Доклад
«Развитие и активизация смысловой речи слабослышащих школьников через внеурочную деятельность»
Базыма Л.Н.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.
Современное общество испытывает потребность в человеке, который бы отличался следующими качествами: высокий уровень коммуникативной компетенции, самостоятельность, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.
Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и первую очередь уроков русского языка и литературы. Но нельзя исключать того, что одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции учащихся является внеурочная работа по предмету.
Хорошо организованная и систематически проводимая она дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но которые необходимы в речевой практике. Она создает благоприятные условия для речевой практики: ученик упражняется в русской речи по мере своих сил и возможностей при активной помощи учителя и товарищей. Создаваемая на внеклассных занятиях речевая микросреда подготавливает учащихся к речевой деятельности на уроках русского языка. Поэтому данная работа в школе является актуальной.
Формирование коммуникативных навыков и умений для учащихся с проблемами слуха является важной жизненной компетенцией, так как от их уровня развития речи зависят возможности человека с недостатками слуха получить дальнейшее образование, работу, вести самостоятельный независимый образ жизни, т.е. социализация.
Под коммуникативной компетенцией понимается умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, устной и письменной речью, умением вести диалог и монолог в конкретных ситуациях.
Поэтому важной составляющей системы речевой коррекционной работы является внеурочная деятельность слабослышащих школьников.
Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на русском языке.
Обновление образовательных стандартов предполагает, что дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этому призвана способствовать сама структура стандартов нового поколения, в которой предусмотрено три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Причем требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Достижение таких результатов основывается на передовых достижениях отечественной психолого-педагогической науки. Реализация этого направления требует введения в школьную практику, помимо учебных занятий, системы внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности предполагает достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, таких, как:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение управлять своими учебными действиями (соотносить их с планируемыми результатами, контролировать свою деятельность в процессе достижения результата, определять способы действий, корректировать действия в соответствии с изменяющейся ситуацией);
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение работать индивидуально и в группе;
• смысловое чтение, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Цель внеклассной работы определяет конкретные образовательные и воспитательные задачи в нашей школе. Основными из них являются:
1) закрепление программного материала по русскому языку;
2) углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его закономерностях;
3) развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления;
4) формирование первичных орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;
5) пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;
6) воспитание интереса к чтению книг, формирование умений работать со словарями, привитие навыков самостоятельной работы с книгой;
7) развитие индивидуальных способностей учащихся;
8) воспитание чувства патриотизма, развитие нравственного и эстетического идеала, которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихся.
Указанные цели определяют задачи:
- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справочниками, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают, недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого необходимы ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью различных учебных дисциплин.
Что такое компетенция? Существует несколько трактовок термина:
1. Компетенция – от латинского compete – «добиваться».
2. Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью (толковый словарь под редакцией Д.И.Ушакова).
3. Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен («Словарь русского языка» С.И. Ожегова).
Остановимся на следующем определении:
Компетенции - постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации.
Различают более десяти ключевых компетенций. Каждая из них важна и необходима. Я хотела бы остановиться на коммуникативных компетенциях, поскольку они лежат в основе других. Невозможно формировать какую-либо компетенцию, если недостаточно сформирована коммуникативная компетенция.
Есть несколько формулировок определения коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке это:
- овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
- способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
- совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
Коммуникативная компетенция объединяет:
1). Лингвистическую компетенцию – Оформление речи. При изучении лексики и грамматики у учащихся формируются лексико-грамматические навыки;
2). Социолингвистическую компетенцию – учащиеся учатся применять языковой материал в соответствии с контекстом;
3). Дискурсивную компетенцию – построение текстов. При помощи диалога и монолога ученики овладевают коммуникативной деятельностью;
4). Прагматическую компетенцию – достижение цели. Перед учащимися ставится вопрос (намерение), они учатся находить на него ответ(результат). Происходит передача и восприятие смысла.
5). Социальную компетенцию – дети обучаются умению ставить себя на место другого и способности справиться со сложившейся ситуацией;
6). Социокультурную компетенцию – учащиеся применяют знания истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка.
Таким образом, в основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельность, творческую активность каждого ученика.
В основе организации внеурочной деятельности по русскому языку лежат следующие методические принципы.
Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь, на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся. Подобно урокам русского языка, внеклассные мероприятия по русскому языку должны способствовать привитию навыков практической русской речи. С этой целью необходимо создавать во внеклассной работе благоприятные условия для речевой практики.
Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Взаимосвязь внеклассных и классных занятий обеспечивает систематичность в усвоении языков, материала и в выработке речевых навыков.
Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу содержание внеклассной работы должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребности как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по вкусу и по своим способностям.
Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики — игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем широкого привлечения средств наглядности — картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, увлеченность выполняемой работой.
Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы. Интерес к внеклассной работе поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.
Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.
Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.
Принцип массовости. Желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия во внеклассной работе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.
Содержание внеурочной деятельности по русскому языку составляют два круга вопросов: 1)вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся. В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. Выделяют следующие формы внеурочной деятельности: по способу подачи языкового материала — устные и письменные; по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые. Каждая из указанных форм работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе. К письменным формам внеурочной деятельности по русскому языку относятся стенная газета, листки русского языка, стенды. Все остальные виды внеклассной работы по русскому языку проводятся в устной форме. По охвату учащихся они могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми. К индивидуальным видам внеклассной работы относятся заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков, работа над ролью, подбор языкового материала, индивидуальные консультации, чтение детских книг, сказок и другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и массовых внеклассных мероприятий. К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, элективные курсы, консультации, экскурсии, викторины и некоторые другие. К массовым видам внеклассной работы относятся: тематические праздники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги), фольклорные праздники, выставки (например, выставка детских книг, выставка детских рисунков), участие в акциях (общероссийская акция книгодарения); конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую творческую работу, на лучшего чтеца), олимпиады, дни русского языка, Чемпионаты по чтению вслух «Читаем вместе» и некоторые другие. Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие - эпизодически, один-два раза в год. Постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, клубы, консультации, элективные курсы, журналы, стенная печать, информационный стенд) работают в течение всего учебного года, - эпизодические - викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, экскурсии. Комбинированные формы внеурочной работы – день русского языка, неделя, декада Русского языка. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и много другого. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык.
В последнее время активно реализуется опыт организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с использованием инновационных форм. Во внеклассных занятиях должны широко использоваться межпредметные связи. Можно использовать также знания, полученные на уроках истории, географии. Знания по истории могут быть использованы в сообщениях о происхождении письменности, книгопечатания. Межпредметные связи способствуют как более прочному усвоению знаний и умений, так и активизации естественной речевой деятельности школьников.
Для стимулирования речевой активности учащихся и обогащения их речи весьма полезно посещение кино, театра, чтение газет и журналов.
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Понятно, что этот интерес развивается, прежде всего, на уроках, но несомненно и то, что внеурочная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.
Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Традиционными стали в нашей школе Дни, Недели русского языка. Такие мероприятия являются итогом внеклассной работы, проведенной за год. Подготовка Недели ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются и утверждаются на заседании методического объединения учителей.
Успешно проходит в школе Чемпионат по чтению вслух «Читаем вместе». Он проводится с 2015 года. Это мероприятие включаются обычно в программу Недели русского языка.
Второе направление внеурочной деятельности связано с использованием образовательных возможностей интернета. Это, прежде всего, участие в различных дистанционных конкурсах и викторинах, подготовка сетевых проектов. Интересной для учащихся формой внеурочной деятельности являются виртуальные экскурсии. Уместно здесь использовать групповую форму работы. Учащиеся класса могут подготовить групповые проекты - экскурсии, а затем провести конкурс на лучшую виртуальную экскурсию. Для этого нужно обязательно продумать маршрут экскурсии, подобрать интернет ресурсы, составить текст экскурсии, а затем и попробовать себя в роли экскурсовода. Исследовательская деятельность также является одной из инновационных форм внеурочной работы. Безусловно, одной из важнейших форм внеурочной деятельности по русскому языку и литературе является подготовка проектов. При изучении русского языка можно дать интересные задания, связанные с проектной деятельностью. Работа над проектами ставит уровень преподавания на более высокую ступень. Такая работа служит развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, то есть формированию компетентности личности.
Все перечисленные и другие индивидуальные, групповые и массовые виды и формы внеклассной работы по русскому языку тесно связаны между собой и способствуют развитию и активизации смысловой речи слабослышащих школьников. При планировании внеклассной работы необходимо учитывать частоту проведения, а также методику подготовки тех или иных видов мероприятий. Планировать работу следует так, чтобы она не создавала перегрузки учащихся и в то же время обеспечивала их равномерную, регулярную работу над овладением русским языком в течение всего периода обучения в школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.