы голоса.
Нормализация правильного дикционного произношения.
Развитие всех голосовых данных с учётом индивидуальных особенностей.
8. Развитие артикуляционного аппарата.
Используются артикуляционные упражнения.
Применение массажа и самомассажа.
9. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Развитие звукового анализа и синтеза.
Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
Упражнения:
Дополни предложение
Развитие грамматического строя. Ребенку предлагается выбрать для себя несколько
символов — предлогов.
Произносится начало предложения, а ребенок заканчивает его, используя один из
своих символов. Например: Книга лежит ... столе.
Что за слово?
Для игры используются слова-действия. Ребенок придумывает действие, используя
части слова: вы-, при-, за- После этого составляет предложение. Например: Я
закрываю книгу.
Профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет
полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.